search
main
-1

О бедном учителе замолвили слово?

Бюрократия продолжает возрастать

Год педагога и наставника все увереннее вступает в свои права, имя Константина Ушинского выучили не только школьники, но и родители. О том, что статус педагога важно повысить, говорят даже бабушки на скамеечках, но о реальных изменениях к лучшему пока остается только мечтать.


Неприглядная реальность

Депутат Государственной Думы от Омской области Олег Смолин в соцсетях высказался о зарплате учителей и растущей бюрократии в учреждениях образования.

Парламентарий, который является первым заместителем председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, доволен тем, что 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Смолин надеется, что это как-то скажется на нематериальной стороне отношения к педагогу.

– Я был приятно удивлен, узнав об увеличении количества желающих поступать в педагогические вузы, – заявил депутат. – Правда, для меня это загадка, потому что зарплату не увеличили, а бюрократию не сократили. Зарплату, конечно, нужно увеличивать, потому что она не соответствует реальной нагрузке учителя.

Отдельно Олег Смолин прошелся по бюрократии в российских школах, которая, по данным депутата, продолжает возрастать.

– Я думаю, что бюрократия даже не сохраняется, а увеличивается, – комментирует реальное положение дел в российской школе парламентарий. – Государственная Дума приняла закон об ограничении документации, за которую отвечает учитель. Правда, пока принимали законопроект, количество обязательных документов увеличилось с четырех до семи. Но дело не только в этом. По оценке комитета прошлого созыва Госдумы, среднее учебное заведение в год заполняет 300 отчетов почти по 12 тысячам показателей. А Высшая школа экономики сообщает о существовании двух форм отчетности. И чтобы их заполнить, квалифицированный человек должен работать по 8 часов 3 месяца в году. Но это же просто безумие. Российский учитель – мировой рекордсмен по времени, которое он тратит на разного рода бюрократические процедуры.

Статистика подтверждает

На фоне ярких образовательных событий, которые призваны популяризировать профессию педагога, немного неожиданно прозвучали слова вице-премьера РФ Татьяны Голиковой, призвавшей Минпросвещения «обеспечить продолжение работы по совершенствованию мер поддержки педагогов». По ее словам, необходимо «проработать все возможные варианты, чтобы поддержать учителей и с финансовой точки зрения».

По данным вице-премьера, «только 150 тысяч учителей в России младше 30 лет. Это меньше 14% от общего числа педагогов, всего их около 1,1 млн человек». Видимо, несмотря на внушительные цифры приема в педвузы, в учителя молодые профессионалы идут не так охотно, как об этом говорят при ярких софитах и с высоких трибун.

 

Говорить о дефиците?

Представляя отчеты в Госдуме, министры здравоохранения, просвещения и культуры должны в первую очередь рассказывать о кадровом обеспечении в своих отраслях. С таким предложением спикер Госдумы Вячеслав Володин обратился к депутатам на пленарном заседании 5 апреля.

– Коллеги, предлагаю принять решение, – сказал Володин. – У нас это касается в первую очередь министерств здравоохранения, просвещения, культуры. Давайте при подготовке отчетов профильных министров, чтобы они первым вопросом освещали тему кадрового обеспечения. Без этого проблему мы не решим. Ее надо выводить на другой уровень контроля».

В сельских больницах, по словам спикера, дефицит кадров доходит до 80%, а в городах с численностью населения 40-50 тысяч человек – до 60%.

– Значит, что-то не так. Аналогичная ситуация в школах, и все сегодня держится на пенсионерах, – констатировал политик. – Дай бог здоровья тем, кто продолжает работать, – учителям и врачам, ситуация в учреждениях культуры еще хуже.

При этом он обратил внимание думского Комитета по контролю, что речь не должна идти о средней температуре по больнице.

– На самом деле у нас проблема серьезная на уровне сельских районов, небольших городов, – уверен Вячеслав Володин. – Улучшается ситуация в субъектовых центрах, и, конечно, в Москве этой проблемы нет, здесь конкуренция.

Депутаты, кстати, это предложение поддержали.

 

Слабое эхо проблемы

Во время парламентских слушаний, которые состоялись 17 апреля, руководитель Комитета Государственной Думы по просвещению Ольга Казакова сообщила, что в российских школах не хватает более 3,6 тысячи учителей информатики.

Глава комитета констатировала: среди 40 тысяч общеобразовательных учреждений далеко не во всех есть педагоги соответствующего профиля. На данный момент дефицит представителей этой профессии составляет 3603 человека.

По словам Казаковой, в текущем году российские вузы выпустят порядка 1400 новых кадров, которые позволят решить проблему с нехваткой учителей в городских и сельских школах. Руководитель Комитета Государственной Думы по просвещению подчеркнула, что властям необходимо искать способы решения проблемы.

Стоит ли уточнять, что проблема дефицита учителей намного острее заявленной? Свидетельство тому – одно из последних исследований рынка труда.

 

Кто заменит ушедших?

Между тем численность молодых работников в России опустилась до исторического минимума, следует из исследования, подготовленного сетью FinExpertiza на основе данных Росстата. Общее количество работающих россиян в возрасте до 35 лет с декабря 2021 по декабрь 2022 года сократилось на 1,33 млн и составило 21,5 млн человек (29,8% всех занятых).

Основная причина старения рабочей силы – демографическая. Еще одна серьезная причина – эмиграция. И пока неясно, как будет справляться система образования с обозначенными потерями без действенных мер поддержки в виде достойной зарплаты и корректировки бюрократической нагрузки. Реальной «дорожной карты» для решения этой задачи широкой аудитории представлено пока не было. Как и осмысления реальных цифр нехватки учителей.

Статфакт

Первый зампред Комитета по просвещению Яна Лантратова сообщила, что в 2022 году средняя учительская зарплата по стране составляла 45787 рублей до вычета налогов, а на руки учителя в среднем получали по 39 тысяч рублей. При этом реальная зарплата многих учителей была ниже, уточнила она. По данным Росстата, усредненная зарплата государственного служащего в 2022 году была равна 126 тыс. рублей. Лантратова подчеркнула, что и чиновники, и учителя – это «государевы люди», которые должны получать за свой труд одинаково, потому что выполняют важную, необходимую государству работу. «Меры защиты учителей сейчас обсуждаются с профессиональным сообществом и родителями», – добавила депутат.

Мария ГОЛУБЕВА

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте