Центральный район. Уже из названия понятно – сердцевина города. Книга, где на каждый лист приходится объемная масса исторического содержимого. Поэтический Летний сад и петляющая Синопская набережная, совершенная пропорция улицы Зодчего Росси и шпили Смольного собора. Офисная доминанта и достоевщина коммунальных квартир. О старом Петербурге можно говорить бесконечно. В этом сразу же признается начальник отдела образования Центрального района Ирина АСЛАНЯН и просит ее направлять, если вдруг желание рассказать обо всем уведет в сторону.
– Сеть образовательных учреждений многообразна, – говорит Ирина Александровна, – и удовлетворяет потребности жителей района и города. Есть учреждения, которые известны не только в Санкт-Петербурге, но и в стране, к примеру, знаменитый физико-математический лицей №239.
Как и всех, нас коснулась демографическая проблема. Детей в школах стало меньше. Для того чтобы быть конкурентоспособными, мы старались создать сеть таких учреждений, в которых бы стремились обучаться дети всего города. Сейчас в некоторых наших учебных заведениях учится до 70 процентов детей из других районов города. Это довольно высокий процент. Конечно, есть школы, которые не выдерживают конкуренции, и мы пытаемся их реорганизовать путем присоединения к востребованным школам. Но нельзя проводить реорганизацию ради реорганизации. Она имеет положительный результат только тогда, когда четко продумана. Если мы видим, что учреждение реально востребовано и помещений для образовательного процесса не хватает, в этой ситуации идем на то, чтобы присоединить к нему еще одно здание. Если говорить о положительном опыте в этом отношении, то можно привести в пример гимназию №166. Несколько лет назад мы присоединили к ней здание общеобразовательной школы, и сегодня в этом здании располагается начальная школа гимназии. Таким образом получился комплекс.
Что касается системы дошкольного образования, то сейчас в районе функционируют 80 детских садов, больше половины из них находятся во встроенных помещениях, что обусловлено спецификой архитектуры центра города. Мы стараемся сделать помещения уютными, красивыми, создать комфортные условия для детей.
Отдельно хочется сказать о наших коррекционных образовательных учреждениях. Среди них школа №18, ученики которой ежегодно участвуют в специальных олимпийских играх и становятся победителями. Школа №687 для детей с серьезными отклонениями в развитии является федеральной экспериментальной площадкой. На ее базе уже несколько лет работают над проблемой эмоционального выгорания педагога. Безусловно, эта проблема актуальна для любой школы, но особое значение она приобретает для учителей, работающих с трудной категорией детей.
С полной отдачей работают и педагоги детского сада №53 для детей с нарушениями зрения. Чем интересен их опыт? Специалисты начинают патронаж родителей уже с родильного дома. Часто бывает, что мама, у которой родился такой ребенок, находится в некоторой растерянности. Работники детского сада помогают ей понять, как правильно ухаживать за ребенком, как адаптировать его к жизни в обществе.
Детский сад №41 тоже имеет статус федеральной экспериментальной площадки. Опыт работы этого учреждения интересен тем, что здесь вместе воспитываются здоровые дети и дети с ограниченными возможностями. Мы знаем, что об уровне развития общества судят по отношению к старикам и инвалидам. Если ребенок с детства будет понимать, что общество существует для всех и что в нем живут, работают, учатся как здоровые люди, так и люди с ограниченными возможностями, то способен будет адекватно оценивать мир. К тому же присутствие в среде здоровых детей стимулирует ребят с ограниченными возможностями развиваться. Они хотят многому научиться. Если говорить о достижениях наших школ, то нельзя не упомянуть о медалистах. Их в этом году было 182 человека. 196 школьников стали победителями городских олимпиад, 125 – победителями всероссийских. Больше всего призеров в уже упомянутом лицее №239. Если говорить о последних их достижениях, то это золотая медаль на Международной олимпиаде по химии, золотая и три серебряные медали – по математике.
Четыре школы района стали победителями конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Семь учителей получили гранты по 100 тысяч рублей. Пять педагогов удостоены премий правительства Санкт-Петербурга «Лучший учитель Санкт-Петербурга» и «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга».
В этом году мы учредили ежегодную районную премию, которую назвали «Педагогические овации». Разноцветные кленовые листья как свидетельства многогранного таланта педагогов были выполнены мастерами художественно-промышленной академии им. Мухиной и вручены 75 учителям района.
– Ирина Александровна, на ваш взгляд, какими принципами работы с коллективом должен руководствоваться начальник отдела образования?
– Самый главный принцип – работа в команде. Причем это должна быть не только команда отдела образования, но и команда руководителей образовательных учреждений. Только тогда, когда мы все понимаем, чего хотим, куда идем и что для этого должны делать, только тогда все получится.
Свои действия мы стараемся постоянно сверять с созданным два года назад советом руководителей образовательных учреждений. Когда возникают новые идеи, мы обсуждаем их сначала с советом и только потом принимаем решение.
– Можно привести пример такой идеи?
– Так, мы задумывали районный педагогический совет «Обеспечение нового качества образования». Возникла идея провести его в форме конференции. Предполагалось обсудить проблемы сначала в секциях, а потом самые интересные идеи представить на пленарном заседании. Совет руководителей не только поддержал нас, но и оказал большую помощь в организации мероприятия. На мой взгляд, оно удалось. В процессе живого диалога были высказаны интересные мысли, над которыми стоит задуматься.
– Какова, на ваш взгляд, основная функция районного отдела образования? Контролирующая?
– Сейчас другое время, функции отдела образования нельзя сводить только к контролю. Это неправильно. Наша главная задача в том, чтобы быть проводником национальной политики в области образования, оказывать организационную и методическую помощь.
Особенно это актуально сегодня, когда образовательные учреждения учатся работать в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности.
– Кстати, о переходе на финансово-хозяйственную самостоятельность, целесообразен ли он?
– Пока рано подводить итоги: наши учреждения стали самостоятельными только год назад, но я эту идею поддерживаю. Потому что руководитель в современной ситуации не может быть только главным учителем в школе. Это должен быть человек, который владеет знаниями в области экономики, юриспруденции. Он должен уметь спланировать и рационально использовать средства так, чтобы это способствовало развитию учреждения.
– Вы взаимодействуете с отделами образования других регионов?
– Конечно. Мы часто созваниваемся, сверяем свои шаги. Этому способствует и Комитет по образованию, усилиями которого мы ежегодно бываем на выездных семинарах, где обмениваемся опытом работы. Если раньше была некая скованность в общении, то сегодня я знаю, что могу позвонить в любой район и получить исчерпывающую информацию по любому вопросу. Мы открыты для общения и готовы перенимать опыт.
– На базе вашего района проводились обучающие семинары?
– Да, в этом году мы провели семинар для начальников отделов образования по работе с молодыми кадрами. Мы проводим ее достаточно успешно. Чем мы привлекаем молодых? Может, тем, что находимся в центре города, в непосредственной близости от Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Кроме того, мы стараемся создать для молодых педагогов такие условия, чтобы у них была возможность учиться, реализовывать себя, проявлять свои творческие способности. В научно-методическом центре района работает «Школа молодого учителя». Начинающие педагоги участвуют в районном конкурсе педагогических достижений в номинации «Педагогические надежды». Созданный в районе клуб «Вдохновение» объединяет учителей по их творческим интересам. Кстати сказать, из семи победителей национального проекта трое – совсем молодые. Для них полученные гранты – это не только финансовая поддержка, но и оценка первых педагогических шагов.
Комментарии