Под рубрикой «Мастер-класс» мы будем публиковать материалы, связанные с реализацией международного проекта «Гражданское образование: развитие профессионального потенциала». Это и обзоры семинаров, и конкретные действия его участников по претворению своих планов, их отзывы, размышления, предложения по поводу занятий. Сегодня мы печатаем мнения о прошедших двух семинарах его слушателей и ведущих.
На сегодняшнем семинаре есть очень важный акцент на методику подачи материалов, на планирование своей работы, результатов. Если мы будем ставить перед собой абстрактные цели, не связанные с реальной жизнью, с практикой, то ничего не получится. и учимся их решать.
Повышаем
свой профессионализм
Мне кажется, что эта программа задумывалась еще в 2003 г. Тогда состоялся семинар в Ольгине под Санкт-Петербургом, куда были приглашены несколько человек для разработки программы по гражданскому образованию, которая могла бы стать образовательной для институтов повышения квалификации учителей и пединститутов. Тогда мы ее активно обсуждали. Какой-то, может быть, незначительный вклад в разработку ее я тоже внесла.
Затем в прошлом году в Адлере обсуждалась эта программа и были выдвинуты предложения, что конкретно по содержанию нужно включить в гражданское образование. И наконец, как мне представляется, был установочный или отборочный семинар, куда были приглашены представители разных регионов, которые бы хотели участвовать в этой программе.
Теперь это уже второй семинар. После первого всем участникам было дано домашнее задание. Нам предложили разработать занятие по одной из тем гражданского образования – структура гражданского общества. При этом нужно было использовать интерактивный метод. Кроме того, составить лист оценивания этого занятия. Нужно было провести пробное занятие у себя в регионе. Затем разработку прислать сюда и быть готовыми провести занятие с участниками семинара. Второе задание было посвящено учебному суду. Мы отвечали на вопросы по судебному разбирательству «Дело о фотографии в паспорте». Продумали, какие вопросы можно было задать одной стороне, какие – другой. Подготовили образец своего выступления.
Задания были довольно серьезные, и времени на их выполнение потратить пришлось довольно много. Хотелось выглядеть наилучшим образом.
Конечно, не зря программа называется «Гражданское образование: развитие профессионального потенциала», потому что уверена: здесь развивается профессионализм каждого участника.
Что дает конкретно участие региона в этой программе? Хочу сказать, что у нас появилось более целостное видение гражданского образования. Что я имею в виду? Гражданское образование в нашем регионе начало развиваться с начала 90-х годов. Сначала был введен курс «Граждановедение» Якова Соколова. Потом появился курс «Живое право», курс «Мой выбор», в некоторых школах также основы правовых знаний, разработанные Фондом правовых реформ. Я бы сказала, что раньше целостности определенной не было, а сейчас благодаря семинару все выстроилось последовательно.
Такие темы, как «Конституционализм», «Право и справедливость», не только дали нам дополнительные знания, но и вооружили новыми технологиями, которые можно использовать на таких занятиях. Думаю, что, когда мы с учителями будем говорить об этих проблемах, это будет способствовать более яркому пониманию их. А они, в свою очередь, сумеют все это донести до своих учеников. После этого семинара мы будем более методологически грамотно подходить ко многим вопросам гражданского образования.
Программа этих семинаров, можно сказать, порождена той программой, основное содержание которой мы отрабатывали в марте 2003 года. Мы приехали сюда со своими вопросами и на большинство нашли ответ.
Мы не готовы еще решить некоторые проблемы. А когда мы поучаствуем на таких семинарах, тогда все получится.
Александра ПОЗДЕЕВА, заведующая Центром гражданского образования, Киров
Знания нужно прочувствовать
В нашем регионе с начала девяностых годов началось развитие гражданского образования. Особую актуальность оно приобрело с 1998 года, когда многие заинтересованные в нем педагоги включились в программу мобильных семинаров, проводимых «СИВИТАС-Россия», и подключились также к реализации проекта «Гражданин», а теперь самое активное участие начали принимать в акции «Я – гражданин России» и осваивать учебно-методические комплексы граждановедения.
И если говорить о значении этого семинара для развития гражданского образования в нашем регионе, на мой взгляд, ему можно дать очень позитивную оценку. Важные, необходимые для нас темы обсуждались на нем. Очень интересно было исследовать тему «Конституционализм», актуальную для современной России, и не менее нужную – «Право и справедливость». Интересно было услышать разные подходы к этим понятиям. Любопытными были занятия, которые вели Марси Тейлор-Тома, Андрей Иоффе, Наталия Михайловна Воскресенская. Возможность познакомиться с зарубежным опытом и сравнить его с российским позволяет по-иному взглянуть на то, что реально происходит в России, увидеть какие-то перспективы, понять, как можно в современной школе изучать эти проблемы.
Выяснилась еще одна очень важная проблема, впрочем, она и раньше была, но в ходе семинара мы ее для себя прояснили. Необходимо соотнесение степени глубины теоретического обучения с практическими занятиями при изучении этих тем. В моей команде находятся Тамара Гелла, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории, и Сергей Касторнов. Оба они преподаватели Орловского государственного университета.
И их взгляд до семинара заключался в том, что, конечно, прежде всего важна теория. Теперь, когда мы с ними беседуем, они уже говорят о том, что, без сомнения, наряду с теоретическими знаниями очень важны активные методы обучения, и их следует использовать чаще, чем раньше. Они вынесли много позитивного из методики, которую демонстрируют наши ведущие, наши тренеры. Очень интересно для меня, работника системы повышения квалификации учителей, получить опыт организации подобного семинара, который, на мой взгляд, позволяет сочетать наиболее эффективные, оптимальные теоретические и практические занятия. Увидеть новые для нас методы. Мне многое дали занятия Линна Нельсона и Анатолия Рапопорта по политической культуре, где исследовались газетные статьи и были заданы самые разные вопросы, в том числе и провоцирующие, и поддерживающие идею урока.
Занятие, которое вели Андрей Иоффе и Наталия Михайловна Воскресенская, было очень динамичным, интересно выстроено методически. И без сомнения, оказались очень полезны для нас учебные суды.
Кроме того, занятия, которые провела Ольга Малинова, тоже многое нам дали. Она большой специалист по теории прав человека, связана с нашей реальной жизнью.
Сильной стороной второго семинара я считаю и новизну материала. На мой взгляд, если мы говорим о целях этого проекта, то данный семинар подтверждает актуальность, новизну и значимость. Я получила все необходимые знания, понимание того, как нужно строить сотрудничество с вузами. Мы составляли методику занятий. Это была коллективная работа. У нас было общее обсуждение, причем никто не старался продвигать только свое.
И если говорить о значении данного семинара для гражданского образования в целом, то, как говорят китайцы, лучше зажечь свечу, чем жаловаться на темень. Я думаю, что такие семинары – это та свеча, которая помогает освещать путь гражданскому образованию.
Еще было очень интересно в очередной раз познакомиться с тем опытом, который накоплен в наших регионах. Выступления коллег из Волгограда, Брянска, Чебоксар, Красноярска, те проблемы, которые они называли, те достижения, которыми они делились, – все нам пригодится. Это те свечечки, которые зажигаются, зажигаются для всех. Наши коллеги легко дарят нам свои находки. И благодаря этому ты видишь какие-то новые возможности в своих обычных занятиях. Я знаю теперь, что внесу в программу повышения учителей в области, по каким проблемам со мной смогут сотрудничать мои коллеги. И я знаю, как они опыт семинара смогут преломить в своей деятельности. В частности, Тамара Николаевна и Сергей Николаевич поделились своими замыслами. Это будут программы спецкурсов, которые они начнут реализовывать уже в первом семестре этого года. Кроме того, у нас запланирована в декабре конференция в рамках этого проекта, где будут представлены те наработки, которые у нас есть.
Как правило, в вузах и в большинстве школ преобладает взгляд на преподавание как на стремление как можно больше рассказать. Но при этом мы забываем, что то, что мы произносим, принадлежит нам. Эти знания, опыт принадлежат нам. Но будет слушателям это все понятнее и яснее, если они сами что-то сделали, сами участвовали и тем самым вновь узнанное прочувствовали. А дети, а учителя, студенты, особенно дети, которые не имеют своего жизненного опыта, мы же им только рассказываем, порой даже и не очень увлекательно. Семинар как раз продемонстрировал активные методы, когда идеи, проблемы шли от аудитории. Все ведущие занятий, лекторы, тренеры исходили от проблем, выдвинутых аудиторией. Причем мастерски связали их с политико-правовыми проблемами, актуальными и для России, и для всего мира.
Лариса ЖИРОНКИНА, заведующая отделом обществознания Орловского института усовершенствования учителей
Что меня беспокоит?
Если на семинар собираются 40-50 человек, то они вряд ли будут способствовать широкому продвижению гражданского образования в России. Однако эта программа задумана таким образом, что она поможет охватить в десятки раз большее количество учителей. И это очень важно.
Но я хочу сказать о проблеме гражданского образования вообще, которая по-прежнему стоит очень остро. Дело в том, что гражданское образование должно стать общегосударственной президентской программой. И только тогда с учетом нашей российской специфики произойдет некоторое просветление умов тех руководителей, от которых оно зависит. Конечно, школьные педагоги, умные директора ИУУ давно понимают эту архиважную задачу. И по мере сил работают и над методикой преподавания граждановедческих дисциплин, и над реальными программами, и над учебными планами. Но нам необходимо, чтобы поняли на самом верху, что без воспитания активных, сознательных граждан нельзя ждать продвижения ни в экономике, ни в политике.
Вот с этой точки зрения, конечно, эти семинары интересны и по содержанию и своей обратной связью, когда можно обобщить, что уже наработано. Но гражданское образование неотрывно от патриотического, для нашей страны во всяком случае. Что происходит сейчас? В области патриотического воспитания есть программа, на мой взгляд, очень слабая, написанная по стандартам советского времени, которая вовсе не патриотическая, а военно-патриотическая, и текст ее не поддается никакой критике. Достаточно подсчитать, сколько раз повторяется слово «объект». Когда я читала, у меня создалось впечатление, что я вообще нахожусь в казарме. И все мы объекты. Но текста-то по-настоящему никто не читает, а раз прозвучало «Общероссийская программа патриотического воспитания», то на это идут деньги, это включается в план. Как можно говорить о патриотическом воспитании без чувства гражданственности? Гражданин – это обязательно патриот, а у нас это понятие вычленяется в силу удивительной советской специфики. Вычленили, вроде бы все понятно. А с гражданским образованием вроде бы еще и не все понятно. Что это такое? Хотя, в общем, уже понимают, потому что появилось письмо Министерства образования в январе 2003 года, к которому приложили руку очень многие работающие над этой проблемой. Я входила в эту группу, которую объединила Т. Болотина. У нас было несколько таких творческих семинаров, заседаний. Там многие точки были расставлены. Но повторяю, пока это понимание не дошло до того уровня, административного, который позволил бы сделать гражданское образование действительно важной работой и школы, и вуза, и оно вошло бы в молодежные программы.
Но факт остается фактом. И я об этом сужу и по ситуации на семинаре, куда приехали люди из разных мест, и по ситуации у нас в городе. Правда, у нас она особая. В общем, гражданское образование сегодня на слуху. Скажем, президент неоднократно ставил вопрос о том, что нам необходимо гражданское общество. А какое может быть гражданское общество без гражданина?
Но что меня особенно беспокоит? Меня беспокоит опять же пришедший из советских времен подход. Первое, привычка отчитываться мероприятиями. Вот проведем митинг. Потом в течение полугода о нем будем отчитываться. Создадим организацию, которая, может быть, очень скоро распадется. Но есть отчет. Или объявим, что мы создали молодежный парламент. Потом он распадется. Но мы ведь отчитались. То есть чиновничий административный подход. От равнодушия, от желания взять под козырек, но по-настоящему глубоко не вдумываться и, я бы сказала, еще от педагогической неграмотности.
Я могу говорить об этом с уверенностью, потому что считаю, что в Петербурге сложилась уникальная ситуация, которой, в общем, нет нигде по России.
Начав создавать еще в 1993 г. целостную систему этико-правового образования, где во главу угла была поставлена нравственность, право, мы затем, расширив эту программу, сделали ее системой гражданского-правового образования.
И вот в 1995 г. эта программа получила полную поддержку нашего Комитета по образованию. Были выделены деньги, изданы книги, которые писали мы же, учителя и методисты. И сегодня имеем 26 школ, в которых десять лет существует эта система. И школы, которые выпустили уже сотни детей. И мы видим, что это другие дети. Это молодые люди, ориентирующиеся в жизни, с чувством собственного достоинства. Это люди, чуткие к несправедливости, но не пасуют перед нею. И в то же время не поддаются дурному влиянию.
Я могу об этом говорить с уверенностью, потому что у нас отслежены судьбы выпускников. Кто-то из этих ребят стал юристом. Есть интересный факт, который обнаружился во время акции «Я – гражданин России». Деятельность ребят по поддержке детского дома финансировала выпускница школы, которая создала Фонд поддержки детских домов.
Это 26 школ, которые 10 лет по нашей программе занимаются. А вообще, когда в 1999 году эксперимент закончился, школы не захотели расходиться. Из их содружества и возникла Ассоциация школ правоведения. Создалась организация «Гражданин ХХI века», президентом которой я являюсь. И эти две силы объединились. И теперь в этой ассоциации 42 школы. И это не потому, что не могло быть больше. Туда принимают тех, кто готов, кто не гонится только за названием. А где коллектив подготовлен, где детей воспитывают, как быть гражданином, ради чего быть гражданином, что это значит. Такая работа ведется с первого класса по одиннадцатый.
Эти же две организации стали инициаторами начала движения за гражданственность, гражданское образование, свободу и достоинство личности. Теперь более 50 таких школ. Но сейчас новое движение, которое создается, – это Ассоциация школ краеведения, ориентированных тоже на гражданское образование. Есть общественный резерв и, главное, есть результат, который признан по всей стране, потому что нас стали называть петербургской моделью гражданско-правового образования.
Если спрашивать о количестве, то административный ресурс никак не был включен для развития гражданского образования. И все-таки теперь 104 школы работают по нашей системе. А если говорить об элементах ее, то это четыре пятых школ города.
Смена руководства города, смена руководства Комитета образования сейчас создала для нас благоприятные условия. Принята концепция правительства нашего города, в которой прямо записано о том, что следует поддержать развитие петербургской системы гражданско-правового образования. Это то, что, как говорится, греет душу, потому что за каждым словом стоят факты, стоит опыт.
Но при этом очень хотелось, чтобы наш опыт был не только петербургской моделью. У нас сейчас подготовлена мультимедийная, очень яркая подробная презентация нашей системы. Она была проведена на двух международных конференциях.
Хочу снова повторить, нужна широкая программа. Я говорю только о школьниках, но программа гражданского образования должна касаться и всего населения. Должна быть программа и для пенсионеров, которые в наших условиях играют немалую роль. Это активная часть общества. Она нужна и для молодежи, вступающей в жизнь, и для студенчества. Это должна быть программа, а не просто просветительство.
Наталия ЭЛИАСБЕРГ, заведующая кафедрой гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Будем двигаться дальше
Программа «Гражданское образование: развитие профессионального потенциала», которая реализуется на этом семинаре, а он уже второй по счету, позволит нам подготовить целую плеяду замечательных, увлеченных этими проблемами, этой тематикой учителей. А они смогут донести такие ценности, как демократия, права человека, справедливость, толерантность до наших детей, чтобы они могли жить не в авторитарном обществе, а в демократическом. Но прежде надо, чтобы учителя овладели всем этим, чтобы демократический стиль жизни, демократические взаимоотношения стали для них привычными.
Уже первый семинар в Литвинове показал, насколько велика заинтересованность в гражданском образовании всех общественных структур, преподавателей институтов, университетов, администраторов и координаторов, которые на нем присутствовали. Я рад, что и на этом семинаре наша группа самая большая, нас пять человек в команде.
Промежуток между двумя семинарами – три месяца. Что мы сумели сделать за это время, реализуя полученные знания и навыки на первом? Прежде всего написали письмо в нашу областную Думу, а также в Комитет по образованию о проблемах гражданского образования. В результате председатель областной Думы созвал комитет, который принял решение: поддержать нашу инициативу. Уполномоченный по правам человека Борис Копернов обратился к губернатору Брянской области с просьбой помочь нам в нашей работе. На сегодняшний день у нас создана творческая группа, в которую входят все заинтересованные стороны. В ближайшее время ею будет разработана программа по гражданскому образованию для Брянской области. Я надеюсь, что и наша Брянская дума подойдет с пониманием того, что воспитание граждан – наше общее и крайне важное дело, и выделит какую-то сумму средств для ее реализации. Но еще важнее другое, а именно, насколько местные власти заинтересованы в этом. Когда наши ребята участвовали в разных акциях, конкурсах, олимпиадах, нас активно поддерживали и областной Комитет образования, и администрация области. И потому есть надежда, что наши региональные власти и дальше будут способствовать развитию гражданского образования.
И на сегодняшнем семинаре мы получили очень нужные нам знания и навыки. За несколько дней мы узнали много нового, причем усвоили это глубоко и основательно. Подчеркиваю, что все это крайне важно для нас сегодня, потому это нужно детям, которые готовятся жить в правовой, демократической стране. И им нужно знать все об обществе, в котором они живут сейчас. Ведь обществознание ведется только в 10-11-х классах, и ребята почти до окончания школы не знают своих прав, не знают, как вести себя в обществе, как вступать в диалог с другими людьми, в том числе и сверстниками. Это незнание было выгодно тому политическому режиму, который у нас был до 90-х годов. Теперь иная эпоха.
На наших занятиях мы подробно разбирали многие общественные проблемы. Анализировали разные подходы к решению одной и той же задачи. Возьмем, например, судебное разбирательство о том, как должны фотографироваться мусульманки для паспортов – в платке или без него. Мы подробно рассмотрели ее со всех сторон, обратили внимание на то, что в России живет много мусульман и учитель должен осторожнее подходить к обсуждению такой проблемы, если в классе есть дети из мусульманских семей, что, может быть, лучше в таких ситуациях использовать другие примеры. Кстати, и обходить эти темы нельзя, потому что таким образом мы иногда невольно будем способствовать обострению конфликтов, возникновению неприязни к человеку другой национальности. Устраивая диалоги по многим сложным вопросам, мы учим учителей, а они детей находить выход порой из тупиковой ситуации.
Думаю, что выражу мнение всей нашей команды о том, что мы вполне готовы к реализации задач, поставленных на втором семинаре. Неплохо подготовленными мы подойдем к семинару в Самаре, который будет посвящен социальному проектированию. У нас в области оно хорошо развито. Скажем, школа №24, где директором многие годы была Надежда Виноградова, стала Всероссийской экспериментальной площадкой по реализации проекта «Гражданин». Три года подряд команды брянских школьников входили в группы лидеров – участников акции «Я – гражданин России». Мы с успехом работаем по программе «Мозаика». Создали и успешно продвигаем методику «Гражданского форума», которая позволяет нам рассматривать с детьми политические проблемы и учить их ведению взвешенного диалога.
Хочу заметить, что проект этот привлек нас своей новизной и актуальностью. И, видимо, поэтому многие из участников прервали свой отпуск и приехали на второй семинар. Мы занимались с утра до позднего вечера и совсем не замечали бега времени. И в поздние часы у нас продолжалось обсуждение.
Хочется, получив, как говорится, второе дыхание на этих занятиях, сделать многое в нашем регионе по подготовке граждан, используя новые технологии. Но меня огорчает, и я не могу сейчас об этом не говорить, что неожиданно на этом пути возникла проблема. Наш областной университет борется за выживание, и это понятно, у него возникли трудности. И решить их он надумал за счет нашего института усовершенствования учителей, сделав его одним из своих факультетов. Но у нас ведь совершенно разные функции. В ИУУ самое главное – передать передовой педагогический опыт. У нас были американские коллеги в связи с программой «Мозаика». Так вот, когда они познакомились с нашим институтом, то сказали, как хорошо, что это у вас есть, это бесценный опыт. И если произойдет такое объединение, то будет нанесен, возможно, непоправимый вред развитию педагогического образования в области. ИУУ приглашает звездных учителей для обмена опытом, разных по взглядам, разных по подходам. Учитель, повышая свою квалификацию, видит, что он не один, что таких много. Это его вдохновляет. И если мы не сохраним своей самостоятельности, то вряд ли в полной мере и дальше будет развиваться и совершенствоваться гражданское образование в области. Но будем надеяться на лучшее.
Николай КОВАЛЕНКО, директор Центра гражданского образования, Брянск
Мы ставим конкретные задачи
Гражданским образованием я занимаюсь недавно. Только на протяжении последних трех лет. Первое мое знакомство с этим важнейшим направлением состоялось на семинаре в Тольятти. Там я почувствовал, что эта проблема находит отклик среди моих профессиональных интересов. Человек, который обеспокоен судьбой России, судьбой нашего общества, не может не понимать, что от того, какого гражданина мы воспитаем, зависит и наше будущее тоже. Поэтому контакты с граждановедами установились еще тогда, в Тольятти, а также с партнерством «СИВИТАС». В прошлом году они продолжились в Самаре. В феврале этого года наш регион был принят в проект «Гражданское образование: развитие профессионального потенциала». Каково его значение для развития гражданского образования в нашей области? Участие в нем позволит нам сориентироваться в каких-то главных вопросах, в содержании современного гражданского образования. Как раз первый семинар в Литвинове и был посвящен концепции гражданского образования.
Для нас исключительно важно было понять, как встраивается гражданское образование в общую историческую перспективу России, потому что говорить абстрактно о нем, безотносительно к тем условиям, к тем противоречиям, в которых сегодня оказалось наше общество, ну просто невозможно. Мы же не абстрактного гражданина воспитываем, а для конкретной страны. А следовательно, разделяющего историческую судьбу своей страны. Как говорил наш русский философ Иван Ильин: «Государство – это есть не что иное, как Родина или общность людей, объединенная одной исторической судьбой».
Отсюда содержание гражданственности в России, естественно, связано с перспективами ее исторического развития. Вот здесь важно для меня было понять, найду ли я или нет ответы на эти вопросы.
Нашел, хотя, может быть, пока не на все. Может быть, ответы пока еще не совсем полные. Но это еще впереди.
Если говорить более конкретно, то я хочу привести один пример, который обрисует ту ситуацию с гражданским образованием, которая складывается в нашей Ульяновской области. Дело в том, что у нас с 1998 г. в школах региона преподавался курс «Граждановедение» по учебнику Соколова. Директора, учителя граждановедения были в восторге от этого предмета. От понимания того, насколько он эффективен в том отношении, что позволял готовить детей к самостоятельной жизни, к принятию собственных решений. Родители понимали, насколько он был важен для гражданского становления ребят. И вдруг возникает ситуация, когда граждановедение из учебных планов школ выводится решением Главного управления образования. Оно предварительно не обсуждалось ни с педагогической, ни с родительской общественностью. Таким волевым образом оно было принято. И тот огромный опыт в области, который был накоплен за последние семь лет, вдруг оказался невостребованным. Получается, что усилия педагогического института, готовящего учителей граждановедения, усилия института повышения квалификации работников образования, которые разрабатывают программы переподготовки учителей, оказались ненужными. А самое главное, что управление образования, которое уводит этот курс из регионального компонента, из школы, лишает детей полноценного взросления, социализации, возможности найти себя, гражданского становления. Ведь смысл курса «Граждановедение» как раз и состоит в том, чтобы помочь школьнику сориентироваться в этой жизни, помочь ему стать на ноги.
Мое участие в проекте оказывает огромную помощь. Я не только еще глубже понимаю значение гражданского образования, но и благодаря ему вижу те ресурсы, те возможности, которые могу и должен использовать для того, чтобы вернуть граждановедение в школу, в систему школьного образования. Кроме того, после семинара в Литвинове я более отчетливо стал ощущать, сознавать, в чем заключается миссия школы в воспитании граждан. Это не только курс «Граждановедение», но и еще атмосфера школьной жизни, ее уклад. В последнем мы могли непосредственно убедиться, слушая Александра Тубельского. Кроме этого, мне импонирует, что вся работа в рамках этого проекта имеет исключительно прикладной характер. Она сразу погружает слушателей в сферу конкретных практических интересов и показывает, как можно технологически не только в школе, но и на уровне управления образования реализовать те или иные задачи. На семинаре в Литвинове я почувствовал заинтересованность присутствовавших там представителей областных управлений образования, в том числе и нашего, в развитии этой образовательной модели, этой образовательной стратегии в России и в регионе.
Что нам удалось после этого семинара и благодаря ему сделать в области? Во-первых, мы развернули работу Центра гражданского образования при Ульяновском институте повышения квалификации. Он был открыт в феврале этого года. А уже после первого семинара в апреле мы приступили к разработке конкретных учебных программ для учителей.
Благодаря взаимодействию с этим центром, благодаря взаимодействию с Главным управлением образования области меня пригласили в Совет по развитию гражданского общества, который был создан при губернаторе. Там меня попросили возглавить комиссию по гражданскому образованию. Я считаю, что это не только моя заслуга или заслуга администрации, отчасти это заслуга того проекта, который позволил мне демонстрировать перед администрацией, перед органами управления все возможности и перспективы, которые открываются в связи с развитием гражданского образования. Но это одна сторона, это как бы стратегические задачи.
Для нашей команды сейчас главная проблема – вернуть граждановедение в школьную жизнь. Во всяком случае губернатор выразил свою заинтересованность в том, чтобы развивать эту сферу. Одно из заседаний совета в июне нам удалось посвятить целиком проблеме гражданского образования. Там удалось развернуть выставку литературы, на которой были представлены и книги по «Живому праву», и учебники Я.Соколова. Это вызвало большой интерес. В итоге совет принял решение о том, чтобы предложить управлению образования пересмотреть содержание регионального компонента базисного учебного плана с учетом государственной политики в области гражданского образования. Это решение мы оформили в виде записки на имя губернатора от нашего совета.
Есть надежда, что приоритет мировоззренческих проблем, вопросов духовного становления, гражданского становления личности будет признан. Вместо граждановедения у нас в региональный компонент ввели основы безопасности жизнедеятельности. Это не то, хотя он и без того представлен в рамках федерального компонента плюс еще культура здоровья, маленький кусочек исторического краеведения. Но все это является дополнением. И если над этим всем не надстраивается духовное развитие человека, тогда мы программируем выпускать из школы ущербных, неполноценных личностей, эгоистов, которые будут подчинять себе жизнь окружающих.
Кто входит в нашу команду. Это Ирина Скворцова. Она возглавляет центр гражданского образования при ИПК, Надежда Новичкова руководит кафедрой педагогики педуниверситета. Я преподаю политологию, социологию, правоведение. В нашей команде представлена теоретическая и практическая стороны.
Каково участие в этом нашего педуниверситета? Я познакомил нашего ректора с материалом совета при губернаторе по развитию институтов гражданского общества и с итогами собственной работы, нашей команды. Это вызвало у него достаточно большой интерес. Мы договорились о том, чтобы в следующем учебном году в учебный план в рамках регионального компонента ввести курс гражадановедения на историческом факультете. В прошлом году мною он был введен на факультете дошкольного воспитания, деканом которого я являюсь.
Я думаю, что выстраивать эту систему нужно начинать с дошкольного уровня. В Ульяновской области опыт гражданского воспитания в дошкольных учреждениях уже достаточно большой. Другое дело, что он не скоординирован достаточно хорошо. И задача Центра гражданского образования состоит в том, чтобы он стал координирующим началом этого. Методологические семинары уже проводятся в рамках кафедры дошкольного воспитания. Но хотелось бы придать этой работе некий вектор общего движения, связанного с уровнем начальной школы и с уровнем основной школы и вуза. В этом я получил поддержку.
У нас в университете есть факультет дополнительных педагогических профессий. На нем занимаются студенты со всех факультетов. Все это на бесплатной основе. Это те, кто хочет получить дополнительную педагогическую специальность, но уже за рамками своей основной.
Сюда за последние три года мы набирали и здесь готовили группу учителей граждановедения. Это 200-часовая программа, рассчитанная на один год.
На этом семинаре после презентации книги «Активная школа» мы в своей команде обсудили ее и пришли к выводу, что работа современной школы сильно заформализована. Ощущение такое, что она асфальтом вся закатана. И тут мне пришло в голову, что этот проект позволяет обнажить суть незаформализованной, незакатанной в асфальт школьной жизни.
Именно к этому мы стремимся, этим занимаемся. В человеческом плане я бы отметил очень важную черту в этом проекте: он позволяет быть каждому самим собой. Это очень важно. Мне не нужно что-то демонстрировать, под что-то подстраиваться. Я могу быть совершенно свободным. И в общении с другими и открытым с самим собой. Не допускает никакого лицемерия.
Для меня это очень важно, потому что приходилось раньше сталкиваться с теми проблемами в образовании, которые были порождены отсутствием этой творческой свободы, я имею в виду свою работу в управлении образования, работу современной школы. В личном плане мне проект очень многое дает, и я очень признателен организаторам семинара.
На сегодняшнем семинаре есть очень важный акцент на методику подачи материалов, на планирование своей работы, результатов. Если мы будем ставить перед собой абстрактные цели, не связанные с реальной жизнью, с практикой, то ничего не получится. Мы ставим конкретные задачи и учимся их решать.
Андрей СКВОРЦОВ, доцент кафедры политологии и истории Отечества педуниверситета, Ульяновск
Комментарии