search
main
0

О чем говорят результаты опросов педагогов и родителей?

В течение всего времени реализации проекта «Московская семья – компетентные родители» представлялось целесообразным периодически изучать мнения педагогов и родителей как главных субъектов сотрудничества, прилагающих усилия к созданию собственной философии взаимодействия друг с другом в каждом конкретном учреждении и осознанно или нет влияющих на активность друг друга в общении. В частности, в рамках сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений по реализации проекта «Московская семья – компетентные родители» было проведено несколько целевых тематических опросов с целью изучения хода реализации городской программы. В опросах участвовали как педагоги, так и родители.

В тематическом опросе «Влияние инициатив детского сада на повышение воспитательной активности родителей» участвовали руководители и педагоги дошкольных учреждений. Были опрошены более 160 человек. Педагогам предлагали ответить на такие вопросы:

Довольны ли вы своими профессиональными успехами по реализации программы «Московская семья – компетентные родители?

Отличаются ли современные родители чем-либо от родителей 1970-х – 1980-х годов прошлого столетия.

Улучшились ли, на ваш взгляд, объективные возможности для поддержки воспитательного потенциала московских семей с реализацией программы?

Откликались ли родители воспитанников на ваши инициативы, связанные с реализацией программы?

На вопрос: «Довольны ли вы своими профессиональными успехами по реализации программы» были получены такие ответы:

80% – выбрали ответ «да»;

% – «трудно сказать»;

5% оставили вопрос без ответа;

ответов «нет» не оказалось.

На вопрос «Отличаются ли современные родители чем-либо от родителей 1970-х – 1980-х годов прошлого столетия» были получены такие ответы:

50% – родители отличаются в положительную сторону;

43% – родители отличаются в негативную сторону;

7 % – противоречивые ответы.

На вопрос «Улучшились ли, на ваш взгляд, объективные возможности для реальной поддержки воспитательного потенциала московских семей с реализацией программы «Московская семья – компетентные родители»:

· 86% ответили, что возможности улучшились;

7% – «трудно сказать»;

7% не ответили.

На вопрос «Откликались ли родители воспитанников на ваши инициативы, связанные с реализацией программы»:

58% указали на высокую степень отклика родителей;

39% – «иногда откликались»;

3% не ответили.

Результаты опроса показали преобладание ответов оптимистичной, положительной направленности. Можно полагать, что массовое инновационное движение дошкольных образовательных учреждений по реализации программы «Московская семья – компетентные родители» способствовало тому, что семья положительно откликнулась на инициативы общества по поддержке ее семейных функций и родители прежде из роли критикующих систему образования заметно становятся активными союзниками дошкольных учреждений в поддержке образовательной политики в городе.

Для более детального изучения точек зрения на семью со стороны педагогов дошкольных учреждений и родителей была разработана методика опроса «Воспитательный потенциал семьи в прошлом, настоящем и будущем». Она включала опросный бланк из семи суждений в позитивной форме о разных аспектах воспитательного потенциала семьи. Педагогам и родителям предлагалось соотнести с каждым суждением, какому времени оно больше всего реально соответствует: «В прошлом», «Сегодня», «В будущем» или «Так происходит всегда». Родители как респонденты были представлены двумя возрастными категориями – до 30 лет и от 30 до 45 лет, – ответы которых обрабатывались отдельно.

Опросник содержал следующие суждения:

Семья открыта обществу и социальным контактам с внешним миром.

Проблемы жизнедеятельности семей – в центре внимания государственных структур общества.

Семья ориентирована на среднедетный стандарт.

Ценность родительства и родства имеет высокий статус в сознании людей.

Культурные различия и традиции семей – фактор духовно-нравственного становления ребенка.

Семья – надежный источник безопасности для ребенка, его комфортного самочувствия.

Родители чувствительны к потребностям детей в любви, заботе, общении.

Сравнительный анализ ответов педагогов и родителей обнаружил сходство и различие во мнениях тех и других на воспитательный потенциал семьи. В частности, педагоги оказались более критичны и сдержанны в позитивных оценках семьи как «эмоционального тыла» ребенка. Родители в отличие от педагогов показали явную сдержанность в позитивных оценках сегодняшней поддержки семьи со стороны государственных структур и открытости семьи обществу.

В тематическом опросе родителей «Рейтинг популярности детского сада глазами московских родителей» ставилось две цели. Первая – выявить мнение родителей о степени их удовлетворенности образовательным потенциалом учреждения. Вторая – выявить степень авторитета детского сада как источника поддержки родительской компетентности. Некоторые вопросы были сформулированы следующим образом:

Вы довольны качеством образования и развития своего ребенка в детском саду?

Уверены ли вы в хорошем уходе и отношении к вашему ребенку со стороны персонала учреждения?

Вас устраивают содержание, режим и другие условия предоставления образовательных, оздоровительных, консультативных и иных видов услуг детям и родителям?

Находят ли отклик и понимание у воспитателей группы, администрации ваши педагогические интересы, пожелания и родительские чувства?

Можно назвать ваши взаимоотношения с педагогами группы партнерскими?

Является ли для вас детский сад источником поддержки родительской компетентности?

В опросе участвовали родители детских садов сетевого взаимодействия проекта «Московская семья – компетентные родители»: №№ 2230, 1787, 1777, 1851, 1983, 2093, 2317, 403, 1511.

По результатам проведенного опроса были получены следующие данные.

На вопросы о степени удовлетворенности образовательным потенциалом учреждения ответы «да» – до 100%.

На вопросы о степени авторитета детского сада как источника поддержки родительской компетентности ответы:

«да» – от 68% до 93%;

«нет» – от 3% до 9%;

«трудно сказать» – от 8% до 23%.

На основании этого можно заключить, что авторитет дошкольных учреждений, участников пилотного проекта, в глазах родителей имеет солидный вес не только как учреждений образования детей, но и как приоритетный источник повышения их психолого-педагогической культуры.

Елена АРНАУТОВА, ведущий научный сотрудник НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца, кандидат педагогических наук

7

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте