Думаю, не так много мужчин работает в детских садах. В школах-то их раз-два – и обчелся, а уж в садиках… Днем с огнем не сыщешь! Вот такой я уникальный. И счастливый, должен вам сказать, человек! Вполне реализовавшийся в своей профессии музыкант! В дошкольном образовании я проработал 16 лет. Окончил Уральскую консерваторию по классу баяна и дирижирования. Вызов был в Крымскую филармонию. Но я подумал-подумал и пошел в только что открывшееся в Миассе музыкальное училище. Миасс – мой родной город.
Родился я в поселке рядом с Миассом. В семье у нас было трое детей. Папа работал, а мама воспитывала нас, вела нехитрое хозяйство. Играть на гармошке я научился сам. Тогда пела Лидия Русланова. Это была любимейшая народная певица. По радио звучало «Окрасился месяц багрянцем», «По Муромской дорожке»… Я слушал ее с замиранием сердца. А папа мой играл на гармошке. Вот однажды я не утерпел, взял ее да и стал перед зеркалом подбирать музыку. Отец с работы пришел: «Ух ты, малец, играть выучился!..» Было мне тогда лет пять, не больше. Видимо, у меня от природы слух хороший.
А в шесть лет меня сестра уже эксплуатировать начала: я играл в школе на утренниках, на праздниках. Сестренка пела, а я ей аккомпанировал. И так до самой музыкальной школы я играл все по слуху. Помню, в обычную школу я ходил с полевой солдатской отцовской сумкой (и очень этим гордился) и гармошкой. На переменах ребята танцевали. Так было принято.
И вообще, пока я учился, на мне был школьный хор. Музыки как предмета тогда не было.
В 53-м году в Миассе открыли музыкальную школу. Размещалась она в жилом доме, в квартире. Как-то директор музыкальной школы пошел за молоком в магазин. А мы со своими ребятами-друзьями поем, я играю… Он остановился, послушал немного и говорит: «Давай-ка ты, парень, к нам учиться. Приходи с мамой вон в тот дом». Ну я пришел. И стал первым учеником, по счету первым… Я любил учиться! На каждый урок приходил с новым выученным произведением. И окончил школу. За три года! Со своими одноклассниками-друзьями мы готовились поступать в политехнический институт. И тут приезжает из Магнитогорска председатель комиссии из музыкального училища. Начал меня уговаривать. И я согласился. Как же я теперь благодарен судьбе, что не пошел в технари. Учился я легко, на одни пятерки. Отношение ко мне было очень благосклонное. Так я проучился два года. Был у нас очень хороший педагог из Москвы, из Гнесинки. Мне очень повезло посещать его уроки. Но потом он вернулся в столицу, а я продолжал учебу у пианиста. Он жил музыкой! Я играю по его велению Баха, а он весь захвачен музыкой. Даже говорит с придыханием. Вот какие у меня были учителя! На выпускном экзамене присутствовала у нас представительница из Свердловской консерватории. Она и пригласила меня к себе. Вступительные экзамены я сдал на «отлично». И закончил успешно.
В 1974 году приехал в Миасское музыкальное училище (теперь колледж), стал заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Но, увы, я не был коммунистом. Вокруг все говорили: «И как вас там держат, беспартийного?» Правда, в области ко мне относились хорошо, знали мою работоспособность и порядочность. А еще я не умел работать с бумажками, с планами. Тяжело мне это давалось. Было у нас 400 учащихся и 150 педагогов. Работал я на износ. Выгорание произошло. Надорвался. Решил: пойду-ка отдохну на пенсии по выслуге лет. Ушел. Отдохнул два дня. И все! Надоело…
Так я попал в дошкольное образование, к своей родительнице (ее дочь училась у меня в училище), в детский сад «Капелька». И прошел через вступительный экзамен. Воспитатели любят петь, особенно вот эту песню: «Когда весна придет, не знаю. Пройдут дожди, растает снег». Меня спросили, знаю ли я ее. Я знал. Потом стал играть им Баха, Шопена… И меня приняли на работу в коллектив.
Сегодня меня любят в этом садике и дети, и взрослые. Я очень рад! Однажды прихожу в группу, а один малыш воскликнул: «Ну почему вас так долго не было!» Я чуть не прослезился, это дороже любых благодарностей. Значит, я здесь нужен.
А работа здесь очень сложная. Я выкладываюсь полностью. С маленькими детьми нужно быть очень эмоциональным, доброжелательным. Нужно много тепла отдавать. И это мое призвание! Нужно знать методику, знать психологию дошкольника. Я, зрелый музыкант, год входил в свою новую профессию. Много читал. Изучал репертуар для раннего возраста. Потом сам написал четыре музыкальные сказки для малышей, для трехлеток. Все, что было, написано для более старшего возраста. Я создал и специальную мелодию, и даже слова. Чтобы было понятно крохам. Вопрос, короче говоря, я изучил досконально, вник во все основательно. И стало получаться! Дети тянутся, любят мои занятия, ждут их. Скучают без меня. А сам-то как я без них скучаю! Отдыхаю с ними душой. Чтобы ни случилось в жизни, в садике все забывается! Я чувствую, как приливают ко мне силы, энергия, радость! Но учебу свою не прекращаю ни на день. Иначе отстанешь от жизни. Сейчас я начал работать и с полуторагодовалыми детками. Они еще не говорят предложениями. Сначала я пришел к ним без баяна. Познакомиться, погладить по головкам. Чтобы привыкли ко мне, узнавали. Потом стал плясать с ними под хлопочки ладошками.
Зачем мне это надо? Говорят, дети слышат музыку еще в утробе матери. Значит, с полутора лет уже можно начать с ними работать.
Готовить к восприятию музыки. Добиваюсь, чтобы глазки заблестели. Сначала мне нужно вызвать у деток эмоциональный отклик на музыку. Тогда к трем годам результаты будут. У меня одна трехлетняя малышка солирует, песенки поет, а четырехлетки занимаются в музыкальной школе.
У меня есть опубликованные работы. Музыкальные сборники «Наш друг баян», «Миасс, тебе задушевную песню поем», «Музыкальные картинки. Пьесы и обработки». Я написал четыре музыкальные сказки и два сборника песен для малышей «Пойте, дети малые и большие», программу для детей раннего возраста, сборник «Музыка в режиме дня школьника».
Комментарии