Из всего многообразия проблем, которыми занимается сегодня система образования, проблемы безопасности становятся приоритетными. В рамках создания необходимых условий развития безопасной образовательной среды особую значимость приобретает проблема формирования гражданского сознания подрастающего поколения. И, конечно, отдельно следует выделить вопрос воспитания подрастающего поколения на принципах противодействия идеологии терроризма и экстремизма. Среди многих направлений и форм работы, которыми занимается Московский институт развития образования по поручению Департамента образования, эта проблема заняла нишу одной из приоритетных тем для изучения и работы.
Сегодня образование в нашей стране – от дошкольного до профессионального – включено в сферу социокультурной жизни и выступает предметом фундаментального и прикладного исследования. Более того, на всех исторических этапах развития общества образование выступает в качестве одного из основных институтов воспитания подрастающего поколения, сферой развития личности ребенка и подростка, площадкой для самоопределения и овладения им необходимыми жизненными и профессиональными компетенциями. Сегодня важна идея понимания образования как массового института достижения социального доверия, толерантности, способствующего профилактике ксенофобии и экстремизма и обеспечивающего развитие грамотной гражданской позиции. Образование стало неотъемлемой частью жизни каждого нового поколения нашей страны. Именно в нем формируются мировоззренческие установки, гражданская позиция, развиваются личностные наклонности и интересы. Именно в школе ребенок активно социализируется, приобретает понимание ценности здорового коллективизма и гуманного отношения к окружающим людям.Современный период развития нашего общества характеризуется сложными, порой противоречивыми и негативными проявлениями во многих аспектах нашей жизни. Утеряны многие национальные традиции, произошла трансформация традиционных духовных и нравственных ценностей. В условиях, когда идет жесткая борьба за умы, идеологическое и информационное влияние, нужна постоянная и целенаправленная системная работа, которая защитила бы нашу молодежь от существующих социальных рисков, послужила укреплению гражданской солидарности и межнационального согласия.Перед системой образования все более рельефно выступают задачи обеспечения социальной и психологической гармонизации не только учащихся, но и других социальных групп, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий, национальных культур, многих других наших сограждан. На решение этих социальных задач направлены усилия государства и общественных структур, системы образования, в которой все активнее проявляются мероприятия, связанные с развитием веротерпимости, толерантности, миролюбия, гражданского патриотизма. Это объективно привело к тому, что образование стало институтом накопления социального доверия и согласия.Известно, что образование как массовый социальный институт призвано обеспечивать формирование гражданского сознания молодежи на принципах противодействия идеологии терроризма и экстремизма. Очень важно ориентироваться на более гибкое выстраивание работы с представителями молодежи, которая в настоящее время испытывает большие трудности в гражданской идентификации, понимании своего места в системе гражданских, социальных, профессиональных, национальных, религиозных и политических отношений. Мы не можем не учитывать наличие неопределенности ценностных установок, как социальных, так и личностных, возникших в результате произошедших в короткие сроки изменений политического, экономического, национально-государственного устройства страны. Следует иметь в виду и то, что росту социальной напряженности в нашем обществе способствуют бурные миграционные процессы, приводящие к изменению социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными, поколенческими слоями общества. Мы прекрасно знаем, что эти процессы вызывают конфликты в молодежной среде, стимулируя поиск новых механизмов идентификации личности.Характерной особенностью нашего времени стало возникновение стереотипов восприятия проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы. Тем самым произошло явное или неявное санкционирование использования негативных образцов поведения. Все чаще мы сталкиваемся с трансляцией подобных образцов через СМИ.Очевидно, что в последние годы произошло активное распространение в обществе манипулятивных установок «свои – чужие», конструирование образа врага, использование языка вражды в СМИ, создание радикальных интернет-сайтов, разжигающих ненависть. Основной мишенью таких акций становятся подростки и представители молодежи, чувствующие себя социально ущемленными.Наблюдения последних лет показывают, что все более заметно отчуждение учащегося от государства, образовательного учреждения, даже от семьи, в исключительных случаях от самого себя (тут мы говорим о деформации гражданского сознания). Это означает, что процесс социализации и гражданского воспитания подрастающих поколений происходит сложно и противоречиво.В связи с актуальностью проблемы за последние несколько лет были проведены исследования, результаты которых нельзя игнорировать, например, было показано, что в проявлениях нетерпимости в настоящее время фактически конкурируют между собой средства массовой информации и сфера семейной жизни. Сфера образования оценивается в свою очередь как сфера наименьшего проявления нетерпимости. В этой связи можно заключить, что ожидания общества по отношению к образованию как институту социализации личности, способному компенсировать недочеты особенностей социализации в семье, СМИ, «на улице», имеют реальную основу.Особого внимания здесь заслуживают исследования социальных стереотипов, формируемых средствами массовой информации, а также ценностных ориентаций подростков – свидетелей и участников различных травмирующих ситуаций. Они доказывают, что в российском обществе существуют стереотипы восприятия проявлений экстремизма, терроризма, ксенофобии и других негативных явлений. Наиболее явно они проявляются в жизни социальных групп, находящихся в фокусе повышенного общественного внимания, – молодежной среде, мигрантах, национальных меньшинствах, асоциальных группах.Вместе с тем хочу отметить, что, к сожалению, в нашей педагогической практике и воспитательной работе мы не находим полного понимания проблемы социальных стереотипов. У нас отсутствует действенный инструментарий, который мы могли бы использовать для их изучения и анализа в контексте происходящих личностных изменений. Мы не всегда вовремя улавливаем настроение наших детей и подростков, умеем на перспективу видеть те проблемы, которые проявятся в процессе социализации личности, а ведь это основной индикатор наших педагогических воздействий. На вопрос к подростку о том, какое отношение он испытывает к национальным меньшинствам, почти 19% указали на агрессивный национализм, были ответы, которые содержали понятие расизма, дискриминации, насилия, нетерпимости, терроризма. Безусловно, к этим данным, которые получены на основе анализа ответов подростков, можно относиться с долей определенного недоверия, но, несмотря на возможные погрешности, следует признать, что это существующие тенденции, что с ними необходимо уже сейчас активно работать. Первостепенную роль и тут играет целенаправленная воспитательная работа, различные формы ее организации, позволяющие включать подростка в действенный процесс поиска и принятия конструктивных решений, диалог, коллективные виды созидательной активности. В этой связи необходима разработка таких форм организации воспитательной работы, в процессе реализации которых возможно раскрыть взаимодополняющие ценности разных религий, национальных культур в истории цивилизации и в многонациональном современном обществе. Ключевой элемент системы мер по противодействию идеологии терроризма и экстремизма – создание условий для обеспечения постоянного межкультурного, межнационального и межконфессионального диалога в интересах достижения общественного согласия и формирования эффективных гражданских механизмов разрешения социальных конфликтов ненасильственными методами. На мой взгляд, требуется серьезное переосмысление содержания гуманитарного образования. Оно в большей степени должно быть направлено на демонстрацию гуманистической основы жизни, роли сотрудничества, взаимопонимания, кооперации, веротерпимости, миролюбия в решении жизненных задач. Нужны такие учителя, которые могли бы сделать школьный материал личностно значимым для каждого обучающегося, посеять в нем стремление к самопознанию, реализации активной гуманистической позиции. Эффективным средством профилактики экстремистских и террористических проявлений в молодежной среде может стать развитие системы гражданско-патриотического воспитания, духовное воспитание, изучение религиозных традиций народов России. Можно выделить несколько основных задач, от решения которых во многом зависит успешность развития образования как института формирования гражданского сознания молодежи на принципах противодействия идеологии терроризма и экстремизма. В первую очередь это разработка проектов, раскрывающих сущность образования как основной социальной деятельности общества, и их реализация в государственных программах различного уровня. Необходимо усиление связи образования (развитие своего рода социального партнерства) со всеми институтами социализации личности – семьей, СМИ, религиозными объединениями, государственными и общественными структурами. Несмотря на наметившийся вектор движения к обществу, основанному на знаниях, в массовом сознании связь образования с социальными эффектами общественного развития и менталитетом населения представлена весьма слабо. В этой связи важно повышение мобильности, качества и доступности образования как ресурса роста социального статуса личности в современном обществе, достижения профессионального и личного успеха. Сегодня, безусловно, необходимо целенаправленное формирование гражданской идентичности в системе образования через разработку и реализацию различных форм воспитательной деятельности как предпосылки укрепления общества, сохранения «единства разнообразия» и солидарности в сфере социальных, межличностных и межконфессиональных отношений. Нужны программы в первую очередь дошкольного и школьного образования, направленные на формирование социальных норм толерантности и доверия как условия диалога культур в многонациональном и поликультурном российском обществе.В Московском институте развития образования мы работаем в направлении реализации каждой из перечисленных позиций. Но это лишь одно из важных направлений содержательной работы, другое, не менее важное, направление исследований связано с поиском путей и механизмов развития безопасной образовательной среды учреждений.Бесланская трагедия 2004 года показала уязвимость школы как социального института со стороны экстремистских и террористических сил. Сегодня нужны действенные подходы и технологии, которые обеспечивали бы в полной мере безопасность детей и учителей. Мы уделяем особое внимание исследованию этих проблем. В структуре МИРО создан Центр комплексной профилактики и безопасности образовательной среды, который организует научно-аналитическую и консультационную работу по проблемам разрешения социальных конфликтов, укрепления безопасности образовательных организаций. Замечу, что действенной формой объединения усилий органов власти и гражданского общества в противодействии идеологии терроризма и экстремизма может быть участие авторитетных общественных деятелей, городских и муниципальных депутатов, представителей творческой интеллигенции, научно-педагогического и экспертного сообщества, популярных деятелей искусства, спортсменов, представителей бизнес-сообщества в публичных информационно-просветительских, культурно-массовых, агитационных мероприятиях антитеррористической направленности. Школа не может обособленно решать вопросы собственной безопасности в отрыве от других субъектов социального пространства. Антон МОЛЕВ, директор Московского института развития образования
Комментарии