search
main
0

«Нужно всегда чувствовать себя накануне победы…». Педагогика Макаренко: анахронизм или перспектива?

В педагогике, как и в других областях культуры, существует мода. Сегодня мода, скажем, на Френе, Монтессори… Но никак не на Макаренко. Мол, Макаренко – порождение своего времени, опыт его был применен в особых условиях, давно, а создатель его следовал жестким идеологическим установкам эпохи, подчиняя им свои педагогические идеалы. Словом, нет пророка в своем Отечестве. Между тем Антона Семеновича за рубежом, особенно в Германии, почитают как классика мировой педагогики. Потому что подлинная наука не стареет. Оригинальная воспитательная система Макаренко с тонкой настройкой на личность – одно из интереснейших явлений советской педагогики, разумеется, требующая изучения и переосмысления в новых исторических условиях. Особенно сегодня, «в сложный переходный и во многом драматический для нашего общества период».

Якова Наумовича Левина, заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук, автора многих книг, пожалуй, знает каждый учитель Екатеринбурга. 55 лет работы в педагогике – учителем, директором общеобразовательной школы и школы-интерната, доцентом вуза, организатором первых в стране студенческих педотрядов имени А.С.Макаренко, а сейчас – руководителя межшкольной научно-практической лаборатории «Личность и коллектив» Октябрьского района города – он посвятил претворению в жизнь идей А.С.Макаренко. В особенности одной из основополагающих – формированию, сплочению и воспитанию общешкольного коллектива.

Сегодня Яков Наумович – наш собеседник. Естественно, наша беседа плотно «пересыпана» цитатами классика.

– «Многие считают меня специалистом по работе с беспризорными, – говорил А.С.Макаренко. – Это неправда. Я всего работал 32 года, из них 16 лет в школе и 16 лет с беспризорными. …Поэтому мои практические выводы могут быть отнесены не только к беспризорным трудным детям, а и к всякому детскому коллективу…»

– Антон Семенович мечтал осуществить свои идеи в обычной массовой школе?

– Конечно, он неоднократно говорил и писал об этом, стремясь доказать своим завистникам, недоброжелателям и полуграмотным оппонентам, восседавшим на педагогическом Олимпе, что нет и быть не может отдельных, специфических «беспризорных», «колонистских», «детдомовских», «сиротских» педагогик, а есть одна-единственная, самая диалектичная из наук – нормальная педагогика для детей и взрослых… «Если бы мне сейчас дали школу, то я первой своей задачей поставил бы создание единого школьного коллектива. Что для этого нужно? Я уверен, что для этого нужны единые школьные интересы, единая школьная форма работы, единое самоуправление и, наконец, общее соприкосновение членов этого коллектива». Очевидно, это желание вызвано было и сожалением что «хоть он и не помнит ни одного случая категорического расхождения учителей с его взглядами, высказанными в «Педагогической поэме», он не смог увидеть такую школу, где его педагогические убеждения были бы претворены в жизнь».

Из всего этого он сделал вывод: для создания новой педагогической науки, раскрывающей методику воспитания, мало художественных произведений и даже статей и выступлений. Он считал себя обязанным высказать свои педагогические взгляды с той полнотой и определенностью, с какой это ему давно хотелось сделать.

– Сегодня подзабыли, что еще в 1960-м на Всероссийском съезде учителей в Кремле подчеркивалось, что пора отказаться от ошибочного суждения о том, что педагогика Макаренко – это педагогика только для перевоспитания «трудных», а не главный путь воспитания личности.

– Так не правильнее ли будет заняться организацией действенного воспитания в общешкольном коллективе, чем разрабатывать всевозможные проекты и методики перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, да к тому же закладывать в госбюджет немалые средства для строительства исправительных учреждений? Убежден, что наступит время, когда потребность в таких учреждениях будет сведена к минимуму. И восторжествует воспитание без перевоспитания.

– Это в наше-то время быть таким оптимистом!

– Я практик! Как у директора школы у меня, разумеется, возникали вопросы, связанные с организацией действенного общешкольного коллектива. И Галина Стахиевна Макаренко (Салько), его жена и соратник, с которой у нас сложилось творческое содружество, неоднократно обращала мое внимание прежде всего на тематику цикла статей по вопросам именно школьного воспитания. Их Антон Семенович незадолго до смерти собирался написать и опубликовать в «Комсомолке». К сожалению, не случилось.

– Знаю, что неосуществленную идею Макаренко попытались впервые в истории педагогики и школы реализовать вы: документально, в свете предложенной им тематики, осветили их в своей книге «Семнадцать уроков школьного воспитания». Использовать опыт макаренковской социально-педагогической деятельности общешкольных коллективов – не кажется ли вам, что это все равно что вливать новое вино в старые мехи?

– А давайте посмотрим перечень этих тем тех статей Макаренко, и станет ясно, насколько они важны, насколько необходимо решать их безотлагательно, со всей серьезностью. Как ни странно, в таком аспекте вопросы, насколько я знаю, в педагогических кругах не ставились или ставились узко. Вы посмотрите, что волновало, – не просто интересовало, а именно волновало Антона Семеновича. Это воспитательные задачи школы, воспитательный и образовательный процесс (на первом месте, заметьте, – воспитательный), организация школьного коллектива, педагогический талант и педагогическое мастерство, дисциплина и дисциплинирование, стиль советской школы, школьное самоуправление (кстати, последняя важна не только для школы, но и для всего общества).

Посмотрите далее, на что Макаренко обращал особое внимание в своей работе: меры воздействия, школа и семья, совместное воспитание, трудовой принцип, успеваемость, выбор профессии, клубная работа, физкультура в школе и летний отдых. Вот темы, над которыми в принципе он работал всю свою сознательную жизнь.

– Нынешним, озабоченным проблемой выживания родителям не хватает времени на собственных детей.

– Поэтому современной школе приходится искать способы совершенствования не только образовательного процесса, а одновременно методы эффективного воспитания.

– Где, в каких школах города это удается сделать максимально эффективно?

– Интересна программа формирования психофизического здоровья детей в школе № 62 и нравственно-экологического воспитания в 60-й. Многое сделано для эффективного трудового обучения в 97-й школе, формирования коллективистских качеств в 76-й, которую называют «школой доброты и ответственности».

Вообще всякий раз, когда бы ни посещал лучшие школьные коллективы Екатеринбурга и других городов России, убеждался, что многие подвержены макаренковскому влиянию, если так можно выразиться. Во всех, или по крайней мере во многих, на первое место ставится воспитательный процесс. Это не случайно: нельзя не согласиться с тем, насколько важно в изменившихся современных условиях коренным образом повысить его роль.

«Я под целью воспитания, – писал А.С.Макаренко, – понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания… Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть и общая программа, «стандартная», и индивидуальный корректив к ней. Для меня не возникал вопрос: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, или я должен воспитать труса? Тут я допускал «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым, патриотом».

– Прямо «Повесть о настоящем человеке». А кто он сегодня – этот «настоящий» человек: «новый русский»?

– В современной модели системы гуманистического воспитания, очевидно, нет места идеалу самопожертвования, как нет места и для концентрации всех душевных сил на корыстных интересах. Ибо «если я не за себя – кто за меня? Но если я только за себя – зачем я?» Тут нет противоречия. Как я уже говорил, многие педагогические коллективы школ, в том числе Октябрьского района столицы Среднего Урала, придерживаются мировоззрения А.С.Макаренко.

Повторяю, формирование, сплочение и воспитание общешкольного трудового коллектива – основополагающая, фундаментальная первооснова создания в стране стабильного государства и гражданского общества. Именно из общешкольных социально-педагогических объединений единомышленников – учителей, учеников и родителей – вырастают все производственные, учебные, научные и воинские коллективы. Поэтому школа, являясь опережающей и самой точной моделью общества, должна воспроизводить всю систему его социально-экономических и культурных ценностей.

– Многие десятилетия ученые-педагоги и педколлективы разрабатывали в основном теорию и практику организации классного коллектива. Большое количество учителей, воспитателей своей активной работой в качестве классных руководителей смогли создать в школах сильные и сплоченные коллективы.

– Однако известно и то, что далеко не все, даже самые авторитетные и эрудированные учителя могут успешно справляться с многогранным и чрезвычайно сложным искусством воспитания. Ясно, что при таком положении дел создать школу как целостное учреждение, где сформирован и действует единый общешкольный коллектив единомышленников, – задача из области фантастики.

Мы много говорим и пишем о необходимости решить чрезвычайно важную государственную задачу – добиться стабильности нашего государства. Но это возможно только в том случае, если будет осуществлена стабильность общешкольного коллектива – первичной социальной ячейки российской государственной системы.

– И наконец, ваше любимое высказывание «из Макаренко».

– «Нужно всегда чувствовать себя накануне победы, и она обязательно придет».

P.S.

Предлагаем вам один из фрагментов «Семнадцати уроков…» Я.Левина – «Организация школьного коллектива».

Между тем автор пишет уже новую книгу: «Общешкольный коллектив не миф, а реальность».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте