search
main
0

Нужны ли директору школы экономические знания?

Участники сегодняшней беседы в нашем клубе проявляют единодушие, отвечая на этот вопрос. Однако идею о том, что каждый руководитель должен учиться бухгалтерскому учету, поддерживают не все. А в самом деле, может быть, для ведения самостоятельного баланса достаточно иметь опытного бухгалтера?

Галина СУЛЕЙМАНОВА, директор школы №115 Нижнего Новгорода: Баланс, бюджетная роспись… Что это такое?

Минимум бухгалтерского образования директору просто необходим. Во-первых, потому что школа сегодня ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет. У нее есть право самостоятельно заключать сделки и вести предпринимательскую деятельность. Кроме этого, директор совместно с заместителями формирует бюджетную заявку, отвечает за исполнение бюджета по всем статьям, составляет смету расходов в установленной форме, заключает договоры с подрядчиками, например, на ремонтные работы.

В связи с финансовой самостоятельностью у нас есть и обязательства. Мы обязаны платить налоги, например, на землю, на имущество, представлять бухгалтерскую отчетность. Кроме того, руководитель должен разбираться в налогообложении.

На самофинансирование мы перешли полтора года назад. Хотелось бы отметить, что для руководителей образовательных учреждений у нас в городе был проведен ряд семинаров по финансово-хозяйственной деятельности. У меня есть диплом бухгалтера промышленного учета, и тем не менее с переходом на самофинансирование я испытывала трудности в вопросах именно финансовой политики образовательных учреждений, хотя многие специальные термины мне были понятны. А ведь многие директора даже не представляли, что такое баланс, бюджетная роспись…

Римма ШАФЕРИЧЕВА, директор школы №3 города Луги Ленинградской области: Метод проб и ошибок – не самый лучший

Отсутствие знаний в вопросах, касающихся зарплаты, учета, передачи-дарения имущества, – серьезная проблема. Конечно, есть курсы, которые проходят директора школ, но на них экономика дается с позиций базовых основ. Но ведь важны и нюансы. То есть вопросы спорные, сложные, касающиеся специфики образовательной сферы. Как рассчитать разовые часы, замещение? Например, оплата труда у нас идет по тарификации, не так, как у медиков. В связи с этим трудно найти для работы в школе, допустим, главного бухгалтера. Директору самому приходится обучать человека. В нашей школе за последние несколько лет сменилось трое бухгалтеров, и всех пришлось обучать самой.

Что нужно для того, чтобы ситуация изменилась? На мой взгляд, необходимы практикумы для руководителей образовательных учреждений. Также в педагогических институтах на старших курсах нужно вводить основы экономики именно в ракурсе педагогической специфики. Иначе приходится учиться на месте методом проб и ошибок.

Обязательно при районном отделе образования должен быть юрист. Пусть он курирует «куст» школ, помогая разбираться в юридических и законодательных тонкостях.

Наталья ТОЛСТЫХ, директор гимназии «Перспектива» г. Самары: Знаний не хватает всегда

Я думаю, что основам экономики директору обучаться нужно, а вот бухгалтерскому учету вряд ли необходимо. Это раньше директора школы называли «учителем учителей». Но в наше время у руководителя другая специфика работы. И у него есть надежная опора – заместители по учебной части, которые занимаются и повышением квалификации педагогов, и содержанием учебного процесса. Сейчас директор – это прежде всего менеджер, который должен управлять системой, механизмом, школой, – управлять целым производством. Поэтому основы экономических знаний ему необходимы. Впрочем, юридических – тоже. Образовательное учреждение – самостоятельное юридическое лицо, и его руководитель должен решать серьезные экономические и юридические вопросы. Он отвечает за свое производство. И за свои знания! А второе высшее образование получать не обязательно. У меня, например, его нет. Но я училась на огромном количестве курсов, посещала серьезные семинары и по экономике, и по юриспруденции.

Директор сегодня – самостоятельная фигура, а самостоятельность, я считаю, оправдана тогда, когда ты управляешь и хозяйствуешь успешно. И имеешь базу знаний, которая позволяет тебе это делать профессионально.

Вера ХРЕНКОВА, директор гимназии № 3 г. Ульяновска: Бухгалтерия нам помогает

Наша гимназия существует почти 200 лет. Последние пятнадцать она имеет свой расчетный счет и самостоятельную бухгалтерию. Именно этот факт определяет многое в нынешней жизни педагогического коллектива, состоянии классов и материальной базы.

Вспоминаю, как пятнадцать лет назад мы создавали свою бухгалтерию. В ней два человека. Тогда все было другим, я имею в виду законы, нормативную базу. Осталось – их громоздкость и сложность. Годовой отчет школы на 890 учеников по количеству страниц не уступит, наверное, отчету крупного завода на 20 тысяч рабочих.

Сразу подчеркну, что с созданием своей бухгалтерии на нас не обрушился поток бюджетных средств, однако именно самостоятельность дала возможность самим решать многие вопросы. Мы уже не ждали месяцами, когда рассмотрят ту или иную нашу бумагу. Руководители гимназии чаще, чем их коллеги из других школ, стали встречаться с руководством городского отдела образования. Это позволяло успешнее решать хозяйственные вопросы, следить за прохождением платежных поручений и счетов, знать, как расходуются деньги .

Все эти годы мы учились экономить, беречь каждый рубль. Школьники берегут оборудование, следят, чтобы напрасно не горел свет. К бережливости приучили всех. Нам помогают родители и спонсоры.

Девяносто процентов субвенций идет на заработную плату учителям. Впервые в истории школы учитель стал пусть не часто, но получать премию.

Оказалось, что наш опыт интересует коллег. У нас в гимназии прошло несколько городских и районных совещаний-семинаров по экономическим проблемам. Мы рассказывали, как решаем те или иные вопросы. Даже сформировали специальный пакет раздаточных документов.

Гимназия находится под постоянным контролем, хотя нам и дали самостоятельность, а от мелочной опеки чиновники еще не могут отказаться.

И еще пару слов о прозе жизни. Раньше провести школьный утренник было проблемой. Сейчас средств хватает и на костюмы, пусть не очень сложные, и на призы и подарки, пусть не шибко дорогие. Бухгалтерия свое дело знает и во всем оказывает содействие.

Светлана АРТЕМЬЕВА, директор средней школы №45 г. Петрозаводска: Лишняя головная боль?

Наша школа на самостоятельный бухгалтерский учет перешла еще в 1993 году.

Организовать бухучет, составить смету и проверить правильность выделения финансовых средств, привлечь деньги из внебюджетных источников и правильно распорядиться ими на благо школы, подобрать квалифицированные кадры бухгалтеров – все это и многое другое предстоит выполнить директору, если он хочет, чтобы его школа была самостоятельна в финансовом плане.

Но хочет ли и может ли осуществить это директор школы сегодня? Многие не хотят – лишняя головная боль.

Есть отважные директора: они открывают свои бухгалтерии, изучают самостоятельно и на курсах повышения квалификации законы и документы, регламентирующие их деятельность, учатся работать с ними на практике. Но узок круг таких руководителей.

Можно ли всех директоров школ России научить самостоятельно вести финансовое хозяйство?

При том, как это организовано сейчас, не уверена. Ведь, как правило, директоров назначают из опытных педагогов – завучей, учителей. Но львиная доля директорских функциональных обязанностей лежит в хозяйственно-финансовой плоскости. На мой взгляд, месячные заочные, без отрыва от производства курсы – дело вторичное. Они необходимы, так как появляются новые документы, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность, но не решают вопрос кардинальной подготовки директора для российской школы. Считаю, что первичным звеном должен стать вуз.

На мой взгляд, в педагогических вузах необходимо открыть кафедры управления. Студенты 1- 4-го курсов будут учиться управлять классными и родительскими коллективами, а пятикурсники (возможно, межфакультетская группа будущих директоров и их заместителей) – вести школьное хозяйство по всем направлениям школьной деятельности. И теоретически, и практически.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте