search
main
0

Нужны Костяшкинские чтения. Предложение

Спасибо «УГ», что вспомнила Э.Г.Костяшкина (№37), да еще в рубрике «Великие имена». Считаю, что по праву.

Мне посчастливилось встретиться с Эдуардом Георгиевичем на одной из школ молодых ученых-педагогов несколько десятилетий назад, поддерживать с ним контакты, принимать его в Узбекистане (тогда я был молодым преподавателем Ташкентского пединститута) и быть у него в гостях в Москве. Каждая встреча (увы, их было до обидного мало) очень много давала мне для профессионального роста и позволяла прикоснуться к разным граням его научно-практического творчества, его незаурядной личности.Занимаясь проблемой совершенствования подготовки учителей для сельских школ Узбекистана, я благодаря Эдуарду Георгиевичу получил такую мощную методологическую подпитку, что сумел не только по-новому увидеть предмет и методы моего исследования, но и успешно защитить кандидатскую диссертацию, внедрить разработанные рекомендации в практику образовательного процесса тогдашних педвузов республики. Уверен, что примерно такой же сюжет остался и в благодарной памяти десятков исследователей со всего бывшего Советского Союза.В своей публикации А.Цирульников назвал Костяшкина «последним школоведом нашего времени». Но Эдуард Георгиевич по своим научным интересам был значительно шире названной области педагогики.Помню, с каким интересом мы читали его публикации, слушали выступления по проблемам работы с детьми с трудными судьбами, практике их перевоспитания, опирающейся на новаторский опыт директора неординарной московской школы.А после его поездки в Узбекистан в печати появилась глубокая статья об  узбекской народной педагогике на материалах, собранных в ходе экспедиции ученого по областям тогдашней союзной республики. В 70-е годы прошлого века началась удивительно интересная работа по прогнозированию развития школы и педагогической науки, которая должна была стимулировать новые подходы во всех отраслях педагогики. В 1974-м было принято постановление правительства о создании семи экспериментальных общеобразовательных школ в разных частях  страны. Костяшкин был одним из «главных конструкторов» школы будущего. Статья ученого «Проблемы опытно-экспериментального прогнозирования» была опубликована в 1983 г. в июньском номере журнала «Советская педагогика», уже после смерти автора. Ее идеи и сегодня сохранили свою актуальность, как и многие его книги, статьи по проблеме школы полного дня. Могу засвидетельствовать, что развитие школ и групп продленного дня в Узбекистане, становление местных ученых – исследователей этой проблематики тесно связаны с научной школой Костяшкина.Любопытный факт: спустя несколько дней после публикации А.Цирульникова «Российская газета» посвятила целую полосу коллективному рассказу своих корреспондентов о том, как организована продленка для учеников младших классов за рубежом. Жизнь продолжается!И пока есть живые свидетели «педагогической поэмы» Эдуарда Георгиевича, в том числе его коллеги и ученики, было бы здорово провести российские (а может быть, и международные) Костяшкинские чтения. Их, кстати, не обязательно приурочивать к круглой дате его жизни или педагогического творчества. И тогда есть надежда не только сохранить, но и осмыслить сделанное этим ученым, это поможет лучше понять и, может быть, успешнее решать нынешние проблемы образования в России и мире. ​Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте