search
main
0

О чем мечтает учитель

Я читаю курс детской литературы на вечернем отделении факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета. У меня потрясающие студенты! При бешеной нагрузке – все работают в школе, многие имеют семьи – они еще успевают добросовестно учиться, а на лекциях ловят каждое слово. Более благодарных и трудолюбивых студентов, чем вечерники, не найти. Но кто же они, современные учителя-студенты? Чем увлекаются в редкие часы отдыха? О чем мечтают? Изменились ли дети со времени их собственного детства? Что мешает им работать? Как относятся они к актуальной сегодня проблеме отбора детей в первые классы? На эти вопросы отвечали пятьдесят учителей начальных классов разных московских и подмосковных школ в возрасте от 21 до 42 лет. У большинства педагогический стаж 12-13 лет. И вот что выяснилось.

Кто сказал, что учителя мало читают? Они умудряются читать везде. За последний месяц проштудировали книги подростковых писателей о современной школе, которые мы изучали на занятиях: “Белая лошадь – горе не мое” Натальи Соломко и “Дикая любовь” Юрия Короткова, книги Владислава Крапивина. Большинство отдает предпочтение русским классикам, многие в числе любимых называют Булгакова и Грина. А еще – “Поющих в терновнике” и “Унесенных ветром”, Булычева и Дюма, Моэма и Пруста, Маркеса и Мопассана, Каверина и Катаева, Зощенко и Шукшина. И, разумеется, детективы от Конан Дойла до Марининой – расслабляться учителю тоже когда-то надо.

Слушают учителя в основном классику: Чайковского, Грига, Генделя, Баха, Бетховена. Любят авторскую песню и песни 60-х, но не брезгуют и современной эстрадой. Патриотизм наших учителей очевиден – предпочитают отечественную музыку. В общем, плохим вкусом и ограниченностью взглядов современный учитель явно не страдает. А вот как насчет их учеников? Насколько они изменились за последние лет этак пятнадцать?

Все отмечали, что дети, с одной стороны, стали более раскованными, самостоятельными, эрудированными – в 7 лет знают то, о чем их учителя и в 16 лет имели слабое представление. Но с другой – безразличными, эгоистичными, избалованными. Нынешние школьники меньше читают, информацию черпают из телевизионных программ, часами просиживают у компьютера. Не отсюда ли неразвитость чувств, безразличие? Печальная картина, и все же…

“Изменились ли дети? Да! – пишет Ирина Дусманова из подмосковного Лыткарина. – Я по-хорошему завидую этому поколению! Как бы мне хотелось учиться сейчас у незакомплексованных учителей, обладающих богатой эрудицией, способных принимать новаторские идеи”.

– А кто же вам мешает работать? – поинтересовалась я у своих студенток.

– Угнетает плохая техническая оснащенность классов, – ответили они, – отсутствие методических пособий, дидактических материалов и невозможность на жалкие гроши, именуемые зарплатой, их приобрести.

Сетуют учителя и на непродуманность программ и учебников, спускаемых сверху контрольных работ: “На самом деле легкие, но зачем-то закрученные”.

Елена Чумакова: “Мечтаю о том, чтобы поскорее закончилась война в Чечне и все вернулись домой живые”.

Мария Клейменова: “Я не только учитель, я мама. Мечтаю, чтобы ребенок мой был здоров, в семье благополучие. Чтобы мир был во всем мире, чтобы сыты были все дети”.

Марина Кириллова: “Моя мечта – чтобы государство и общество по заслугам оценили роль учителей и вернули бы учителю заслуженную славу, почет и уважение за наш неблагодарный, но тем не менее очень важный труд”.

Надежда Ладилова: “Я мечтаю, чтобы у меня была своя школа. Не обязательно быть директором, но работать в группе единомышленников”.

И – крик души, исторгнутый из каждого учительского сердца: “Хочу в отпуск! На море!” “Хочу увидеть разные города и страны, но моей зарплаты не хватает даже на еду”.

…Когда я все это услышала и прочитала, пожалела, что нет специальной медали для учителей “За мужество и оптимизм”. У меня во всяком случае возникло горячее желание всем им поставить пятерки без экзаменов.

Наталья БОГАТЫРЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте