– Необходимые и достаточные условия получения образования можно сформулировать довольно легко: желание и возможность учиться. Желание ученика учиться и возможность общества учить. Отсутствие желания учиться при наличии возможности дает тот же результат, что и ситуация наличия тяги к знаниям при невозможности реализовать эту тягу. Снижение интереса не может быть в полной мере компенсировано большими возможностями. Условия взаимосвязанны и взаимозависимы.
По результатам анкетирований, которые регулярно проводятся в нашей школе, количество детей, желающих учиться, стабильно уменьшается с 1-го по 9-й классы. В 1-м классе хотят учиться 98 процентов опрошенных, в 5-м классе – 35 процентов, в 9-м классе – только 23 процента. На выходе из школы, в 11-м классе, «желающих» становится опять много – 70 процентов. Потеря интереса к учебе обусловлена многими факторами, в числе которых на первом месте называются необъятный материал, утомляемость, отсутствие поддержки со стороны родителей, конфликтные отношения с учителями и отсутствие видимой цели при изучении предмета.
Используя идеи педагогики сотрудничества на своих занятиях, я наблюдаю, как появляется интерес к изучаемому материалу, становится видимым практическое применение получаемых знаний, меняется отношение ребят к учебе.
Приведу несколько примеров из собственной практики школьного учителя информатики. Идея свободного выбора и коллективного творчества на уроках информатики реализуется в виде творческих работ при освоении нового программного продукта. Как делать (программа, способы, приемы), дает учитель, что делать (тема и содержание документа, рисунка, презентации), выбирают ученики индивидуально или группами. Идея самоанализа, оценки работ практикуется на итоговых уроках в форме «круглого стола» – показ всеми учениками своих работ, обмен мнениями, вопросами – ответами технологического характера. При таких обсуждениях неизбежно возникают вопросы по материалу, который предстоит изучить. У родителей есть возможность быть в курсе школьных дел, получая информацию через школьный сайт (http://www.sch130. nsc.ru/), который существует в интернете с 1998 года. На нем публикуется информация о целях и задачах нашего лицея, направлениях деятельности, достижения. Ежемесячные новости освещают значимые события школьной жизни. Ученики и их родители знают, как работает школа, что предлагает, к чему стремится и как собирается этого достичь.
Комментарии