Ты никогда не задумывался о том, почему ты похож на папу и маму? Почему окружающие находят в тебе черты сходства с бабушкой и дедушкой? Более того, они отмечают общие черты характера, и не только с папой и мамой, но опять-таки обнаруживают общее в поведении с дедушкой и бабушкой. И так же в природе: твой щенок и котенок унаследовали внешние признаки своих мамы и папы, да и в повадках можно найти общее. Ученые объясняют явление, когда живые существа, включая растения, птиц, насекомых, воспроизводят себя по своему образу и подобию, действием генов – особых носителей наследственности в клетках организма. Они-то и обеспечивают передачу в поколениях того или иного признака или свойства организма. Однако оказывается, что подобная передача наследственных черт через поколения, столетия и даже тысячелетия осуществляется и на уровне всего общества, будь то в Канаде или в африканском племени.
Древние этические заповеди «Поднебесной», в частности, разработанные мудрецом Конфуцием, продолжают жить и в современном Китае. Эта страна – не исключение. В Индии до сих пор дает о себе знать возникшее тысячи лет назад деление общества на касты, и «неприкасаемые» там до сих пор не считаются равными брахманам и не могут сесть, например, за один стол с выходцем из касты воинов. А в нынешней Европе, Северной и Латинской Америке граждане тамошних государств наверняка дружно скажут, что корни их культуры, общественного и государственного порядка произрастают из Древней Греции и Рима.
Действительно, если мы сравним, скажем, современных итальянцев и римлян эпохи республики или империи, то скорее всего не найдем существенных различий во внешнем облике. Конечно, одежда совсем иная. Но язык в значительной мере сохранил и корни, и строй латинского языка времен Цезаря. Практически без изменения остались буквы. Еще больше следов древнего языка в китайском, персидском. Наш глаз сразу улавливает элементы древней одежды в одеянии нынешних индийцев, японцев, а затем внимание отмечает, что по манере приветствий, общения, поведения в различных обстоятельствах они заметно отличаются от нас, россиян.
Примерно так же обстоит дело и в области политических отношений. Эллины и древние римляне заложили основы демократий. Создали представления о личности и гражданине, обладающем автономией от других сограждан и от государства, правами участвовать в решении общих дел и ответственностью за свои решения и деяния. Более того, они закрепили этот политический порядок в юридических документах, придав ему общеобязательную силу закона. Среди них наиболее известно «Гражданское право». А весь свод римских законов так и именуется – «Римское право». «Римское право» стало наиболее полным сводом законов в истории юридической науки, оно охватывало все области жизни человека – от воспитания детей в семье до порядка избрания консулов и наказания за невыплату долгов. Ныне «Римское право» – основа современного законодательства. Не случайно студенты юридических факультетов почти всех университетов мира, и в России в том числе, начинают свою учебу с изучения этого курса. Ничего удивительного в этом нет: ведь «Римское право» стало отцом для сводов законов, которыми столетия спустя стали обзаводиться сначала страны Европы, затем Северной и Латинской Америки. В кодексах, например, Франции, Бразилии или даже Сенегала в далекой Африке мы сможем узнать все то же «Римское право».
А что отсюда вытекает? А вытекает то, что твои сверстники в далекой Америке или Португалии с Данией, сами того не зная, вместе со своими родителями живут практически по тем же законам, которые больше двух тысяч лет назад придумали в Древнем Риме. Поэтому в европейских, североамериканских странах люди поступают как граждане, как личности, осознающие свои права и обязанности в семье, на работе, в общении со знакомыми и незнакомыми людьми. То есть как их древние греческие или римские предки, но еще более независимые. Вот такой порядок, правила поведения, переходящие из поколения в поколение, принято называть традицией.
В Китае и Индии, во всех других странах, как ты уже знаешь, тоже продолжают действовать исторически сложившиеся обычаи и порядки, установившиеся в поведении и быту. Эта традиция опирается на мнение коллектива – семьи, деревни, племени. Личные мнения, ответственность, поступки человека получают одобрение лишь в той мере, в какой они не противоречат устоявшимся коллективным представлениям. Например, в африканской семье в большинстве случаев главную роль, как и сотни, тысячи лет назад, продолжает играть глава семьи; это, как правило, старейшина. Он, руководствуясь неписаными законами своего племени, которые ученые называют обычным правом и хранителями которых являются старейшины, принимает решения, почти не считаясь с мнением молодых. И обычно это не вызывает протеста. Ведь это законы предков, а предков нужно уважать! Правда, при этом в той же африканской стране действует конституция, приняты кодексы законов, которые на первый взгляд трудно отличить от европейских. Тем не менее население традиционно следует законам обычного права, даже не задумываясь о том.
Те страны, где довлеют не писанные, не формальные законы, а власть обычаев, привычек, морали, перекочевавших в современность из родового общества, принято называть традиционными. Сюда относятся африканские, большинство азиатских стран и отчасти – латиноамериканские. В отличие от них политическая традиция в европейских, североамериканских, отдельных странах Азии связана с писаным законом; ее лучше называть западной (демократической).
И все-таки мир в целом движется к признанию индивидуальных прав и ответственности личности. Там, где это уже достигнуто, торжествует свобода, а ведь известно, что человек раскрепощенный добивается куда большего, чем тот, у кого руки спутаны. Вспомни, в каких странах люди достигли самых больших успехов, например в строительстве, авиации, автомобилестроении, в науке?
А что же в других государствах – тех, что руководствуются в реальной жизни больше традициями, чем писаными законами? Там что, люди не хотят вырваться из нищеты, отсталости? Не хотят лучшей жизни для себя, для своих детей, для своей семьи и страны? Конечно, хотят! Но представление об этой лучшей жизни и способах ее достижения у них свои – традиционные.
Поэтому любая попытка одним махом перескочить из царства традиций в современность обречена на провал. Как бы человек ни стремился к новому, с традициями в себе и, самое главное, со сложившимися отношениями между людьми, между властью и обществом покончить одним махом, как у старика Хоттабыча, не удалось еще ни разу.
Возможно, у тебя родился вопрос: традиции – это хорошо или плохо? Предлагаем тебе самому решить этот непростой вопрос. Даем тебе несколько подсказок: британская приверженность обычаям, старым политическим нормам; упор на моральные ценности в традиционных (восточных) обществах; превосходство частного (личного) интереса над интересами коллектива, над нравственными ценностями (т.е. польза выше справедливости) – в западных государствах; эгоизм современной личности и коллективизм традиционного человека.
Вопросы: что такое традиции? Как проявляется традиция в восточных и западных странах? Какие страны и общества называются традиционными и почему? В чем разница в политической традиции между Востоком и Западом? Нужно ли отказываться от традиций?
Как ты считаешь, мы, россияне, – люди, над которыми господствует традиция, или мы усвоили гражданские правила поведения и живем как сознательные, ответственные за себя и своих близких, свою Родину? А может быть, в нас намешано и традиционное, и современное?
Подумайте и обсудите сообща: нужно ли отказываться от традиций? От каких политических традиций в нашей стране ты считаешь нужным избавиться? Почему? Есть ли традиции, которые ты полагаешь необходимым поддержать и взять с собой в XXI век? Почему? Какова связь между традиционной моралью и современными законами?
Запомни латинские выражения:
1. Платон мне друг, но истина – дороже (Amicus Plato, sed magis amica veritas – Амикус Плато, сед магис амика веритас). Слова одного великого мыслителя Древней Греции Аристотеля о не менее знаменитом философе Платоне.
2. Юридически, по праву (de jure – де-юре).
Темы творческих работ:
1. Какие явления в жизни России нужно считать традиционными?
2. Греческие и римские гражданские традиции в Европе.
3. Есть ли следы античной гражданской традиции в России?
Анатолий САВАТЕЕВ, кандидат исторических наук
Комментарии