Государственная Дума более года работает над законопроектом, предусматривающим перевод начальной военной подготовки из разряда факультативных, добровольных предметов школьной программы в категорию обязательных. Таким путем предполагается устранить противоречие двух законов: «Об образовании» 1992 г., установившем добровольное изучение НВП, и более поздним – «О воинской обязанности и военной службе», по которому она обязательна.
Законопроект в первом чтении приняла Госдума предыдущего созыва за месяц до выборов, когда среди депутатов в нижней палате парламента были яростные противники возвращения «военки» в школы. У них было несколько аргументов «против». Во-первых, они называли это шагом в направлении милитаризации школы. Во-вторых, считали, что введение обязательной начальной военной подготовки противоречит Конституции, поскольку лишает школьника права на убеждения, не позволяющие ему нести военную службу. И, наконец, недоумевали, почему Закон «Об образовании» должен приводиться в соответствие с законом о воинской обязанности, а не наоборот. Тем не менее в Думе прошлого созыва за обязательную НВП проголосовали 338 депутатов. В нынешнем парламенте активных противников документа пока не наблюдается вовсе. Если документ пройдет парламентское «чистилище» и будет подписан главой государства, то уже со следующего учебного года НВП может вновь оказаться среди обязательных школьных предметов.
Досье
Начальная военная подготовка появилась в школьных программах в 1939 г. и просуществовала более полувека. На этот предмет старшеклассникам отводилось до 140 часов. В 1991 г. курс был сокращен вдвое, а с 1993 г. стал преподаваться только на факультативной основе.
Голоса политиков- «пацифистов» звучат и сегодня. К примеру, депутат Мосгордумы Евгений Бунимович считает возвращение в школы курса начальной военной подготовки «неэффективным и опасным». По его мнению, «введение в школах основ военной службы – это откровенная милитаризация школы, которая совершенно не свойственна никаким другим странам». Более того, Бунимович считает странным само рассмотрение этой проблемы «в ситуации, когда мы еле-еле находим средства на укрепление защиты школ с точки зрения терроризма и всех проблем, которые возникли сегодня». Оставим на совести депутата Мосгордумы не слишком корректное увязывание принципиально разных вопросов. Тем более, где как не на занятиях по НВП школяры должны учиться поведению в чрезвычайных ситуациях и готовить себя к борьбе с тем самым терроризмом? Причем не теоретически, а именно практически.
В самой же Госдуме высказано прямо противоположное мнение. Один из авторов законопроекта заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне, возглавляющий в нем подкомитет по вопросам воинской обязанности и военной службы, генерал-майор Николай Безбородов, заявил: «Законопроект о необходимости восстановления в школе предмета «Начальная военная подготовка» особенно важен в связи с предполагаемым переходом на одногодичную службу по призыву, начиная с 2008 г. С учетом того, что курс НВП рассчитан на два года, нужно включать его в программу обучения уже в нынешнем сентябре».
Депутат подчеркнул, что одно из важнейших условий уменьшения срока службы с двух до одного года – качественная подготовка призывников до призыва в армию. «Скорейшее введение НВП в средних школах поможет решить эту проблему», – сказал Безбородов. Он уточнил, что поправки призваны устранить несоответствие действующих законов – «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым подготовка к военной службе обязательна для юношей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и «Об образовании», относящем ее к разряду факультативных, изучаемых по желанию. «Но поскольку первый закон является головным в сфере воинской обязанности, то корректироваться в соответствии с его требованиями должен второй закон», – пояснил депутат.
К законодательным изменениям готовятся и в оборонном ведомстве страны. В Генштабе Вооруженных Сил РФ, в частности, считают, что на НВП должно быть отведено не менее 70 часов в программах 10-11-х классов. Соответствующее положение военные предлагают внести в государственный стандарт общего образования. Основой своей позиции в Генштабе называют «один из приоритетов государственной политики по обеспечению национальной безопасности страны, направленный на возрождение престижа военной службы и подготовку к ней граждан РФ».
Между тем в ряде регионов решили действовать, не дожидаясь закона. Школы Канашского района Чувашии с подачи главы района Сергея Антонова закупают учебные автоматы Калашникова, чтобы возродить во всех учебных заведениях НВП. Президиум правительства республики принял решение о возрождении в школах начальной военной подготовки. На изучение предмета в школе должно быть выделено не менее 120 часов: 80 – на теоретическую часть и 40 – на учебные сборы.
Мэр Великого Новгорода пошел еще дальше. С осени прошлого года на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя школа №9» создан учебный пункт для граждан, достигших 16-летнего возраста, не обучающихся в образовательных учреждениях, не имеющих начальных знаний в области обороны и не прошедших подготовку по основам военной службы.
Мнения
Нужна ли в школах НВП?
Поэт и музыкант Вадим СТЕПАНЦОВ:
– Конечно. Я научился разбирать и собирать автомат. Очень полезное для жизни приобретение. Потом в армии пригодилось – я хорошо стрелял.
Карикатурист Андрей БИЛЬЖО:
– У меня этого предмета не было, но я точно знаю, что ничего полезного для себя из него не извлек бы. Хорошего в ходьбе строем мало, а интерес к изучению вооружения приходит позже – для детей это абсолютно лишняя информация. Так что они должны быть свободны в выборе – учить или не учить.
Председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей ИСАЕВ:
– У меня был очень специфический учитель по НВП, который на уроках в основном развлекал всех шутками-прибаутками – причем не на сугубо военные темы, а обо всем подряд. Поэтому посещать его уроки было очень интересно.
Солист группы «Хамелеон» Альберт
ГАНИН:
– Нужен ли этот предмет, сложно сказать. Но мне всегда было смешно наблюдать, как девушек пытались научить маршировать. Можно сделать НВП факультативной: если кому-то интересно разбирать автомат, то, пожалуйста – приходите после уроков. Школа сейчас и без того перегружена предметами, а в этом уж точно огромной необходимости нет. Для ребят, желающих изучить военную подготовку, всегда есть армия.
Народный артист России Сергей МИГИЦКО:
– Мы стреляли, учились управлять автомобилем и лодкой. Я вспоминаю наших инструкторов с благодарностью. Почти все они прошли войну. Не хотелось бы навязывать свое мнение, но восстановить в школах такие уроки – хорошая идея, это дисциплинирует молодежь. Каким бы свободным государство ни было и какая бы ни была демократия, дисциплина молодым людям не помешает.
77% россиян – «за»
Социологический опрос, проведенный Фондом общественного мнения, показал, что лишь только один из восьми (12%) опрошенных высказался против НВП в школах. По их мнению, военная подготовка разовьет агрессивность и жестокость подростков.
Более трех четвертей россиян (77%) согласны с введением предмета НВП в обязательную школьную программу. Они считают, что военная подготовка морально и физически укрепит старшеклассников, даст им знание азов медицинского дела и выживания в экстремальных условиях, разовьет самостоятельность и расширит кругозор.
Если проанализировать позиции оппонентов в спорах об НВП, нетрудно заметить, что говорят они о разных вещах. Аргументы противников сводятся к протестам против бездумных шагистики и солдафонства. Но не о них ведут речь сторонники НВП. Они утверждают, что без готовности призывников к службе не укрепить армию, а также проблематично вдвое сократить срок службы по призыву. Заметьте: никто, включая самых яростных оппонентов, не оспаривает справедливость этих суждений. То есть, суть проблемы – в содержании допризывной подготовки. Значит, пора переводить дискуссию в иную плоскость: какой быть НВП? Какими должны быть ее формы и методы, качество и эффективность? Как добиться, чтобы из школы в армию шли не изнеженные и беспомощные маменькины сынки, для которых обычная физзарядка – почти конец света, и не правонарушители-хулиганы, приверженцы нравов темных подворотен, не наркоманы-алкоголики, а юноши, морально и физически готовые выполнять свой конституционный долг?
Комментарии