Каждый год в Вооруженные силы России по призыву приходят молодые люди, которые в короткие сроки должны овладеть сложными специальностями и привыкнуть к условиям военной службы. Большинство из них, столкнувшись с серьезными проблемами, испытывают трудности в адаптации к новым условиям. Причины этого кроются в отсутствии патриотических ценностей, четких представлений о характере воинской деятельности, в недостаточно развитых навыках и умениях, необходимых для военной службы, слабой физической подготовке.
Сегодня по-прежнему актуальными остаются вопросы воспитания молодежи в духе любви к Отечеству и готовности к его защите. Как известно, включение школы в решение этой задачи на уровне организации учебного процесса по формированию будущих защитников Родины произошло в конце шестидесятых годов прошлого века. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 29 апреля 1968 года №289 «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи» данная учебная дисциплина была введена в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования. На НВП отводилось 140 часов.
Наиболее разработанным в период изучения НВП в советской школе являлся учебник под редакцией Героя Советского Союза генерал-полковника Ю.А.Науменко. Это было краткое изложение основных предметов обучения по боевой подготовке военнослужащих срочной службы мотострелковых частей и подразделений Сухопутных войск. Такая направленность НВП явилась основанием для ее оппонентов для обвинения советской школы в милитаризации, борьбы против военно-патриотического воспитания и военруков, которая была поддержана министром просвещения России Эдуардом Днепровым и явилась аргументом для принятия решений по демократизации процесса обучения и воспитания детей.
Среди очевидных недостатков НВП, ставших причинами ее упразднения, можно выделить, во-первых, чрезмерно военизированный характер учебной программы, учебно-методического обеспечения и преподавания НВП, во-вторых, неприятие данной учебной дисциплины значительной частью учеников вследствие отсутствия мотивации обучаться военному делу, в-третьих, негативное отношение к НВП значительной части педагогического коллектива школы. И наконец, ограниченный, узконаправленный характер НВП, зацикленной на элементарных основах общевойскового боя, слабо отражающий изменения в военном деле, особенности современных вооруженных конфликтов и т. д., не способствовал популярности предмета.
С 2000 года взамен НВП была введена новая учебная дисциплина «Основы военной службы», которая кардинально отличалась тем, что военные предметы обучения занимали в ней незначительное место. Новые же темы имели более широкую направленность, раскрывали основы и особенности военной службы в более общем виде, акцентировали внимание на боевых традициях, символах воинской чести, понимании концепции защиты Отечества, выполнения воинской обязанности, основ здорового образа жизни.
Вместе с тем ОВС утратили самостоятельный статус, их объем сократился до 40 часов. К тому же учителя по ОБЖ зачастую не имели ни знаний, ни представлений о военной службе. Вследствие этого преподавание ОВС, за редким исключением, стало профанацией. Это относится и к пятидневным учебным сборам, организация и проведение которых в большинстве образовательных организаций не выдерживают никакой критики.
Чтобы исправить это положение, во-первых, необходимо придать основам военной службы статус самостоятельной учебной дисциплины. Соответственно, преподавание их может быть возложено только на военнослужащих, пребывающих в запасе или в отставке, имеющих основы педагогических знаний.
Во-вторых, нужен новый вариант названия учебной дисциплины, вместо НВП и ОВС должны быть основы подготовки к защите Отечества и военной службе.
В-третьих, необходима разработка Минпросвещения России с участием Минобороны России и ДОСААФ России концептуальных основ данной дисциплины, прежде всего содержания и структуры, с учетом условий и особенностей ее преподавания в образовательных организациях. Новая учебная дисциплина должна отражать изменения в военно-политической обстановке за последние годы, учитывать особенности современной молодежи, ее ценности, запросы, интересы, увлечения, а также начинающийся процесс реформирования сферы образования, который немыслим без значительного усиления ее воспитательного компонента.
Основными элементами структуры новой учебной дисциплины, учебника «Основы подготовки к защите Отечества и военной службе» должны стать такие темы:
- «Россия – наше Отечество: патриотизм, служение, защита».
- «ВС РФ – главный инструмент защиты Отечества».
- «Военные угрозы безопасности России. Современные вооруженные конфликты с участием ВС РФ – характер, особенности, тенденции развития».
- «Воинская обязанность, формирование готовности к защите Отечества и военной службе».
- «Военная служба в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах».
- «Основы гражданской обороны».
- «Основы миротворческой деятельности РФ».
В процессе проведения учебных занятий по данным темам основное внимание будет уделено принципиально новым вопросам, выпавшим из поля зрения НВП, таким как:
– развитие патриотизма, российской идентичности, мотивации к защите Отечества;
– изучение особенностей современных вооруженных конфликтов, гибридной войны, миротворческой деятельности, героизма и мужества военнослужащих, проявленных по защите национальных интересов нашего государства;
– широкое и творческое использование лучших традиционных массовых и активных форм патриотического воспитания, особенно таких, как военно-спортивные игры, спартакиады, оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, военно-туристические походы, движение «Пост №1», поисковая деятельность, выставки, фестивали, конкурсы и другие.
Новая учебная дисциплина должна изучаться в 10-11‑х классах и включать как минимум три этапа процесса ее преподавания. Особое внимание в процессе прохождения курса следует уделить тем подросткам и юношам, которые решили связать свою жизнь с военной службой.
Занятия призваны помочь юношам получить конкретные представления о том, что их ждет в армии, о своих реальных возможностях. При этом у молодежи в значительной степени преодолеваются ложные представления об армии, боязнь трудностей и неожиданностей, связанных с предстоящей службой.
Владимир ЛУТОВИНОВ, профессор РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, член Академии военных наук, лауреат Государственной премии
Комментарии