Наблюдая отношение к природе людей, сделавших слова Мичурина «…мы не можем ждать милостей от природы: взять их у нее – наша задача» своим жизненным кредо, понимаешь, что надо воспитывать в сегодняшнем школьнике убеждение, что нельзя нарушать экологическую стабильность. Древняя мудрость гласит: «Прежде чем срубить дерево, ощути себя им».
Тургеневский Базаров уверял нас, что «природа – не храм, а мастерская и человек в ней – работник». Долгое время мы слишком буквально понимали эти слова. А сегодня дети должны уяснить обратное: Храм, именно, Храм! Только поняв это, человек обретает нравственную гармонию. Относиться к природе как к Храму и трудиться в ней как в Храме – вот нравственное оружие человека.
Именно учитель содействует тому, чтобы выросло поколение, мыслящее по-новому и умеющее разумно хозяйствовать на Земле. Воспитание школьников высоконравственными, образованными, культурными, творческими личностями, в гармонии с людьми и природой – мое учительское кредо. Экология для меня – не просто научная дисциплина, но весь строй отношений человека с жизнью. И формировать экологическое мышление нужно с раннего детства.
Парадоксально, что с рождения любому ребенку знакомо чувство единения с природой. Он умеет видеть мир глазами цветов, знает, о чем думает ворона. Но с возрастом этот дар уходит, и только дети, включенные в процесс общения с окружающим миром, под руководством учителя вновь начинают видеть природу изнутри, ее собственными глазами. Внимательно наблюдая за ней, понимают, что в природе ничто не повторяется. В строении, цвете и форме каждого пера птицы, каждого листа на дереве множество неповторимых признаков. Испытав хоть раз чувство единства с миром, человек уже не может относиться к нему как к чему-то утилитарному, он всегда ощущает, что другая жизнь имеет собственную, независимую от него ценность. Не это ли понимание и принятие другого, признание ценности существования всего живого и есть конечная цель экологического воспитания?
Анатолий СМИРНОВ, учитель биологии СШ №1 Неи, учитель года Костромской области-2005
Комментарии