search
main
0

Нужна личность автономная, ответственная, идейная

В городской целевой программе развития образования говорится, что «в условиях новой социально-экономической реальности у московских учащихся недостаточна социальная активность, т.е. они не умеют решать проблемы, делать осознанный выбор, активно участвовать в общественной жизни». Между тем перспективы развития России, главным образом, зависят от гражданской позиции подрастающего поколения. Генеральная Ассамблея ООН на специальной сессии сформулировала запрос на тип молодого человека, который нужен сложному современному миру. Этот молодой человек должен быть автономным, способным делать выбор и контролировать свою личную и общественную жизнь; ответственным, способным отвечать за свои действия; идейным, способным определиться в отношении ценностей.

Достижение этих целей возможно при выработке общей стратегии социального воспитания молодежи, создании новых технологий, позволяющих подрастающему поколению быть лично причастным к процессам развития своей страны. В России такие технологии существуют: «Гражданский форум», «Новая цивилизация», проект «Гражданин».

Образовательные учреждения вот уже несколько лет активно участвуют во Всероссийской акции «Я – гражданин России», в рамках которой в марте 2006 года прошел IV городской конкурс социальных проектов учащихся. Как и в предыдущие годы, организаторами конкурса выступили Департамент образования Москвы, центр творческого развития и гуманитарного образования «Экономика-культура-образование» (директор Е.Рукавишникова), благотворительный фонд «Сивитас-Россия» (директор Евг.Беляков).

Старт к подготовке к конкурсу был дан на семинаре «Социальное проектирование в гражданском образовании», который прошел зимой. В течение двух дней шло обучение методике проектирования. Среди 52 участников семинара были методисты из окружных центров, заместители директоров школ, социальные педагоги, учителя, преподаватели колледжей.

Большинство слушателей уже имели представление о социальном проектировании. В ряде учреждений работа над проектами началась, поэтому городской конкурс обещал быть интересным. Конкурс проходил в два этапа: заочный, на который от округов было заявлено 63 проекта, и очный, в котором приняли участие 12 команд-финалистов. Тематика работ была настолько разнообразна и интересна, что каждая заслуживает хотя бы краткого представления.

1. Проект «Вспомним всех поименно» подготовлен командой школы №1863 (руководители: Г.Воронова, И.Саникидзе). Ученики взялись за выполнение социального заказа ветеранов войны, которые обратились с просьбой о восстановлении мемориальной доски, утерянной при переносе памятника участникам Великой Отечественной войны деревни Поляны. Для выполнения поставленной задачи и определения фамилий, которые должны быть увековечены, ребята работали в архиве, затем они нашли фирму, которая выполнит заказ, и спонсоров, готовых оплатить все работы. 9 Мая состоялось открытие новой мемориальной доски.

2. «Безопасная зона». Так назвали проблему выгула собак на школьном дворе ученики школы №1714. Собранные ими материалы показали, что поставленная задача потребовала обращения в различные инстанции: УВД, прокуратуру, управление образования округа, ЖЭК. Ребята печатали обращения к жильцам близлежащих к школе домов с призывом не выгуливать собак на школьном дворе, проводили встречи с владельцами собак, агитируя их за организацию специальной площадки для четвероногих друзей. Пока взрослые осознавали важность проблемы, дети смогли добиться установления ограждения школьной территории и дежурства сотрудника УВД на школьном дворе.

3. Центр проведения досуга для пожилых людей «Поколение». Это проект команды из школы №1516; отзывчивость, душевная щедрость – вот что руководило гимназистами при исполнении своего замысла. Вернуть пенсионерам ощущение полноты жизни – одна из задач авторов создания центра. Программа работы центра составлена была на основании социологического опроса, проведенного среди представителей старшего поколения. Она включает кружки, встречи с юристами, врачами, представителями власти. Если здесь их роль сводится к тому, чтобы договориться со взрослыми, то при организации концертов, спектаклей, поздравлений с праздниками – подростки все делают сами.

4. «Возвращенные имена российской благотворительности» (школа №791, руководитель О.Тимофеева).

Ребята хотели помогать восстанавливать храм. Но когда пришли на место «разрушенного» храма, то увидели, что он уже восстановлен. И тогда возник вопрос: «Кто, когда и на какие средства выполнил эту работу?» Поиск ответов вылился в проект, который оказался очень интересным. Собранные материалы авторы передадут в московский музей меценатства, и все посетители узнают новое имя в российской благотворительности.

5. «Улица для человека» (гимназия №1521).

Часто при выборе социальной проблемы ребятам хочется решить что-то глобальное. Как правило, это оказывается им не по силам. Ученики из гимназии №1521 не стали гнаться за журавлем в небе, а обратили свое внимание на то, насколько удобна для москвичей и гостей столицы улица, расположенная рядом со школой. Социологический опрос, проведенный в разные дни, в разное время суток, позволил определить круг проблем, с которыми сталкиваются пешеходы: отсутствие перил при сходе с моста и указателей о расположении наиболее востребованных в микрорайоне школы учреждений. Казалось бы, решить эти проблемы просто, но сколько пришлось ребятам писать писем, чтобы им разрешили установить перила (которые они сделали на уроках труда), повесить схему района с указателями улиц и учреждений. Итогами работы довольны и сами гимназисты, и пешеходы, и гости района.

6. «Дружба через расстояние» (школа №1136, руководитель Е.Жук)

Легко ли быть ребенком? А ребенком без родителей? Эта проблема заинтересовала учеников этой школы. Анализ полученных ответов послужил основанием для социального проекта, целью которого явилось преодоление дефицита общения ребят детского дома из далекого северного города. Сначала была переписка, затем встреча, а на защите проекта уже выступала сборная команда, в которой участвовали юные москвичи и воспитанники детского дома, рассказавшие о том, как изменила их жизнь дружба через расстояние.

7. «Оживи свой подъезд» (школа №1071, руководитель И.Щербо).

Не первый год ученики этой школы занимаются проектной деятельностью, итогом которой является какой-то реальный практический результат. В этом году они впервые выступили на конкурсе социальных проектов и вполне удачно. Школьники решили показать, что высокая культура человека невозможна без бытовой, для чего занялись изменением вида подъездов жилых домов. Начали с тех, в которых живут сами. Разработали варианты эскизов стен каждого этажа, предложили жильцам выбрать наиболее понравившийся, рассчитали смету на выполнение работ, нашли средства и исполнителей. Ни один вопрос из зала не поставил ребят в тупик, всем присутствующим на защите стало ясно, что скоро некоторые подъезды в Северном Бутове заживут новой жизнью.

8. «Клоун-Айболит». (Педколледж №7, руководитель С.Обоева).

Впервые в истории московского конкурса социальных проектов приняли участие студенты педагогического колледжа. Их проект соответствовал выбранной специальности – они разработали несколько развлекательных программ для детей, находящихся длительное время в больницах, с которыми выступили, и получили положительные отзывы врачей и радостные от маленьких пациентов.

9. «Возвращенные имена» (школа №1355).

Проект, представленный ребятами этой школы, явился продолжением прошлогодней работы по оказанию помощи ветеранам войны и их детям.

Новым направлением явилось выяснение причин отключения подачи газа к Вечному огню в одном из сел Курской области. Написано множество писем в различные инстанции, включая Совет Федерации, проведены расчеты на оплату газа, принято решение о сборе необходимой суммы и возвращении жизни огню, который перестал быть вечным.

10. «Город и социально опасные объекты: вторая жизнь заброшенных зданий» (школа №1940, руководитель Л.Аскерова).

Что такое частная собственность и что можно сделать с собственником, который не следит за своим владением, позволив в нем поселиться людям без определенного места жительства, сегодня могут рассказать ребята из Зеленограда. Пожалуй, они, как никто другой из конкурсантов, изучили законодательную базу по проблеме, получили большое количество юридических консультаций и выяснили, что закон предусматривает право лишения собственности недобросовестного владельца. Поэтому вторая часть проекта была посвящена разработке предложений по использованию заброшенного здания.

11. «Совершенствование организации дорожного движения в Дмитровском районе Москвы». Это проект-гигант, потребовавший от авторов проведения большого исследования, на которое ушло много дней, и это не позволило им выполнить практическую часть.

12. «Поможем пернатым» (школа №304, руководитель Н.Седых).

Самые младшие участники конкурса взялись за решение задачи, которая была навеяна пресловутым «птичьим гриппом». В конечном итоге этот проект получился больше экологическим, чем социальным, но презентация была встречена очень тепло: непосредственность ребят, уверенность в полезности выполненной работы, показ мультфильма – вызвали улыбки у всех присутствующих.

Подведение итогов финальных выступлений не вызвало разногласий членов жюри, тем более что свое мнение они сравнивали с мнением зрителей, которые имели возможность выбрать лучшие, по их мнению, проекты. Четвертый городской конкурс социальных проектов «Я – гражданин России» завершился.

Команды-победительницы, которые будут представлять Москву на российском конкурсе: школы №№1714,1863,1521.

Победители в номинациях: «Приз зрительских симпатий» -гимназия №1516, «Самый деловой проект» – школа №1071, «Милосердие» – педколледж №7.

Ирина НИКОЛАЕВА, эксперт программы «Я – гражданин России»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте