search
main
0

Нужна ли военная полиция?

Как известно, армия – сколок общества со всеми присущими ему, увы, негативными явлениями. Тем более в то время, когда криминал принимает масштабы поистине угрожающие. Россия не исключение. За последние 10 лет мы пережили (надеюсь, пережили) всплеск преступности, который, разумеется, не мог не коснуться Вооруженных Сил.

Де-факто
Сегодня мы наблюдаем обнадеживающие тенденции в развитии государства, общества. И поднаторев в строительстве “потемкинских деревень”, мы, при виде малейших положительных сдвигов, уже готовы хором петь: “Все хорошо, прекрасная маркиза!” Все хорошо?.. Но факты – вещь упрямая. В результате правонарушений по-прежнему гибнут военнослужащие, совершаются преступления на почве неуставных взаимоотношений, хищения государственного, в том числе военного имущества, оружия и боеприпасов. Остра проблема “уклонистов”.
В Вооруженные Силы приходит все больше призывников с крайне низким образовательным уровнем, слабым здоровьем, психологически неустойчивых. Часть из них состояла в различных полууголовных и мафиозных структурах, поддерживает с ними связи во время службы. А контакты криминала с военнослужащими – путь к сращиванию гражданской и военной преступности.
Пишу эти строки вовсе не для того, чтобы в очередной раз попугать обывателя. Просто надо уяснить: те формы, которые приобрела преступность, в том числе и в армии, требуют серьезного, профессионального подхода к борьбе с криминалом. Командиры частей и соединений, органы военной прокуратуры, военные суды, разумеется, занимаются борьбой с преступностью. Но в силу специфики своей деятельности они не могут в полной мере решить задачу укрепления законности и правопорядка среди военнослужащих.

Де-юре
Значительная роль в борьбе с преступностью принадлежит специально создаваемым для этого органам, наделенным особыми правами. К примеру, был принят Закон “Об оперативно- розыскной деятельности”. Она определена как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно, уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями. Но в Вооруженных Силах на должностных лиц, призванных бороться с преступностью, действие этого закона не распространяется. Могут ли командиры частей, работники военной прокуратуры и военных комендатур, военные дознаватели заниматься оперативно-розыскной деятельностью? При необходимости им приходится обращаться за содействием в МВД или ФСБ.
На мой взгляд, все это дает серьезные основания для создания в Вооруженных Силах органов военной полиции, на которую распространялось бы действие закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.

Забытая мудрость пращуров
Уместен небольшой экскурс в историю. Военная полиция для России – не “ноу-хау”. Первые упоминания о ней относятся еще к 1621 г. Тогда Уставом ратных, пушечных и других дел уже предусматривалась военно-полицейская организация. Во главе ее стоял большой воинский пристав, в распоряжении которого находились младший воинский пристав, податни, ярыги и палачи, имевшиеся также при каждой воинской части. То есть в подчинении большого воинского пристава было столько людей, сколько требовалось, чтобы он “не бессилен был в плоках злодеев и воров изымати”. В 1711 г. во главе военно-полицейской организации России встал генерал-гвальдигер (начальник военной полиции). Он был наделен огромными полномочиями. Ему предоставлялось право производить судебное разбирательсво и налагать наказания вплоть до смертной казни.
Военно-полицейские обязанности в русской армии в XVIII-XIX вв. исполняли также должностные лица, именовавшиеся профосами. По штату 1711 г. в армии было два генерал-профоса, причем один из них обязательно иноземный, а также 75 полковых и 666 ротных профосов. Должности генерал-профосов в 1812 г. были упразднены. В полках же они существовали до 1868 г.
С учреждением в России в 1815 г. жандармерии функции надзора за порядком в армии в основном были переданы ей. Однако после событий 1825 г. (восстание декабристов) жандармерия стала выполнять главным образом функции политической полиции. Поэтому возникла крайняя необходимость создания самостоятельной организации частей военной полиции. В армии появляются полевые жандармские эскадроны, а затем кадровые жандармские команды, которые подчинялись непосредственно военным округам.
Окончательно сформировавшаяся в России к концу ХIХ в. военная жандармерия успешно выполняла полицейские функции, стояла на страже закона и порядка в армии и сохранялась в нашей стране до 1917 г. Анализ донесений военного и военно-морского министерств России за 1860-1910 гг. показывает, что наличие органов военной полиции в войсках значительно снижало уровень преступности а армии и на флоте по сравнению с теми периодами, когда их не было.
В советский период специальных органов, занимающихся обеспечением правопорядка в армии, не было. Сегодня, с высоты знания истинного состояния дел можно сказать, что это была ошибка. Конечно, в советское время такого размаха преступности, как сейчас, не было. Но преступления совершались всегда. Кстати, кто знает, приобрела бы такой размах в армии пресловутая “дедовщина”, будь в частях и соединениях органы военной полиции?

Мировой опыт
О необходимости создания военной полиции говорит и опыт зарубежных стран. Подобная структура в том или ином виде существует в армиях большинства развитых в военном отношении государств: в США, Великобритании, Германии, Канаде, Португалии, Испании, Италии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Австрии, Венгрии, Польше, Чехии, Словакии, Болгарии, Японии, Ираке, Израиле, Египте, Сирии, Индии.
В США военная полиция является родом войск армии и ВВС. Общая ее численность – около 80 тысяч человек. Задачи в мирное время: поддержание порядка в гарнизонах, охрана объектов, оказание помощи командирам в работе с личным составом; расследование преступлений, совершаемых военнослужащими; регулирование дорожного движения. В военное время: выявление и задержание дезертиров; допрос, содержание и эвакуация военнослужащих; интернирование гражданских лиц; обеспечение охраны и обороны основного и передового командных пунктов дивизий и армейских корпусов.
В сухопутных войсках США военная полиция состоит из батальонов, отрядов и бригад в штатной структуре армейских корпусов, а также рот в составе дивизий. В ВВС – из эскадрилий на всех авиабазах и других объектах. Непосредственно руководит деятельностью начальник военной полиции – заместитель генерального инспектора сухопутных войск.
В Великобритании есть полиция министерства обороны, которая построена по территориальному принципу и разделена на пять региональных дивизионов. Кроме того, сухопутные войска, ВВС и ВМФ имеют собственную военную полицию. Расследованием преступлений военнослужащих занимается специальный отдел. Главные задачи органов военной полиции: обеспечение соблюдения законности и правопорядка в гарнизонах, местах расположения частей; профилактические мероприятия, направленные на предупреждение преступлений и любых нарушений законов в воинских коллективах; борьба с преступностью среди военнослужащих; охрана важных военных объектов. В военной полиции Великобритании – свыше 5 тысяч человек.
Во Франции функции военной полиции выполняет национальная (военная) жандармерия под общим руководством министра обороны. В Германии военная полиция – самостоятельный род сухопутных войск, но решает также задачи в интересах ВВС и ВМФ. Руководит подразделениями военной полиции дивизионное командование. Всего в мирное время в ее составе – более 4,5 тысячи человек.
При разных принципах организации и структуры, военная полиция армий ведущих стран мира имеет тем не менее четко выраженную общую направленность деятельности. Во главе угла – борьба с правонарушениями, поддержание законности и правопорядка в армии. Заметьте, что в перечисленных выше странах уровень законности и правопорядка выше, чем в России. И тем не менее там считают необходимым содержать военную полицию.

Давно пора
Совершенно очевидно, что создание военной полиции необходимо и в нашей стране. Есть и серьезные наработки по этой проблеме. Главное предназначение военной полиции – обеспечивать правопорядок в Вооруженных Силах, личную безопасность военнослужащих, гражданского персонала, граждан, призванных на военные сборы. Основные направления деятельности – предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, других правонарушений военнослужащих и гражданского персонала; обеспечение правопорядка в гарнизонах; контроль на автодорогах за движением военного транспорта.
Целесообразна строгая вертикаль подчиненности военной полиции, которая должна подчиняться министру обороны, а в военных округах и на флотах – командующим. Следует подчеркнуть, что командирам частей и соединений она подчиняться не должна.
Предполагается, что военная полиция должна состоять из органов управления, частей и подразделений, для которых устанавливаются зоны (районы) ответственности, которые нарезаются в пределах границ военных округов. Военную полицию в районе возглавит начальник военной полиции района – военный комендант гарнизона, которому подчиняются военная комендатура, отдел военной полиции (состоящий из отделений и дежурной части) и гарнизонная гауптвахта. Он будет взаимодействовать с военными прокуратурами и судами, органами внутренних дел, Внутренними и Пограничными войсками, органами ФСБ, военными комендантами гарнизонов, командирами соединений и частей, местными властями.
Есть и наработки, касающиеся правовых основ и принципов деятельности военной полиции, прав и обязанностей, условий применения физической силы и оружия, а также других ключевых проблем. Дело за “малым” – перевести решение проблемы в практическую плоскость. Но наивно полагать, что идею ждет “зеленая улица”. При ограниченности бюджетных средств создание новой структуры в армии далеко не у всех вызовет положительные эмоции. Поэтому для начала можно провести эксперимент, создав опытную структуру в одном-двух военных округах. Это позволило бы проверить идеи практикой, а при необходимости разработать соответствующий законопроект. Хотя и это не просто. Ведь и на эксперимент нужно “добро” властных структур.
Но все же хочется верить, что идея пробьет себе дорогу. Ведь в противном случае все сложнее будет бороться с преступностью в армии. Разумеется, главное препятствие на пути создания, а правильнее сказать – воссоздания в Российской армии военной полиции – финансирование. Но, думается, решение этой проблемы органично вписывается в процесс реформирования Вооруженных Сил и оптимизации их структур.

Юрий ПОЛИКАРПОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте