Минпросвещения России поддержало инициативу о введении в школах основ военной подготовки. Ранее с предложением вернуть в школьную программу НВП в министерство обратились депутаты Госдумы Яна Лантратова и Владимир Павлов.
По мнению парламентариев, нынешняя программа курса ОБЖ не отражает современные реалии и вызовы, с которыми сталкивается российское общество. «В условиях роста террористической опасности и той борьбы, которую ведет государство ради защиты прав наших сограждан на рубежах страны, дети должны обладать необходимыми знаниями и навыками, как вести себя в критических ситуациях угрозы их жизни и здоровью», – заявил Павлов.
По его словам, предложение было услышано. Предмет «ОБЖ» за 10-11‑й классы дополнят двумя модулями. В рамках модуля «Элементы начальной военной подготовки» школьников, в частности, обучат обращаться с автоматом Калашникова, оказывать первую помощь в бою, пользоваться средствами индивидуальной защиты. Благодаря модулю «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» старшеклассники научатся оказывать первую помощь при разных видах ранений, травм, ожогах, отравлениях и в других ситуациях.
Данные модули в составе предмета «ОБЖ» включены в проект Федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования (ФООП), которая размещена на портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения.
Возможные нововведения обсуждают наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Обучение основам начальной военной подготовки и оказанию первой помощи в старших классах – это возвращение к проверенному временем содержанию образования. Когда-то я собирала автомат быстрее всех в классе. Мы изучали основы медицины и фармакологии, учились перевязывать раненых. Это развивало моторику, ловкость, учило владеть собой, сохранять хладнокровие в сложной ситуации.
Сейчас в школе не так много возможностей для практических занятий. Большая часть уроков нацелена на формирование культуры интеллектуального труда. Поэтому ребята живо реагируют на возможность поработать с моделью автомата или учебным манекеном. Как показал опрос, проведенный ОНФ и фондом «Национальные ресурсы образования» в 2019 году, шесть из десяти родителей считают, что школа недостаточно хорошо обучает принимать решения и планировать свои действия. Треть родителей (36%) назвали умение оказать первую помощь себе и другим важнейшим направлениям, необходимым для развития любого школьника.
Когда в 2017 году открывались первые волонтерские кружки проекта ОНФ «Равные возможности – детям», именно по военно-патриотической подготовке набирались самые масштабные группы, до 170 человек. Волонтеры запускали программы на базе школ, колледжей, музеев, библиотек, НКО, общественных организаций, молодежных клубов. Ребята, которые занимались самообороной, физической подготовкой, доврачебной помощью и основами выживания, становились дисциплинированнее, начинали лучше учиться. Активисты проекта помогли открыть такой кружок в Ченцовском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, подарив учебную модель автомата Калашникова. Воспитанники центра давно хотели получить макет оружия и уже целый год работают с ним на занятиях по общевоенной подготовке. Такие занятия воспитывают смелость, выдержку, выносливость, силу духа и отзывчивость.
Игорь САВЕЛЬЕВ, писатель, журналист, лауреат премии «Лицей»:
– Я категорически против таких инициатив, тем более как отец ребенка, который в этом году пошел в школу. На мой взгляд, это только усиливает психоз в обществе, которое и так пребывает в шоковом состоянии от всего, что происходит. И в последнюю очередь хочет видеть то, что связано с оружием и военной формой, еще и в школе. Не думаю, что за этим стоит желание реально восполнить какие-то навыки, скорее продемонстрировать «тренд на милитаризм». А если мы говорим о навыках детей, то здесь перед школой много гораздо более актуальных задач, чем игра в войнушку.
Мария ЛЕБЕДЕВА, мама восьмиклассницы, Великий Новгород:
– Помню свои уроки НВП в школе. Считаю, что для нас, девочек, лишним был зачет по строевой ходьбе, который мы зачем-то сдавали, и сборка-разборка автомата Калашникова. Она была в программе, но у преподавателя хватило мудрости не мучить ею девчонок. Явный перебор был с пересказом на память информации о видах газов и отравляющих веществ, такое обилие просто не запоминается. Что необходимо включить в современную программу НВП? Я считаю, каждый человек обязан обладать навыками оказания первой помощи, это необходимо в жизни при несчастных случаях. Стрельбе можно учить мальчиков, но ребенок должен быть психически адекватным и не стоять на учете в комиссии по делам несовершеннолетних – необходимая, по моему мнению, поправка в наше время. А вот для девочек обучение стрельбе вводится по желанию, для них как для будущих мам лучше расширить спектр медицинских знаний. Огромная просьба от родителей не увеличивать из-за новых модулей общее количество часов в программе, найти, что в ней сократить, поскольку дети испытывают колоссальные перегрузки в школе.
Анна Л., фрилансер, мама школьницы:
– Человеку с российским паспортом и украинской фамилией не так просто сохранить свою психику в 2022 году. Я стараюсь, но новости, подобные этой, причиняют мне боль.
ОБЖ может быть хорошим предметом. Однажды на уроке нам рассказывали, как нужно вести себя, если незнакомец преследует тебя или пытается напасть в подъезде или на улице. Через 10 лет эти знания меня спасли. Я отделалась легким испугом. На заметку: нужно было просто крикнуть «пожар!». На крики «помогите!» обычно никто не отзывается.
Но зачем давать в руки детям оружие? Зачем вбивать в их податливые головы мысль о том, что за Родину надо умирать?
Мы с дочерью 2,5 месяца живем в Бразилии. Бразильцев трудно упрекнуть в отсутствии патриотизма. Здесь много государственных флагов в окнах, на машинах, на одежде. Да, здесь много проблем. Но никто не призывает умирать за Родину. Мне одновременно радостно и больно видеть все это торжество жизни, открытость и дружелюбие людей. А когда уже в России можно будет жить полной грудью, петь красивые песни, помогать друг другу, а не стоять по стойке смирно с автоматом в руках?
Ирина О., учитель химии, Нижегородская область:
– Как относиться к инициативам наших депутатов? Нельзя бесконечно добавлять предметы в ущерб тем, которые формируют логику и мировоззрение. Но, похоже, у кого-то горячее желание, чтобы дети ни о чем не думали.
Комментарии