В проблемах качества высшего образования сейчас говорят на самых разных уровнях – и не случайно. В 90-х годах появилось множество частных вузов, разнообразных филиалов. Да и государственные старались открыть у себя как можно больше специальностей и направлений, иногда, к сожалению, в ущерб их качеству. Так, оказалось, что ежегодно их количество возрастает на 100-120 процентов.
“Качество высшего образования: оценка и управление” – этой проблеме было посвящено совещание проректоров по учебной работе вузов Российской Федерации, которое прошло в Московском государственном институте стали и сплавов.
О качестве образования говорил в своем выступлении Юрий Акимов, председатель Госинспекции по аттестации учебных заведений при Минобразовании России.
– Типичные недостатки в наших вузах, – сказал он, – отсутствие альтернативных дисциплин по выбору, иногда нет даже 1-2 обязательных дисциплин, недостаточна подготовка студентов по иностранному языку. Кроме того, некоторые вузы до того увеличивают набор студентов, что на одного человека приходится мизерное количество квадратных метров. Это нарушение всех санитарных норм!
На вопрос, как будет проходить аттестация вуза, Юрий Акимов ответил, что она состоит из трех этапов – самообследования, внешней аттестационной экспертизы и принятия решения о соответствии содержания уровня и качества подготовки выпускников требованиям госстандарта.
– Чем сильнее вуз, тем объективнее и открытее он говорит о своих успехах и неудачах, – заметил председатель госинспекции. – Некоторые так себя рекламируют, хоть выдавай им переходящее Красное знамя! О необъективности свидетельствует и тот факт, что сейчас в вузах страны дипломов с отличием выдается в два с половиной раза больше, чем в 90-м году. Сегодня к аккредитации вузов мы подходим весьма серьезно, в последнее время было проверено 500 вузов в 70 субъектах Федерации. В результате 124 высшим учебным заведениям в сжатые сроки предложили устранить нарушения, а 4 вуза и 1 филиал лишили лицензий. Вообще в ходе каждой такой аккредитации 8-10 процентов вузов не проходят испытания.
– Говоря о качестве, мы почему-то забываем о способности нынешнего студента воспринимать и усваивать получаемые в вузе знания, – так начал свое выступление ректор Московского государственного строительного университета Владимир Карелин. – Мы на протяжении нескольких лет проводим комплексные исследования физиологического и психологического состояния студентов и их резервных возможностей. Результаты их неутешительны: норма способности к адаптации, то есть к перераспределению физических и эмоциональных нагрузок, снизилась за последние три года на 20 процентов, проведенный анализ показал, что только 10 процентов студентов могут легко выдерживать социальные, психологические и физические нагрузки. Поэтому у нас на кафедре физвоспитания и спорта МГСУ завершается работа по созданию паспорта психофизической готовности будущего специалиста, – продолжил Владимир Яковлевич. – Потом уже, закончив вуз, на основании данных этого паспорта молодые люди смогут составлять собственную личностно-ориентированную программу коррекции здоровья как на текущий момент, так и на перспективу.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии