Учёные из Массачусетской больницы общей практики и Гарвардского университета (США) провели исследование, согласно которому состояние молочных зубов у детей связано с потенциальным развитием у них каких-либо психологических отклонений в будущем.
Многочисленные исследования подтверждают зависимость психического здоровья ребёнка от психоэмоционального состояния матери в пренатальный (во время беременности) и перинатальный (в период грудного вскармливания) периоды. Однако до сих пор не было выявлено никаких действенных и недорогих биомаркеров (биологических показателей), позволявших выявлять детей, подвергавшихся стрессовым факторам в означенные выше периоды, и предупреждать развитие у них отклонений. Учёные из Массачусетской больницы и Гарвардского университета поставили перед собой задачу оценить, связано ли состояние молочных зубов ребёнка с психосоциальными стрессами его матери в период беременности и грудного вскармливания.
Были изучены четыре типа стрессового воздействия на мать: сложные жизненные обстоятельства, неблагоприятное окружение, ее социальный статус и психопатологический анамнез, то есть, были ли у матери какие-либо психические отклонения в указанные периоды. В исследовании принимали участие 70 детей (34 мальчика и 36 девочек). Чтобы выявить закономерности, учёные использовали зубы детей, выпавшие в 5-7 лет – в основном клыки.
Удалось установить, что толщина неонатальной линии роста (слой эмали, сформировавшийся во внутриутробном периоде) детей, чьи матери находились в состоянии тяжёлой депрессии либо подвергались различным стрессовым воздействиям в период беременности и кормления грудью, оказалась толще, чем у детей, чьи матери получали хорошую социальную поддержку и пребывали в хорошем психоэмоциональном состоянии.
Учёные пришли к выводу, что на толщину неонатальной линии оказывает влияние гормон стресса кортизол. Если полученные ими сведения найдут подтверждение в ходе более масштабных исследований, эти данные могут быть включены в стандартную диагностику уровня развития ребёнка и помогут предотвратить развитие психических заболеваний у детей.
Комментарии