search
main
0

Нужны России мастера! Они главное богатство страны

17 мая на прямой телефонной линии с читателями “Учительской газеты” был Виктор ДЕМИН, президент Союза директоров ссузов России, директор Красногорского оптико-электронного колледжа.

Вопрос национальной безопасности
– Игорь Михайлович, преподаватель из Калуги. Как вы считаете, насколько важно для государства развитие СПО? Что произойдет, если заявленный в “Основных направлениях социально-экономической политики правительства” приоритет этого уровня образования останется декларацией?
– Страна не получит высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов со средним профессиональным образованием. А это самая массовая категория работающих в реальном секторе экономики и сфере услуг. Отсутствие людей, владеющих современными технологиями, может резко снизить инвестиционную привлекательность России для иностранных инвесторов и одновременно стать одной из причин оттока капитала из России, например, в азиатские страны, где высоки культура и дисциплина труда. Кроме того, отсутствие квалифицированных кадров СПО может привести к замещению их внутри России иностранными рабочими, как это уже происходит в строительстве. А это чревато потерей позиций России на мировых рынках, угрожает ее национальной безопасности, может закрепить технологическое отставание. Сегодня в обществе престиж рабочего человека принижен. Доминирует такая точка зрения: играй в рулетку, станешь миллионером. Но все не могут быть банкирами, кто-то должен производить, богатство страны создается руками мастеров.

Престижно и недорого
– Вас беспокоит учитель биологии из Зеленограда. Меня интересуют цены на обучение. Знаю, что диплом высшего образования на внебюджетном отделении вуза обходится недешево. А сколько стоит образование в ссузе?
– Цены на образовательные услуги по России неоднородны. Недавно мы провели мониторинг стоимости образования в средней профессиональной школе и установили, что цены колеблются от 100 до 500 долларов в год. В вузах цены значительно выше: до 1000 и более долларов в год. В этом смысле наше образование доступней.
– А какие профессии сейчас наиболее престижны? Что можно посоветовать ученикам?
– Юристы, экономисты, менеджеры не выйдут в ближайшее время из разряда престижных. И стремление молодежи получить такое образование вполне закономерно. Многие осваивают эти специальности как базовый уровень для дальнейшего профессионального роста в совершенно других областях. Это помогает добиться успеха, сделать карьеру. В списке престижных специальностей сейчас электроника, вычислительная техника, ремонт радиоаппаратуры, автомобилей. Есть спрос на специалистов по туризму и гостиничному хозяйству, на специалистов-кинологов, это, кстати, одна из 20 новых специальностей.

Из студентов в солдаты?
– Вас беспокоит Ольга Николаевна Смирнова из Москвы. В прошлом году мой сын поступил в техникум, после его окончания собирается в вуз. Скажите, пожалуйста, сможет ли он закончить обучение без перерыва на армию?
– Этот вопрос сейчас часто задают и родители, и студенты. Дело в том, что в соответствии с принятыми Госдумой поправками к Закону “О воинской обязанности и военной службе” отсрочка от призыва в армию увеличена до 20 лет и будет предоставляться только один раз во время обучения на одном из уровней профессионального образования. Таким образом, поступив после окончания техникума в вуз, студент не сможет получить непрерывное образование. Раньше, когда отсрочка давалась два раза, таких проблем не возникало. Кроме того, по названной причине выпускникам 11-х (а в будущем и 12-х) классов становится невыгодно поступать в средние специальные учебные заведения. Значит, их прием в ссузы сократится, и учиться будут в основном девушки. Непродуманное решение Госдумы создает предпосылки к ликвидации колледжей, обеспечивающих повышенный уровень подготовки специалистов за счет увеличения сроков обучения на один год. Непрерывность образования сохранится только в случае, если ребенок пошел в школу в 7 лет, после девятого класса выбрал ссуз, а затем сразу поступил в вуз. Тогда он сможет воспользоваться правом отсрочки на военную службу. Любое отступление от этой схемы (пошел в школу в восемь лет, взял на этапе обучения в ссузе академический отпуск) этого права лишает.
Вашего сына эти нововведения не коснутся. Они не распространяются на тех, кто поступил в ссузы до прошлого года включительно. Изменения к закону актуальны для абитуриентов нынешнего года. Однако ситуацию еще возможно исправить: закон еще не подписан президентом и не одобрен Советом Федерации. Я считаю, что необходимо изменить утвержденные Госдумой поправки и либо сохранить двухразовую отсрочку, либо увеличить срок призыва в армию до 21-22 лет.

Учиться можно
всю жизнь
– Дарья Богомазова из Красногорска. Мне 30 лет, имею ли я право на обучение в ссузе или уже опоздала?
– СПО доступно в любом возрасте. И это общемировая тенденция. С переходом на концепцию непрерывного образования всем гражданам предоставляется возможность получения образования любого уровня первый раз бесплатно, а второй – уже на платной основе. Так что при желании учиться можно в любом возрасте.

Не стипендия,
а насмешка
– Алексей Петрович, преподаватель подмосковного колледжа. Не кажется ли вам, что студенческая стипендия нашего уровня образования не дает студентам шансов на выживание? Это не стипендия, а насмешка.
– Конечно, на 70 рублей в месяц, такова стипендия в ссузах, не проживешь. Однако, я думаю, нашему обществу надо менять представление о том, что такое стипендия. Это ведь не заработная плата, это форма государственной социальной поддержки. Другой уровень поддержки государство сейчас позволить не может. Поэтому надо использовать возможности учебного заведения: вводить социальные стипендии, оказывать при необходимости материальную помощь. В некоторых ссузах стипендии составляют 250-300 рублей. Есть еще одна форма поддержки студентов. В рамках целевой подготовки специалистов устанавливаются именные стипендии не только самим учебным заведением, но и работодателями, социальными партнерами. Например, именная стипендия нашего базового предприятия – Центрального конструкторского бюро – составляет 6,5 тысячи рублей. Генеральный директор своим приказом устанавливает специальные стипендии для отличников: 6-7 минимальных стипендий, а те, кто учится на “четыре” и “пять”, получают 2-3 минимальные стипендии. В подготовке специалистов заинтересована и администрация нашего города, ее руководитель ввел именную стипендию в размере 2 минимальных. При выплате всех перечисленных основная стипендия не снимается. Так что у прилежных студентов есть возможность получить вознаграждение за свой учебный труд. Но эта возможность зависит от активности руководства ссузов, от их умения устанавливать контакты с работодателями, другими партнерами. Сегодня на директора возложены не только методические и педагогические функции. Он должен быть менеджером. Ему надо постоянно ориентироваться на потребности рынка труда. Одна из его главных задач – обеспечить востребованность выпускников, ведь при поступлении в учебное заведение абитуриенты и родители задают один и тот же вопрос: каковы перспективы трудоустройства? Кстати, выпускники нашей системы по сравнению с высшей школой получают более практико-ориентированное образование, причем широкого профиля. Поэтому им легче найти работу. Например, специалист в области вычислительной техники знает, как ее отремонтировать, а еще владеет вопросами программирования, менеджмента и продвижения техники на рынке. А с учетом последних тенденций, когда усиливается языковая подготовка, выпускник становится востребованным и на международном рынке труда.
– Ирина Марковна из Санкт-Петербурга. Что происходит с классификатором, говорят, его собираются сократить в два раза?
– Слухи слишком преувеличены, хотя процесс оптимизации действительно ведется. Из 280 специальностей останется 250. Новый классификатор будет учитывать потребности рынка и, что важно, предоставит до 30% учебного времени на специализацию. А вообще в стране сейчас 8000 профессий высшего, начального и среднего профессионального образования. Немудрено, что государство планирует сокращение их количества.

Счастье не в деньгах… А в их количестве
– К вам обращаются из города нефтяников Котово Волгоградской области. Как начисляется зарплата в зависимости от тарифной ставки? Есть разница между школой и техникумом? Мы до сих пор не знаем, какая она на сегодняшний день. Неужели это такая тайна за семью печатями?
– Тарифная ставка не зависит от того, является ли школа общеобразовательной, средней или начальной профессиональной. Эти ставки везде одинаковы. А определяется ЕТС в зависимости от разряда -12-13-14-й. И ни один из руководителей образовательного учреждения эту сумму уменьшить не может, разве что только увеличить. Кстати, наш Союз директоров в ближайшем будущем поставит перед правительством вопрос о ликвидации тарифной сетки уже хотя бы потому, что разница между 12,13,14-м разрядами составляет всего-навсего 100 рублей. Согласитесь, это плохой стимул для высокопроизводительного труда. По сути, становится бессмысленной сама процедура аттестации преподавателей. Душевные и интеллектуальные затраты во время аттестации огромные, но получается, что они материально никак не компенсируются. Поэтому в течение двух ближайших лет планируется серьезный прорыв в увеличении оплаты труда преподавателей и не на 20-30%, а в несколько раз. Думаю, это будет возможно за счет создания благоприятной налоговой политики для работодателей и всех тех, кто проявит интерес к образованию, и прежде всего родителей. Вопрос же о низкой оплате труда работников образования очевиден, сегодня это уже политическая проблема. Молодежь видит, что образование не востребовано, что ценность его грошовая. Ведь сколько бы ни декларировался приоритет образования, все бессмысленно, если перед глазами у школьников нищий преподаватель. Если нет денег в бюджете, то правительство должно создать условия реальной автономии учебных заведений, использования внебюджетных средств. Деятельность нашего союза, общественных организаций, Союза ректоров направлена на то, чтобы подсказать правительству пути повышения оплаты труда преподавателей, ведь именно они – главная фигура в обществе.
– К вам обращается Лидия Ивановна из Москвы. Я очень волнуюсь о судьбе своего внука. Есть ли сейчас какая-то надежда поступить на бесплатное отделение?
– План приема на бесплатные отделения в средние специальные заведения вырос на 15 процентов. Сейчас в техникумы и колледжи на бесплатное обучение принимается около 900 тысяч юношей и девушек, закончивших 9-й класс в возрасте 14-15 лет, и примерно такое же количество – на платное. Мы также предлагаем правительству перейти в 2005 году на общедоступное бесплатное образование в средних специальных учебных заведениях. Но не надо забывать – в ссузы поступают по конкурсу, а программа СПО требует определенной подготовленности.

Пора менять статус
– Елена Петрова, Петрозаводск. Могут ли начальные профессиональные учебные заведения реализовывать программу СПО?
– Это очень важный и своевременный вопрос, и ответ на него дан Прокуратурой России, которая потребовала не допускать нарушения Закона “Об образовании”. Вслед за этим вышли приказ и письмо Министерства образования, запрещающие учреждениям начального профессионального образования реализовывать программы СПО. Есть и специальные нормативные документы, они находятся во всех органах образования России и в каждом учебном учреждении. Исключения составляют лишь те случаи, когда учебные заведения получили такие разрешения до 2000 года, они продолжат эту работу. Но начиная с 2000 года эта практика запрещена. Моя позиция такова: если учебное заведение начального профтехобразования способно реализовать программы СПО, значит, оно должно перейти в статус колледжа или техникума. И еще – я сторонник того, чтобы в ближайшей перспективе эти два уровня стали единым уровнем общего профессионального образования. Во всем мире потребности в малоквалифицированном труде снизились. Вместо третьеразрядного рабочего сейчас нужны специалисты со средним профобразованием.
– Мария Солнцева, учитель из Москвы. Как вы относитесь к профессиональным лицеям в системе НПО?
– У школы нет средств на профессионализацию. У нее нет необходимого кадрового потенциала. Сегодня гораздо рациональнее в рамках школы решать проблему профильности через систему начального и среднего профобразования. Помните, в свое время была система УПК. Если же говорить об общемировых тенденциях, то сейчас везде идет процесс слияния начального и среднего профобразования.

Ольга МАКСИМОВИЧ,
Светлана РУДЕНКО,
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

P.S.

Следующая “Горячая линия” будет посвящена высшему образованию. На вопросы наших читателей ответит ректор МГУ им. М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Антонович Садовничий. Звоните нам в июне, и вы узнаете все, что вас интересует.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте