search
main
0

Нужно ли менять систему поступления в колледжи?

Модель поступления в 10‑е классы и учреждения среднего профессионального образования может претерпеть изменения. Об этом в ходе Всероссийской встречи с родителями заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. «Все специалисты уже понимают, что конкурс аттестатов не всегда позволяет качественно и объективно провести отбор абитуриентов в СПО, а этот уровень образования сейчас очень важен и востребован», – сказал он. По словам Музаева, сейчас прорабатываются альтернативные модели.

Вместе с тем, как пояснили ТАСС в пресс-службе Рособрнадзора, это частное мнение главы ведомства и пока никаких изменений не планируется.

А что по этому поводу думают наши эксперты и читатели?

 

– Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Рособрнадзор уточнил, что модель перехода в десятый класс и поступления в колледжи менять не планируется. Но экспертная дискуссия уже стартовала. В СПО после 9‑го класса действительно могут поступить только отличники или очень сильные ученики с небольшим количеством четверок. В 2022 году самый высокий средний балл по аттестату, с которым принимали на бюджет, составил 4,99 на направлении «Юриспруденция». Самый высокий конкурс был на технических и IT-направлениях. На бюджете направления «Информатика и вычислительная техника» конкурс составил 28 человек на место. На платном отделении направления «Техника и технологии строительства» – 27 человек на место. Троечникам поступить в колледж после 9‑го класса очень сложно, в конкурсе аттестатов основными пострадавшими становятся именно не самые сильные в учебе школьники. Они, может, и хотели бы стать строителями, парикмахерами, поварами. Но могут либо учиться платно, либо идти в десятый класс и поступать в колледж после окончания школы, если не потеряют желания.

Что касается дальнейшего обучения в вузе, по оценкам НИУ ВШЭ, такие планы строят 44% студентов СПО, в том числе 38% собираются совмещать обучение с работой. По данным Минпросвещения, сразу после колледжа на очное отделение в вуз поступают чуть более 10% выпускников, при этом 70% трудоустраиваются сразу после окончания учебы. А по данным Роструда, из всех выпускников СПО за четыре года на конец 2021‑го только 51% имели официальную работу. На мой взгляд, мог бы помочь ежегодный мониторинг карьерных траекторий обучающихся, на основании которого можно было бы делать надежные выводы и принимать конкретные меры, повышающие обеспеченность рынка труда. В том числе менять правила приема на отдельные профессии и специальности.

 

– Александр МЕЛЬНИКОВ, главный редактор интернет-издания «Профобразование»:

– Главная задача в 10‑11‑х классах сводится к тому, что учащиеся готовятся к единому экзамену. Некоторые девятиклассники решают избежать этого напряжения и выбирают техникумы или колледжи, где не требуется сдавать ЕГЭ. И это понятно, режим непрерывной подготовки в течение двух лет со всеми его ограничениями может утомить даже самых продвинутых учеников.

Хотелось бы отметить, что колледжи имеют преимущества перед вузами, которые делают их привлекательными для определенной группы людей, особенно в сельской местности. Во-первых, колледжи предлагают программы с более коротким сроком обучения, что позволяет получить требуемую квалификацию в более сжатые сроки. Это очень важно для тех, кто хочет как можно быстрее войти на рынок труда. Во-вторых, стоимость обучения в колледже может быть ниже, чем в вузе, что позволяет сэкономить семейные финансы. Кроме того, многие колледжи предлагают различные гранты и стипендии для поддержки студентов.

Тем не менее важно понимать, что поступление в колледж не всегда является наиболее подходящим вариантом для ученика. И если мы взглянем на этот вопрос с практической точки зрения, он начинает выглядеть не таким очевидным. Ведь если девятиклассник выбирает более простой путь, то он может никогда не раскрыть свой настоящий потенциал, который мог бы помочь ему в достижении больших высот в образовании и карьере. В результате мы можем потерять настоящих гениев просто потому, что они избегают испытаний ЕГЭ.

В принципе вносить что-то новое в порядок поступления в колледжи не нужно. Нужно искать разумный баланс между ЕГЭ и ОГЭ, чтобы помочь детям в их дальнейшем развитии и успехе.

 

– Евгений ДРЕВАЛЬ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, учитель русского языка и литературы, немецкого языка и МХК школы №75, Воронеж:

– Тема для меня как классного руководителя девятого класса очень актуальна. Вечная дилемма для выпускников: продолжить обучение в школе или поступить в учреждение СПО? Разрешается эта дилемма традиционно. Дети, нацеленные на вуз, как правило, остаются. А те, кто не уверен в своих силах на ЕГЭ, уходят, выбирая профессиональное образование.

Не секрет, что СПО до сих пор воспринимается в обществе как нечто непрестижное. Именно поэтому дети с высокими учебными результатами стараются избежать этого пути (юридические и медицинские ссузы – исключение). Известно, что учреждения СПО, которые специализируются на рабочих профессиях, испытывают острую нехватку учащихся. В этом контексте инициатива Рособрнадзора представляется немного нелогичной. Даже при нынешней системе зачисления в ссузы вполне понятно, что дети с отличными аттестатами едва ли предпочтут профтехучилище перспективе обучения в университете.

Что же изменит новый порядок поступления в учреждения СПО? Если зачислять в ссузы по результатам ОГЭ, это приведет лишь к снижению количества поступающих, так как целевая аудитория училищ и техникумов просто не сможет туда поступить. При этом привлекательность СПО ничуть не повысится, а вот недобор вырастет в разы. На мой взгляд, дело не в инструментах отбора абитуриентов. Чтобы обеспечить качественные изменения в системе СПО, нужно, чтобы технические ссузы стали привлекательными для учащихся с высокой успеваемостью. Как это сделать? Думаю, без четкого ответа на этот вопрос никаких изменений предпринимать не стоит.

 

– Валерий НАПЕРОВ, директор Брянского кооперативного техникума в 1988‑2017 годах, заслуженный учитель РФ:

– Скрупулезный подсчет среднего балла аттестата, внедренный не так давно вместо привычного вступительного экзамена в учреждениях среднего профессионального образования, конечно же, не является надежным показателем качества знаний абитуриентов. Возникают трудности при конкурсном отборе на наиболее востребованные специальности, в основном в сфере обслуживания. Но у приемной комиссии есть и другая миссия. Важно заполнить вакансии профессий, так необходимых сегодня в производственном бизнесе, в строительстве, в сфере высоких технологий, где кроме знаний нужны умения, золотые рабочие руки. Как определить наличие у будущих студентов личностных качеств, которыми должны обладать специалисты, их природные данные, способности к освоению конкретного выбранного дела?

В свое время мы старались дополнить экзаменационную систему проведением вступительных собеседований с абитуриентами, что являлось завершением проф­ориентационной работы с выпускными классами в школах в течение учебного года. Ребята рассказывали в ходе наших бесед, почему выбрали ту или иную профессию, чего они ожидают от предстоящей учебы, что им хочется поскорее окончить техникум, «найти престижное дело и жить обеспеченно».

Вот здесь-то и возникает главная проблема, которую необходимо в первоочередном порядке решать на государственном уровне. Не конкурсы аттестатов, не экзамены должны мы сейчас прежде всего обсуждать, а не покладая рук создавать новые рабочие места, причем, как указывал президент, именно высокотехнологичные, хорошо оплачиваемые, привлекательные для молодежи.

 

– Любовь САВЕЛЬЕВА, замдиректора по научно-методической работе, учитель английского языка губернаторского лицея №101 имени Ю.И.Латышева, Ульяновск:

– В этом вопросе, с моей точки зрения, важна не столько существующая модель поступления в 10‑й класс и учреждения СПО, сколько вся система поддержки профессионального самоопределения подростка. Перед каждым выпускником основной школы стоит сложный выбор профессионального пути, сделать который семья и школа должны помочь вместе. Школа выявляет таланты и склонности ребенка, дает экспертные рекомендации, а родителям необходимо своевременно к ним прислушиваться. И такой диалог удается построить.

Сегодня у школы существуют широкие возможности для создания такой среды, которая помогает ребенку определиться с выбором профессии: предпрофильное обучение, проект «Билет в будущее», единая модель профориентации, диагностические инструменты, службы психолого-педагогического сопровождения. Думаю, если вместе со средним баллом аттестата при поступлении в колледжи учитывать еще и карту компетенций выпускника основной школы (портфолио или любой другой диагностический инструмент), это позволит получить более объективное представление о том, какой профиль подготовки ему больше всего подходит.

 

– Алексей ЛИСИН, директор школы №125, Барнаул, Алтайский край:

– Поступление в 10‑й класс и учреждения СПО только по конкурсу аттестатов действительно не дает полной картины. Но школы могут устанавливать дополнительные критерии при отборе в 10‑й класс. Например, при формировании профилей могут учитываться средний балл аттестата, экзаменационная отметка по профильному предмету, результативность участия в предметных конкурсах и олимпиадах и т. д. Такой же подход можно применять при поступлении в учреждения среднего профессионального образования.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте