search
main
0

Нужны ли младенцу Лувр и Эрмитаж У малышей слишком короткая память, потому учить их чему-либо бесполезно – считают американские ученые

Самозабвенные и честолюбивые родители, готовые на любые подвиги ради того, чтобы вырастить своих чад гениальными или по крайней мере интеллектуальными, могут взять временную передышку и отложить свои подвиги эдак на пару лет, покуда их младенец слегка подрастет. А пока он ползает в памперсах и роняет кашу на слюнявчик, не стоит беспокоить ни его, ни себя бравурным музицированием сонат Клементи, вдохновенным декламированием байроновских виршей, чтением вслух теории относительности или виртуальными прогулками по Эрмитажу и Лувру. Ваш младенец даже если все это и поймет(мало ли каких не бывает на свете чудес!), но ничего не запомнит.
Кто же стирает в младенческой памяти все то, чему мы пытаемся его научить? В общем-то, никто. Просто у малышей, по сути, не на что эту информацию записывать: “лента” их памяти слишком коротка! К подобному открытию пришли после серии исследований американские ученые из Гарвардского университета. По их утверждениям, дети до двух лет имеют столь короткую память, что все науки, заложенные в них в этот период, и практически вся получаемая ими информация в буквальном смысле слова в одно ухо влетают, а в другое – вылетают. Так, согласно выводам гарвардских исследователей, младенцы в возрасте до шести месяцев удерживают что-либо в своей памяти не дольше 24 часов. К моменту достижения 17-месячного возраста они будут хранить информацию чуть дольше, но все равно через четыре месяца забудут все, чему их учили. Вывод напрашивается сам собой: начинать процесс обучения до исполнения ребенку двух лет практически бесполезно.
Чтобы доказать это, исследователи факультета психологии Гарвардского университета наблюдали за развитием двенадцати малышей 9-, 17- и 24-месячного возраста. Всем им было “поручено” воспроизвести такие немудреные действия, как вытирание со стола или трясение погремушкой: воспроизвести требовалось сразу вслед за “учителем” и – четыре месяца спустя. В первой группе, достигшей через четыре месяца после учебы тринадцатимесячного возраста, юные “студенты” получили сплошные двойки – они не запомнили из того, чему их учили, ровным счетом ничего! Вторая группа тех, кому исполнился 21 месяц, продемонстрировала многим лучшие результаты, уже запомнив кое-что из четырехмесячной давности наук. Примерно те же результаты показали и совсем уже ставшие “взрослыми” малыши двух с лишним лет.
Помимо этих опытов малыши в группах исследования были подвергнуты еще целому ряду тестов, неопровержимо доказавших, что чем старше ребенок, тем выше коэффициент запоминаемости информации. Гарвардские исследования при этом полностью развенчали давным-давно утвердившийся миф о том, что маленькие дети развивают свою память в ходе познания и получения опыта. Это, заявляют ученые, не соответствует действительности. Память развивается только в процессе физиологического развития мозга ребенка, иначе говоря, его роста. Так, к годовалому возрасту, утверждают ученые Конор Листон и Джереми Кэган, уже формируется та часть мозга, которая отвечает за запоминание.
Все ли готовы согласиться с открытием, пришедшим из Гарварда? Нетрудно догадаться, что далеко не все. Так, профессор Аннет Кармилофф из британского Института детского здоровья считает, что выводы американских исследователей могут быть опровергнуты многочисленными примерами того, когда дети младенческого возраста демонстрировали поразительные результаты освоения множества различных вещей, которые преподавали им родители и воспитатели. И с этим утверждением британского профессора, наверное, согласятся миллионы родителей, “возмущенных” тем, что их умненьких и благоразумненьких малышей обвинили… в беспамятстве! Какое же это, скажите на милость, беспамятство, если пеленочного возраста младенец узнает своих маму-папу, одаривая их улыбками, зато заливается плачем при виде чужих! А то, что он выучивается складывать кубики в девять месяцев, а в десять-одиннадцать начинает мало-помалу говорить, – это как понимать?
В этих контраргументах, наверное, есть свой резон. И все-таки большая наука их оспаривает. Ведь не исключено, что во всех приведенных выше случаях работает та самая 24-часовая память малыша, удерживающая только ежедневно повторяющиеся вещи. Недаром ведь широко известно, что при встрече с родителями, с которыми младенец расставался всего лишь на неделю-другую, он начинает громко плакать. Нам-то всегда казалось – соскучился! А он, вполне вероятно, просто свою маму забыл! Так что при всех сомнениях отвергать выводы ученых не стоит – их полезно принять хотя бы как информацию к размышлению. И исходя из вышесказанного еще раз повнимательнее приглядеться к ребенку: так помнит он все-таки или нет?

Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте