search
main
0

Нужны прозрачные правила

Инициатива по повышению зарплат учителей принадлежит Председателю Правительства РФ Владимиру Путину, президиуму Правительства РФ. В рамках проекта с 1 сентября 2011 года зарплата педагогов увеличится в среднем на 30%, а конечной целью станет доведение средней зарплаты учителей до средней зарплаты по экономике в соответствующем регионе страны.

Фактически мы в июле 2011 года приблизились к той норме, которая была зафиксирована в Указе Президента РФ №1, принятом 20 лет назад (там речь шла о средней зарплате в промышленности). Вся нормативная база для реализации этого проекта есть. Основной документ – это Закон «О бюджете», в который внесены изменения о зарезервированных средствах, кроме того, есть постановление Правительства РФ, которое утвердило порядок предоставления и методику расчета субсидий субъекта РФ из федерального бюджета, приказ Министерства образования и науки РФ с подробными разъяснениями для регионов. В нормативной базе определены направления расходования средств федеральной субсидии: приобретение оборудования, транспортных средств для перевозки обучающихся, пополнение фондов школьных библиотек, развитие школьной инфраструктуры, осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования и проведение аттестации учителей, а также повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей для работы с ФГОС, мероприятия по модернизации базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения и решение задач по привлечению молодых учителей в общеобразовательные учреждения. Предусмотрен механизм замещения, когда средства федеральной субсидии не идут прямым образом на заработную плату педагогам, а замещают расходы местных бюджетов, которые регионы тратят на улучшение условий обучения. Высвободившиеся ресурсы и дополнительно вложенные средства регионы направляют на заработную плату, и этот механизм отработан с региональными финансистами. За три года в форме субсидий бюджетам регионов РФ на софинансирование расходных обязательств будет выделено 120 млрд рублей (20 млрд рублей – в 2011 году,

60 млрд рублей – в 2012 году,

40 млрд рублей – в 2013 году).

Этот проект существенно отличается от других проектов, например комплексного проекта модернизации образования. Существенное отличие нынешнего проекта в том, что нет ситуации, когда мы выделяем группу лидеров и она разрабатывает новые инновационные финансово-экономические модели, в нем участвуют все регионы России. Сейчас мы можем сказать, что все необходимые модели для осуществления модернизации по такому широкому кругу регионов, на наш взгляд, отработаны. Речь идет только о том, чтобы правильно, с участием широкой общественности и учителей понять, осознать и довести до ума все идеи и замыслы, которые в пилотной апробации в ходе последних лет уже проходили. Решающее значение будет играть мониторинг ситуации в каждом регионе. Есть способы, каким образом можно получать информацию о ситуации в каждой школе, не гоняя огромное количество отчетных бумаг. Просто на уровне образовательных учреждений нужно запрашивать определенные данные, которые будут поступать на единый федеральный портал, где их можно анализировать, суммировать и структурировать.

Отличие нынешнего проекта от других и в том, что деньги не будут равномерно распределены по всем муниципалитетам. Поэтому очень важно провести работу внутри муниципалитетов и внутри школ, чтобы все понимали, как распределяется зарплата, тут нужны прозрачные правила, по которым средства распределяют в регионах. Всем должно быть понятно, по каким нормативам происходит распределение региональных субвенций, как быть в тех условиях, когда нормативное финансирование не введено, как должен действовать регион, по каким формулам и решениям увеличивать надбавку каждому муниципалитету. Не всем учителям зарплата будет увеличена на 30% – это средний показатель для увеличения фонда оплаты труда. Какая часть фонда будет увеличена – стимулирующая или базовая? Если будет наращиваться стимулирующий фонд, учителя ощутят повышение зарплаты как временную выплату, если базовый, который зависит в некоторых регионах от стажа работы, то молодым учителям будет неинтересно идти работать в школу.

Вопрос, как именно и по какой схеме повышать зарплату учителям, каждый регион и муниципалитет решат самостоятельно. Кстати, у нас есть регионы, в которых зарплата учителей приблизилась к средней по экономике.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте