У министра образования и науки Андрея Фурсенко в первые дни декабря был повод для зависти, а позавидовал он в первую очередь директору Департамента госполитики в сфере образования и науки Исааку Калине. Еще бы, тот оказался на семинаре в Твери в компании знаменитых российских экспертов – Ефима Когана, Анатолия Каспржака, Бориса Хасана, Виктории Прудниковой, Ефима Рачевского, Василия Жураковского, а также исполнительного директора НФПК Елены Соболевой и руководителя Центра мониторинга и статистики образования Марка Аграновича. Под их чутким руководством в течение двух дней шла напряженная работа над проектом концепции модернизации регионального образования. С чего бы это в Твери собралась вся образовательная элита России, недоумевала я по дороге в древний русский город. Ефим Яковлевич весьма уместно, кстати, поинтересовался: а охрана будет? Если не дай бог здесь что-нибудь случится, то Россия лишится почти всех своих педагогов-инноваторов. Уже в резиденции губернатора поняла – все дело в новом руководителе региона. Именно с приходом молодого энергичного Дмитрия Зеленина Тверская земля в буквальном смысле прямо на глазах стала преображаться. Понимая, что без изменений в образовании ни о каких достижениях в экономике и речи быть не может, Дмитрий Вадимович всерьез взялся за педагогов и для начала пригласил в Тверь питерскую консалтинговую компанию «СТД», уже более полугода занимающуюся анализом и тщательной экспертизой региональной образовательной системы. Дмитрий Зеленин убежден: именно доступное качественное образование станет механизмом социально-экономического развития области, поможет превратить дотационный регион в самообеспечивающийся и, главное, поднять уровень жизни тверян.
День первый
Семинар начал свою работу в администрации Тверской области, и открыл его ректор Тверского технического госуниверситета Вячеслав Миронов:
– Здесь собралась региональная и федеральная элита российского образования, чтобы посмотреть на проект разработанной нами концепции развития области с разных сторон, а также найти модели взаимодействия центра и регионов.
– Мы предлагаем комплексную модель развития региональной системы образования, – подхватил его мысль первый заместитель начальника Департамента образования Алексей Каспржак. – Все проблемы образования нужно решать целостно, иначе никогда не добиться успеха, ведь от качества дошкольной подготовки зависит успех ребенка в школе и далее в вузе. Мы предлагаем комплексное решение проблем не на 10-15 лет вперед, а на ближайшее время.
О том, как идет модернизация образования области, рассказал начальник Департамента образования Тверской области Евгений Муравьев, сообщив, что показатели качества у тверян даже выше, чем в среднем по России. Евгений Михайлович подробно остановился на том, как идет обеспечение доступности качественного образования на разных его уровнях – начиная от дошкольного и заканчивая профессиональным. Оказалось, что в Твери уже перешли к нормативному финансированию, задумались о финансовой и грантовой поддержке лучших школ, лучших учителей и талантливой молодежи. Здесь завершают «всеобуч» по информационным технологиям для управленцев и педагогов. Не успел Евгений Михайлович закончить свою речь, как в дверях зала заседаний показался губернатор. Я видела его впервые и, надо сказать, была удивлена его молодостью и обаянием. Выступал он не более 20 минут, но успел поставить стратегическую цель перед образованием – оно должно стать локомотивом социально-экономического развития Тверского края.
…Надо сказать, что приветственные речи были весьма лаконичными, очень скоро «всю власть» в свои руки взял ведущий семинара директор Красноярского института психологии и педагогики Борис Хасан:
– Наша главная задача – определить модель взаимодействия региональных и федеральных программ.
Далее Борис Иосифович разделил все регионы на три типа: первые претендуют на лидирующее положение и зачастую опережают федеральный центр в своих инновациях, вторые, как правило, ждут от Москвы точных предписаний и указаний, копируя все федеральные схемы. Есть и третий сценарий работы – сбалансированный, когда у региона выработаны и свои представления о путях развития, и в то же время он не отказывается от использования федерального опыта. Борис Иосифович предложил собравшимся федеральным экспертам и представителям образования Твери проектный метод работы. Абсолютно все без исключения (в том числе и я) были разделены на три рабочие группы – идеологии, институциализации и технологии преобразований. Я попала к идеологам, которыми руководил неутомимый, я бы сказала, даже неистовый, директор центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский. Буквально уже через час-другой мои мозги просто кипели от напряженной работы, но Ефим Лазаревич был неумолим, увлекшись, наша группа чуть не пропустила обед. Самыми интересными и конструктивными в нашей группе оказались предложения Алексея Каспржака, эксперта НФПК из Самары Виктории Прудниковой, председателя Тверской ассоциации учреждений СПО Александра Корзина и, конечно же, самого руководителя, как здесь выражались, модератора группы Ефима Рачевского. Кстати, любопытным был спор экспертов о том, способно ли качественное образование существенно поднять темпы экономического роста. То, что выпускники тверских вузов с легкостью находят работу в Москве, говорит о высоком качестве тверского образования, в то же время почему же до сих пор не улучшилось положение дел в экономике?
День второй
Своеобразной передышкой в двухдневном «мозговом штурме» был вечерний банкет, на котором, впрочем, продолжались идеологические баталии. Всеобщее внимание приковал к себе извечный спор отцов и детей – пикировались между собой Каспржак-старший и Каспржак-младший. Алексей Анатольевич не забыл поблагодарить всех своих учителей, прежде всего Ефима Рачевского, Викторию Прудникову, Ефима Когана, Марка Аграновича и, конечно же, своего отца Анатолия Георгиевича. День второй начался с подведения итогов работы в группах. Идеологи вынесли свой жесткий приговор проекту концепции: во-первых, он нуждается в полноценном анализе состояния системы образования, во-вторых, нужно определить концептуальные задачи для Тверской области, которые в проекте обозначены весьма туманно. Всей группой решили: экономика образования требует введения принципа концентрации ресурсов и перехода на нормативно-подушевое финансирование, когда деньги идут на решение определенных образовательных задач. Это в свою очередь должно привести к органической реструктуризации образовательной сети. Разумеется, не обошлось без спора – как быть с маленькими сельскими школами. Ведь 72 процента всех образовательных учреждений Тверской области – как раз эти пресловутые сельские школы, в которых образовательная услуга, будучи по качеству хуже, обходится региону в несколько раз дороже, чем в городских школах. Кроме того, в таких учебных учреждениях невозможен переход к профильности. Ефим Коган, сославшись на опыт Самарской области, предложил создавать сельские образовательные округа, где будут высокопрофессиональные педагоги и соответствующая материально-техническая и информационная база. Впрочем, у тверян в проекте концепции об этом тоже идет речь, только там такие крупные школы называются базовыми. Помимо экономики образования идеологов, конечно же, волновала необходимость пересмотра содержания образования. Школа должна создать условия своим ученикам для занятий проектной деятельностью, необходима также индивидуализация программ, особое внимание было уделено дополнительному и дошкольному образованию. Из «камер хранения» детсады должны превратиться в центры развития ребенка. Ефим Коган, кстати, предложил Тверской области разработать концепцию дошкольного образования, которая могла бы стать эксклюзивной и использоваться другими регионами. Требуют пересмотра региональные программы и программы профессионального образования, в НПО необходимо перейти на модульное обучение. Если же говорить об управлении в образовании, то тут в первую очередь нужен индикатор успешности образования. Группа институциализации преобразований в результате своего «мозгового штурма» предложила необходимость введения межведомственных проектов, которые помогли бы связать все уровни образования воедино. Те же, кто занимался технологией преобразования, предложили четко разграничить понятия «концепция» и «программа», кроме того, взглянуть на концепцию с разных сторон, в том числе и глазами потребителей образования – работодателей и родителей. Во второй день работа шла опять-таки по группам, участники семинара должны были внести свои предложения, касающиеся модернизации среднего общего образования, начального и среднего профобразования и высшего профобразования.
Несмотря на активную помощь в разработке концепции развития региональной системы образования, федеральные эксперты придерживались твердого мнения: окончательные решения должны быть выработаны самими тверянами, ведь именно им придется работать по принятому документу. Впрочем, разговоры о том, насколько нужна внешняя «интоксикация», как выразился один из экспертов, все же возникали. Сказать, что двухдневный семинар прошел без сучка и задоринки, как по маслу, пожалуй, нельзя. Приехавшие из отдаленных сел директора школ, руководители районных управлений не всегда были готовы работать в тренинговой форме, не все сразу поняли, что такое деятельностная игра. Так, директор нелидовской школы №1 Ольга Яковлева на мой вопрос о впечатлении от семинара смутилась – «сейчас такое обилие впечатлений, поэтому сказать что-то определенное сложно, ясно пока лишь одно – нам надо менять менталитет, менять старое мышление, а это самое трудное». Зато первый заместитель начальника Департамента образования Тверской области Алексей Каспржак настроен оптимистично.
– Для управленца любого уровня такие семинары просто необходимы для того, чтобы учиться принимать решения, – считает он, – да и экспертам федерального уровня, федеральным руководителям образования не менее важно получить представления о регионе, чтобы разработать общую модель, применимую не только в Тверской области. Ну а если говорить о реальном эффекте семинара, то он будет не ранее чем через полгода.
Тверь
Комментарии