search
main
0

Нужно спорить не словами, а делами. Дела нам известны

​В статье, опубликованной в одной из газет, кандидат в президенты Владимир Путин обнародовал свою позицию относительно экономического развития нашей страны. Не могут не привлекать внимание его слова о том, что «за каждым макроэкономическим показателем, за каждым конкретным проектом мы должны видеть: сколько новых рабочих мест это принесет России, как это изменит качество занятости, а значит – и качество жизни людей. В этом – смысл социального измерения экономики». Эти слова заставляют еще раз оценить то, что произошло в системе профессионального образования, ведь именно она готовит кадры для экономики.

За прошедшие пять лет в систему профессионального образования по модернизации материальной базы Москвы было инвестировано более 5 млрд рублей, что позволило с нуля создать 48 ресурсных центров и успешно развиваться 90 колледжам, где учатся 95000 студентов. Бельгийская принцесса, которая патронирует профессиональное образование молодых инвалидов, с интересом знакомилась с уникальным достижением системы       московского профессионального образования, где обучают 3253 студента с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ведь такого результата нет нигде в Европе. Трудоустройство выпускников колледжей ныне составляет 100%, а значит, уровень их квалификации устраивает московских работодателей, которые, в свою очередь, платят налоги, пополняющие городской бюджет. От достигнутого мы теперь можем двигаться к новым рубежам. В соответствии с проектом ФЗ «Об образовании в РФ» (версия 2011 г., декабрь) московскую систему СПО ждут достаточно серьезные новации. Основной деятельностью колледжа теперь становится реализация программ прикладного бакалавриата, который отнесен к первому уровню высшего образования. Такие программы в короткий период времени должны стать массовыми, особенно по техническим специальностям. Колледж получает право вести и научную деятельность (ст. 113 п. 4), для этого на базе НИИ или колледжа можно создавать совместные научно-внедренческие лаборатории (ст. 120 п. 5) и совместные учебные кафедры (ст. 113 п. 5). У техникума задача вести подготовку квалифицированных рабочих по интегрированным программам общего образования и НПО, а также подготовку специалистов среднего звена (техников) по интегрированным программам НПО/СПО. Для реализации программ первого уровня, в том числе программ профобучения, стажировки, повышения квалификации рабочих и служащих, техникум может создать учебный центр профессиональных квалификаций (ст. 105), получив на реализацию этой деятельности госзадание (ст. 105 п. 3) и бюджетное подушевое финансирование. Вообще существенным образом меняется многое в статусе колледжа:  его управление, как учреждением высшего образования, осуществляет ректор (ст. 116 п. 4), который избирается тайным голосованием на конференции колледжа на срок не более 5 лет по результатам обсуждения программы развития колледжа. Колледж, как автономное учреждение (АУ), должен иметь ученый совет и наблюдательный совет (ст. 116 п. 3). Квалификационные требования к ректорам колледжей предполагают обязательность ученой степени кандидата или доктора наук, публикации в научных журналах, а также наличие в штате колледжа остепененных сотрудников (ППС) для реализации интегрированных образовательных программ СПО – ВПО и массового прикладного бакалавриата. Как далеко это от былого директора ПТУ! Переходный период для принятия управленческого решения о реструктуризации городской сети колледжей определен с 2012-2013 годов, то есть мы уже на старте изменений. С 2013-2016 годов необходимо определить две группы и траектории реструктуризации: колледжи, которые станут техникумами; и колледжи, которые будут реализовывать программы массового прикладного бакалавриата в статусе АУ, в том числе те, которые станут структурными подразделениями других московских вузов. С 2016 года городская система профессионального образования должна будет работать в соответствии с нормами ФЗ «Об образовании в РФ».Не секрет, что образовательная практика последних лет кардинально изменилась и требует нового законодательного оформления. Это касается серьезного расширения прав родителей и работодателей – полноценных участников образовательного процесса. Необходимо адекватное правовое поле для электронного образования, глобальных информационных сетей, все шире используемых образовательными учреждениями. Пора законодательно закрепить прикладной бакалавриат, кредитно-модульную систему, сетевые формы получения образования, возможность вузам в полной мере заниматься научной деятельностью. Тем более что у нас уже есть колледжи, достигшие европейского уровня. Например, технологический колледж №14 (бывший МТК №309), который был образован в 2004 году в результате слияния трех образовательных учреждений, каждое из которых имеет свою историю и традиции, – торгового училища №3, профессионального училища №8 и колледжа №309. Торговое училище №3, ставшее сегодня частью факультета экономики, было создано в 1963 году на базе старейшего универмага Москвы ЦУМа и располагалось в филиале ЦУМа – Петровском пассаже. Профессиональное училище №8 почти пятьдесят лет готовило главных представителей общественного питания – поваров и кондитеров. Сегодня в колледже этот факультет занимается подготовкой специалистов для ресторанного бизнеса. Ядром технологического колледжа №14 стал колледж №309, открытый еще в 1974 году как швейное профессиональное училище, при базовом предприятии «Смена». В структуру технологического колледжа №14 входят учебные подразделения, реализующие образовательные программы разных уровней и профилей, сеть подразделений, обеспечивающих базовые и инновационные процессы колледжа. Здесь обучают 1489 студентов по основным профессиональным образовательным программам базового и повышенного уровней. В состав колледжа входят пять факультетов и 17 кафедр, Ресурсный центр «Образование без ограничения возможностей», интегрирующий систему дистанционного обучения, информационно-коммуникационные технологии с учебно-производственными подразделениями – школой креатива и кулинарной студией. Лаборатория экспериментальной и инновационной деятельности колледжа стала координирующим центром экспериментальной площадки второго уровня Департамента образования. Этот колледж, победив в приоритетном национальном проекте «Образование», стартовавшем по инициативе Владимира Путина, не только более 100 млн бюджетных рублей вложил в оснащение учебного процесса новейшими технологиями, но и инвестировал в учебный процесс более 30 млн рублей внебюджетных средств. Кроме того, уже много лет колледж работает под патронатом Всемирного ORT, благодаря чему стал более продвинутым в области информационных технологий – начиная с 1996 года эта организация вложила в развитие технологий и оборудования колледжа более миллиона долларов. Колледж реализует перспективные проекты совместно с Федерацией рестораторов и отельеров, которая вместе с компанией «Электролюкс» позиционирует самое современное оборудование для ресторанного бизнеса. Благодаря этому колледж открыл уникальную современную лабораторию для поваров-кондитеров и технологов. Инвестиции британского фонда «Helping Young People with Special Needs» помогают реализовывать программы дистанционного обучения для слабослышащих и глухих детей при помощи системы СДО. В настоящее время осуществляется совместный проект с корпорацией «Хьюлетт Паккард» – создание на базе колледжа центра подготовки кадров для малого бизнеса и предпринимательства. Также внедряются в жизнь совместные проекты с компаниями «Полимедиа», «Аи Ти Скан», «Юнилевер Русь». Даже только один пример развития московского колледжа позволяет говорить, что городская система среднего профессионального образования не только стала признанным лидером среди регионов России по количественным и качественным показателям своей деятельности, но и может стать базой для подготовки массового среднего класса, в полной мере продемонстрировать свои конкурентные преимущества.В настоящее время рынок труда в Москве испытывает дефицит квалифицированных исполнителей, причем как рабочих, так и служащих. В секторе строительства, городского хозяйства, торговли мы наблюдаем массовый приток неквалифицированных и низкооплачиваемых кадров, а в «верхнем» секторе рынка существует избыточное предложение работников с высшим образованием, обладающих недостаточно высокой или неопределенной профессиональной квалификацией. Развитие экономики нового типа, как видит ее Владимир Путин, ставит задачу формирования системы непрерывного профессионального образования, адекватного масштабам и потребностям гибкого рынка труда. Это предполагает концентрацию усилий на реализации приоритетов городской образовательной политики мегаполиса:- развитие кадрового потенциала, адекватного насыщенным рынкам производства и внедрения инновационных продуктов (массовая подготовка трудовых ресурсов, способных и мотивированных для работы в инновационных секторах);- создание условий бесперебойной работы и постоянного развития сложнейшей инфраструктуры мегаполиса (наличие квалифицированных специалистов, ответственных за финансовую, коммунальную, транспортную инфраструктуру, связь);- опережающее развитие секторов образования, медицины, культуры как факторов обеспечения качества жизни населения, для чего и потребуются квалифицированные кадры.Городу нужна эффективная система среднего профессионального образования. Программы подготовки надо разрабатывать и реализовывать в тесном сотрудничестве с работодателями. Перспективной задачей стало создание программ переподготовки для взрослого населения. Российские работодатели на переобучение новых сотрудников тратят до 500 млрд рублей в год, примерно столько же составляет государственный бюджет профессионального образования.Городские целевые программы «Рабочие кадры-1» и «Рабочие кадры-2», направленные на совершенствование системы московского профессионального образования, завершены. Эти проекты позволили значительно улучшить качество обучения 89000 студентов в 90 колледжах по 214 специальностям. У столицы есть возможность развивать экономику так, как видит Владимир Путин, и это меня радует.Михаил НИКИТИН, НИИРПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте