Южное окружное управление образования в тесном взаимодействии с Психологическим институтом Российской академии образования целенаправленно работает над выстраиванием модели эффективного сопровождения образовательного процесса в условиях современной школы.
Руководители методического центра ЮОУО обратили внимание на не использованные еще ресурсы психологической службы образования, к которым относится прежде всего культурно-нравственный, гуманистический потенциал научной и практической психологии. С 2003-2004 учебного года в школах округа начался масштабный эксперимент по введению в систему общего среднего образования психологии как учебного предмета, цель которого психологическая грамотность и воспитание психологической культуры личности учащихся с 3-го по 11-й класс. Накопленный в образовательных учреждениях округа опыт может помочь решению задач, сформулированных в новых стандартах образования, в которых большое внимание уделяется вопросам психического, личностного и социального развития школьников, их воспитанию. Почему проблемы воспитания растущего человека становятся все более актуальными? Это обусловлено все более снижающимся уровнем культуры населения страны. Общественно-политические и экономические явления последних десятилетий оказали отрицательное влияние на отношение человека к человеку, на отношение человека к обществу, к труду, к закону, к государству. Общественное сознание стало терять главное – понимание ценности человека, его жизни; люди стали эмоционально более глухими, циничными, часто не понимают и не хотят понимать чужого горя; происходит девальвация нравственных идеалов, обесценивание нравственных устоев, падение культуры речи, развиваются этнические предубеждения, формируется отношение к преступлению как явлению обыденному; в средствах массовой информации демонстрируется неуважение к человеку, его сокровенному внутреннему миру, жестокость, пошлость. Академик РАО Л.Буева отмечает, что в системе ценностных потенциалов, которые характеризуют нравственную атмосферу общества, на первый план выдвигаются такие ценности, как деньги, вещи, власть. Триада этих ценностей может иметь очень негативные последствия, ибо она напрямую ведет к разложению общества и растлению личности.Изучение психологического аспекта социокультурной реальности выявляет ее негативное влияние на становление личности растущего человека, на нравственное развитие молодого поколения страны. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений, любви в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в зону риска – риска не стать человеком. Опыт школ ЮОУО, участвующих в эксперименте по преподаванию психологии как учебного предмета, убедительно показывает, что система общего среднего образования может сделать значительно больше для культурного развития общества, приобщив учащихся к психологической культуре. Школьные годы – сензитивный период для приобщения человека к культуре и формирования его мировоззрения в контексте этой культуры, а потому школьное образование по своей сути призвано помогать растущему человеку войти в мир культуры, которая, собственно, и делает человека человеком. Любая образовательная программа в школе включает в себя много разных учебных предметов, каждый из которых представляет собой область определенной науки и дает возможность ученику соприкоснуться с этой наукой как частью общей культуры. Содержание любого учебного предмета вводит ребенка на доступном для него уровне в пространство своих культурных смыслов, значений, ценностей, расширяет тем самым мировоззренческий горизонт ребенка, создает условия для его развития, предоставляет ему возможность самостоятельного и осознанного выбора своего места в жизни. К сожалению, в этом поликультурном образовательном пространстве психология как наука о человеке сегодня не представлена, среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует. В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром. Это противоречие усиливается и тем, что в школьных программах сокращается объем предметов гуманитарного цикла, в том числе по литературе, в которой человек предстает в богатстве и сложности своих мыслей, чувств, переживаний, планов, сомнений, которая помогает ученику осознать назначение и ценность человеческой жизни, приобщиться к культуре человеческих отношений. Ослабление гуманитарной составляющей современного образования обедняет область духовной, психологической культуры личности. Нельзя не согласиться с Л.Буевой, отмечающей, что в настоящее время система образования «не обеспечивает ни человеколюбие, ни гуманистические формы общения и отношений. А этому тоже надо учить, ибо надеяться, что это может возникнуть и существовать стихийно, можно только в очень благополучной общественной среде».Необходимость преподавания психологии в школе признавали крупнейшие отечественные психологи и педагоги (П.Блонский, Л.Божович, К.Корнилов, А.Нечаев, А.Петровский, Б.Теплов, Г.Фортунатов, Г.Челпанов). Они рассматривали преподавание психологии в школе как важное направление деятельности психологов в системе общего среднего образования, утверждали, что психология участвует в формировании целостного мировоззрения ребенка: раздвигает границы познаваемого им мира, позволяет лучше понимать себя, учит его позитивному взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и с самим собой. Школьник, достигнув определенного возраста, познает себя в физическом отношении. Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. А понимание себя как личности – процесс сложный, так как знаниями о себе как человеке школьник не располагает. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными. Неумение понять личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе и другим, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально не одобряемым формам поведения. Слабая ориентировка школьников в собственном внутреннем мире, в своих интеллектуальных и личностных качествах негативно сказывается на формировании важнейшего личностного образования – психологической готовности к самоопределению. Психологическая безграмотность затрудняет выбор своего жизненного пути, поэтому так важно дать каждому школьнику знания и средства, которые позволят ему научиться сознательно относиться к себе и окружающим, знать, понимать и учитывать индивидуальные возможности и особенности. Содержательный аспект психологической грамотности школьников собственно научная – пусть элементарная, но истинная – осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека. Уроки психологии помогают учащимся постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир каждого человека. Психологическая грамотность – необходимый, но лишь первый минимальный уровень психологического образования, который закладывает основу для формирования психологической культуры личности. Психологическая культура – очень емкое и многоаспектное понятие, ее суть заключается в том, что человек, владея знаниями научной психологии, испытывает потребность и приобретает умения использовать эти знания в обществе с гуманистических позиций, в контексте общечеловеческих ценностей. Психологическая культура личности проявляется во всех областях человеческих отношений. Она основана на признании ценности внутреннего мира и многообразия проявлений личности каждого человека, не только проявляется во взаимодействии людей, но и обусловливает толерантный характер этого взаимодействия. В основе такого взаимодействия – стремление к взаимному пониманию, способность быть терпимым, снисходительным к не похожим на нас другим людям, особенностям их поведения и образу жизни. Толерантность порождается такими человеческими качествами, как доверие, честность, доброжелательность, ответственность, проявляется по отношению к людям другой культуры, национальности, вероисповедования, разных возрастных и социальных групп, исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас сталкиваемся на каждом шагу. Психологическая культура личности предполагает тонкость и богатство эмоциональной сферы человека, что позволяет ему воспринимать и понимать чувства и переживания других людей, откликаться на них, сострадать им, испытывать чувства совести, стыда, благодарности.Психологическое образование, приобщение школьников к основам психологической культуры можно считать одним из существенных условий воспитания учащихся. Современная школа должна стать более конкурентоспособной в плане культурного развития учащихся, становления их человеческого достоинства, гуманистического мировоззрения. Выпускникам необходимо понимание того, что происходит в обществе, как вести себя в этом обществе по-человечески, как противостоять различным негативным влияниям. Знания психологии нужны каждому растущему человеку, какую бы профессию он для себя впоследствии ни выбрал – врача, учителя, политика, психолога, продавца, полицейского, банкира, юриста. Вне психологической культуры очень трудно воспитать молодое поколение в духе толерантности, сотрудничества, гуманизма. Приобщение людей к психологической культуре в школьном возрасте, быть может, приведет наше общество к пониманию ценности человека самого по себе вне зависимости от национальности, должности, возраста, вероисповедования, к пониманию ценности самой человеческой жизни. Изучение психологии в школе можно рассматривать в ракурсе воспитания ответственности самого человека за определение нравственного смысла своей жизни и нахождение путей его реализации. Психологическая культура личности сама собой не возникает, она результат глубинного взаимодействия обучения, воспитания и развития человека. Психологическое образование можно рассматривать как инновационный подход к решению проблемы воспитания школьников, а психологическую культуру растущего человека – как показатель его нормального психического и психологического здоровья. Ирина ДУБРОВИНА, академик Российской академии образования
Комментарии