Я хочу рассказать вам об одной ученице. Она учится в школе, где я работаю директором. Рассказ о ней помог мне понять, что я делаю правильно и что нужно сделать еще, чтобы в школе стало лучше.
Ее зовут Алина. Она учится в 1-м «А» классе, сидит в правом ряду у окна, за третьей партой. На уроке Алина активна и любит высказывать свое мнение. Любимый ее предмет – математика, потому что она умеет находить правильное решение. Она очень любит рисовать. Порой Алина так замечтается, что начинает рисовать свою мечту, а рисунки потом вешает в классе на самом видном месте. Вся начальная школа приходит смотреть на эти рисунки.Классный руководитель Алины всегда говорит, что мечтать очень важно, и от этого ее рисунки становятся еще красочнее и интереснее. Я встречаю Алину на переменах или на уроках, которые я иногда посещаю. Она всегда улыбается и говорит: «Доброе утро, Артем Вячеславович!»Однажды я спросил ее:- Кем ты хочешь быть? – Учителем физики, – ответила она.- А разве у вас есть такой предмет? – удивился я.- Нет, но учитель на окружающем мире рассказывала нам о том, откуда берется электричество.- А почему учителем, а не инженером? – спросил я ее.- Потому что я умею рассказывать интересно, – гордо ответила она. Самый любимый праздник Алины – это Новый год. Она любит считать дни в декабре в обратную сторону – сколько осталось до праздника. Но больше всего она любит делать подарки. В нашей школе в течение декабря во всех классах ребята придумывали подарки, для того чтобы подарить тому, кому захотят. Алина предложила всему классу сходить в детский сад и подарить подарки самым маленьким ребятам. Так и сделали! По субботам обычно класс Алины едет на экскурсию или ходит в музей, и ей нравится накануне с подругами придумывать интересные задания для одноклассников. Потом ребята выполняют их в том месте, которое они посещают. В конце учебного года я пригласил ребят из разных классов к себе и попросил их придумать тему следующего года для школы. Алина тоже пришла. Ребята предлагали разные идеи, а Алина все это время молчала, думала. Потом она подняла руку и сказала: – А давайте темой следующего учебного года будет «Школа-мечта». Ведь многие ребята совсем не умеют мечтать. Так и решили! Вот такая первоклассница учится в моей школе.О чем молчат дети. Семь ключей от одной двери Чтобы открыть дверь, вам нужен ключ. Чтобы понять, о чем молчит ребенок, вам надо несколько ключей, потому что у детской двери разные замки. За этой дверью находится особенный, многомерный и постоянно меняющийся мир. Вам не нужно требовать, чтобы ее немедленно открыли, нужно просто подобрать ключ, чтобы ненадолго заглянуть в мир ребенка. Заглянуть не для праздного любопытства, а для того чтобы понять самого главного человека на земле. И упаси Господи вас вышибать эту дверь, потому что потом появится дверь с таким замком, который вы никогда не сможете открыть – дверь, за которой находится удивительный мир! Первый ключ. Вы слышали когда-нибудь, как молчит ребенок?! Он это делает нарочно, он прячется. Он не скрывает что-то от вас, ему хорошо просто так – одному. Там за невидимой дверью он слушает музыку тишины. Ваш первый ключ – слушать эту музыку вместе. Молчите! Второй ключ. Вы, конечно, видели эту молчаливую улыбку ребенка. Это не просто улыбка, это улыбка про вас. Вот так смотрит на вас ребенок и улыбается, а вам надо ответить тем же. Это ваш второй ключ. Улыбайтесь!Третий ключ. Когда вы читаете сказку или, положим, рассказываете интересную историю ребенку, вы можете наблюдать за тем, как его внимательное молчание наполняется мечтами и смыслами. Открывая для него эту дверь, вы входите в новую, удивительную комнату вместе, но через некоторое время обязательно возвращаетесь и оставляете ребенка наедине с его мечтой, потому что она принадлежит ему. Читайте и рассказывайте! Четвертый ключ. Дети очень внимательны к событиям, которые должны скоро произойти. Вы рассказываете о планируемом деле, а он слушает и представляет его. Это внимательное молчание о будущем – в нем он представляет себя. Важно, если ребенок будет не просто участником этого будущего, а творцом, и поэтому необходимо, чтобы это событие вы придумали и провели сообща. Формируйте это будущее вместе! Создавайте!Пятый ключ. Бывает, что вы злитесь на детей, и в этот момент вы встречаетесь с самым сложным детским молчанием. Дверь закрыта наглухо. В этот момент за детской дверью, если прислушаться, можно услышать биение детского сердца. В эту дверь может войти не каждый. И только когда вы услышали биение своего сердца, вам становится ясно, что это за ключ. Прощайте!Шестой ключ. Взрослым нужно чувствовать грани: когда стоит пытаться открыть детскую дверь, а когда лучше оставаться за ней. Если внимательно наблюдать за красноречивым молчанием ребенка, то можно увидеть, когда ему сложно. Он старается, но не говорит, что испытывает трудности. И тогда необходимо так же молчаливо, но решительно протянуть ему руку. Помогайте!Седьмой ключ. Последним ключом можно открыть любую дверь. Его нельзя подделать или заменить на другой. Он не является универсальным средством для того, чтобы войти в детскую дверь. Это – спутник жизни. Молчание ребенка – это загадка, которую мы, взрослые, пытаемся разгадать. Нам, взрослым, вовсе не обязательно подбирать ключи или стучаться в детские двери, надо быть очень внимательными к этому молчанию. Ведь ключ – это просто образ, который был придуман для того, чтобы лучше понять ребенка. Взрослым порой не хватает терпения и хочется быстрее понять, что происходит с детьми. А секрет состоит лишь в том, что, чтобы понять детское молчание, требуется всего лишь один ключ. Любите!Артем КОНДРАШОВ, директор школы №633
Комментарии