Вам знакомо состояние отчаяния? Мы работаем, учимся днями напролет, стараемся успеть за бешеным ритмом жизни и вдруг спрашиваем себя: «А для чего это все?» – и оказываемся в тупике. А ведь только ответив правильно самому себе на этот вопрос, можно продолжить уверенное движение к намеченной цели.
Но, к сожалению, многие не могут этого сделать. Как раз из-за этого люди увольняются, бросают семью, закрываются в себе, а потом и деградируют, ведь у них больше нет цели, они потеряли всякий интерес к жизни. Вы, наверное, подумаете, что речь идет только о взрослых, и все это не имеет отношения к школьникам? Вы ошибаетесь. Сейчас старшеклассники ломают голову, выбирая дальнейший жизненный путь. И наши учителя стараются оказать поддержку, направить в правильное русло. Но этого мало. Молодому человеку порой нужен живой, не книжный человек, который мог бы стать примером для подражания. Именно таким человеком является генеральный директор Федерального медицинского биофизического центра имени А.И.Бурназяна ФМБА России Александр САМОЙЛОВ.- Александр Сергеевич, вам, можно сказать, повезло: вы определились с призванием еще в юности, пошли по стопам деда – военного медика и старшего брата – хирурга. Было ли желание реализовать себя в другой сфере?- Медицина, как и педагогическое дело, – это призвание. И очень часто наше призвание связано с какой-то харизматичной личностью. Такой личностью оказался для меня мой дедушка. Он был полковником, военным медиком и очень мудрым человеком. Также значительное влияние на мое решение оказали учителя в школе, которые не только учили теории предмета, но и делились своим жизненным опытом. Именно примеры того, как знания становятся навыками и находят применение, спасая чужие жизни, помогли мне принять окончательное решение в выборе профессии. Но, конечно, как многие дети, чем я только не увлекался: математика, физика, музыка. И хотя я не выбрал ни один из этих путей, каждое из моих юношеских увлечений сыграло определенную роль в моей карьере.- Как вы сказали, в вашей жизни были примеры для подражания: учителя, родственники. Многие подростки не находят таких личностей, поэтому им труднее определиться с профессией. Что бы вы посоветовали им?- Во-первых, я бы посоветовал пристальнее всмотреться в тех, кто рядом, потому что очень часто нас окружают люди, на которых стоит равняться. Для меня, например, учителя были наставниками. Во-вторых, нужно быть смелее: не бояться своих желаний, а реализовывать их. Безусловно, за это в ответе не только ученики, но и мы, учителя. Ведь нужно уметь разглядеть способности каждого и оценивать человека по его возможностям. В нашем центре мы сотрудничаем со школами и планируем расширять это партнерство, чтобы давать возможность ученикам, особенно профильных классов, увидеть профессию изнутри. Мы очень часто ассоциируем такие профессии, как врач, полицейский, военнослужащий, с униформой: белый халат, костюм, мундир. Но важно знать, что за этим стоит. В чем суть той или иной профессии? Так, например, человек, который боится крови, все равно может стать медиком – физиком, химиком, радиохимиком. – Для вас учителя были наставниками, а сейчас являются коллегами, ведь вы проректор Института последипломного профессионального образования. Как вы считаете, какими качествами должен обладать учитель?- Профессионалом надо быть везде. Преподаватель должен ответственно подходить к каждому занятию, готовиться, исходя из уровня своих слушателей, и не бояться делиться опытом, чтобы находиться с учащимися в живом диалоге.- Вы упомянули сотрудничество со школами нашего района. Не могли бы вы поподробнее рассказать, в чем оно заключается?- Для нас это тоже пилотный проект, который стартовал в этом году. Мы начали с того, что устроили день открытых дверей, чтобы раскрыть суть профессии врача. После того как мы увидели горячий интерес ребят, мы дали желающим написать работы в рамках конкурса. Темы работ были связаны со спортивной медициной. Это не случайно, ведь наш центр ориентирован также и на лечебную профилактику спортсменов. В дальнейшем мы планируем развивать контакты с другими школами и целевой набор в профильные институты в системе ФМБА России. Наиболее активных участников мы будем направлять на непосредственное обучение в данной системе. Как видите, есть много возможностей, главное – желание. – Да, вы правы. Но иногда происходят случайности, события, которые независимо от нас, наших планов способны поменять нашу судьбу в лучшую сторону. Были ли подобные случаи в вашей жизни или все складывалось по тщательно продуманному плану?- Знаете, везение нельзя отрицать, это часть жизни любого человека. Особенно врача. Но чаще это «везение» все-таки основывается на личном опыте и правильно принятых решениях. Лично я построил свою карьеру в первую очередь благодаря целеустремленности и работоспособности. Как говорится в народной пословице: «Терпение и труд все перетрут».- Вы сказали, что ваш центр занимается реабилитацией спортсменов высоких достижений. Так же я знаю, что вы курировали Олимпийские и Паралимпийские игры. К сожалению, из-за большой нагрузки у молодых людей на спорт не остается ни времени, ни сил. Как вы сами относитесь к спорту? Считаете ли вы, что нужно изыскивать ресурсы для занятий спортом, например, в школах?- Спорт – это проявление целеустремленности. Когда человек занимается спортом, он учится ставить перед собой задачи и решать их. Меня радует, что у нас в стране все больше людей начинают придерживаться здорового образа жизни. И даже медицина сегодня ориентируется на персонифицированное лечение, то есть концентрируется на обследовании здорового человека, дабы заранее предотвратить развитие намеченных заболеваний.Однако спорт можно рассматривать с двух позиций. Как говорится: «Физкультура лечит, спорт калечит». Если говорить о профессиональном спорте, то это направление, которое требует серьезного сопровождения. Что касается физкультуры или любительского спорта, то это та активность, которая поддерживает наше здоровье. Я всю жизнь занимаюсь спортом, являюсь кандидатом в мастера спорта по лыжным гонкам. Спорт научил меня не расстраиваться, когда у меня что-то не получается, вновь и вновь подниматься после любых падений. У меня двое маленьких детей, оба занимаются спортом, и я вижу, как спорт помогает им формироваться и учиться. – То есть спорт для вас – это своего рода отдушина. Что еще вас мотивирует и вдохновляет? – Я очень люблю музыку, особенно классическую, окончил музыкальную школу по классу скрипки. У всех бывают тяжелые дни. Поэтому, когда я подхожу к очередному стрессовому порогу, я иду в филармонию или консерваторию, чтобы абстрагироваться от всех проблем и просто расслабиться. И, конечно же, книги. На эти занятия я всегда стараюсь находить время, потому что невозможно беспрерывно работать. – И правда, порой необходимо уделять время самому себе. Но в сутках всего 24 часа, а нужно столько успеть! Как сделать так, чтобы на все хватало времени?- В нашей интенсивной жизни важно научиться планировать свое время. И начинать лучше с малых лет. Ведь уже с первого класса ребенок находится в какой-то бешеной гонке. Это усугубляется требованиями родителей, учителей, которые все выше поднимают планку своих ожиданий. Кроме этого, живя в динамичном обществе, мы должны соответствовать режиму, который оно нам диктует. Что же делать? Надо свои глобальные цели дробить на маленькие. А отдых и время на хобби тоже планировать. Не побочно, урывками, если найдется пять минут, а наметить: вот сейчас я катаюсь на велосипеде или читаю книжку. Потому что от грамотного системного планирования времени зависят успеваемость, эффективность и работоспособность человека.- Какие напутствия, советы вы могли бы дать учащимся? – Прежде всего слушать себя и верить в себя – в свои силы, свои желания. Тогда те цели, к которым ты будешь идти, будут тебя развивать и приносить удовольствие. У нас прекрасное, одаренное поколение, которое многого достигнет. Из них вырастут хорошие, большие специалисты. Со своей стороны могу сказать, что мы будем развивать сотрудничество не только в области медицины, но и в гуманитарных, и технических науках. Для энтузиастов наши двери всегда открыты. Приходите к нам! Мы будем рады видеть всех ребят с горящими глазами и на стадии обучения, и потом, в качестве сотрудников нашего центра.Анастасия ДВОРЯНЧИКОВА, ученица 10-го «А» немецкой школы №1212
Комментарии