В 2013 году был принят Профессиональный стандарт педагога. В нем среди перечисленных трудовых функций учителя указаны и трудовые действия – «формирование навыков, связанных с ИКТ», и связанные с ними необходимые умения в области профессиональной ИКТ-компетентности. Иначе говоря, при обучении своему предмету учитель должен формировать у учеников навыки, связанные с ИКТ, что невозможно по определению, если сам учитель не умеет использовать средства ИКТ. Следовательно, принятие Профессионального стандарта педагога позволяет применять его и как средство отбора педагогических кадров в образовательные учреждения и профессиональной оценки ИКТ-компетентности учителей.
Информация к сведениюРуководители ОУ должны знать о профессиональной ИКТ-компетентности педагога, что:- к общепользовательской ИКТ-компетентности можно отнести: вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе; соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ; видеоаудиофиксацию в образовательном процессе; аудиовидеотекстовую коммуникацию; навыки поиска в сети Интернет и базах данных. В таком случае к должностным обязанностям учителя можно отнести эффективное использование текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности, электронной почты и браузеров, мультимедийного оборудования;- к общепедагогической ИКТ-компетентности можно отнести: педагогическую деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС; визуальную коммуникацию – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и других диаграмм, видеомонтажа; предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося; оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования; учет общественного информационного пространства. В таком случае к должностным обязанностям учителя к данной области можно отнести эффективное ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся;- к предметно-педагогической ИКТ-компетентности можно отнести: постановку и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях; получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств; обработку числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации; ввод информации в геоинформационные системы, распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков; использование цифровых определителей, их дополнение; знание качественных информационных источников своего предмета, включая литературные тексты и экранизации, исторические документы, включая исторические карты; представление информации в родословных деревьях и на линиях времени; использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения; использование цифровых технологий визуального творчества; конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением; поддержку учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся. В таком случае к должностным обязанностям учителя в данной области можно отнести эффективное использование цифровых образовательных ресурсов (ЭОР).Казалось бы, все просто, но на практике в реальной ситуации школы не всегда понятно, что содержит в себе понятие «профессиональная ИКТ-компетентность современного учителя»: будет ли она профессиональной обязанностью учителя; существует ли инструмент для измерения уровня своей профессиональной ИКТ-компетентности и возможно ли его задокументировать; существуют ли учебные программы для совершенствования профессиональной ИКТ-компетентности и где лучше обучаться. Все эти и другие вопросы, что сегодня беспокоят не только учителей, но и их руководителей, мы задали ректору Московского института открытого образования Алексею РЫТОВУ.- Если учитель способен использовать стандартный пакет офисных программ и Интернет, обладает ли он необходимой ИКТ-компетентностью?- Такой учитель обладает лишь общепользовательской ИКТ-компетентностью, но этого недостаточно в современной школе. Необходимо учитывать, что в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» он должен владеть общепользовательской ИКТ-компетентностью, общепедагогической ИКТ-компетентностью, предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).- Какими документами закреплена необходимость требований ИКТ-компетентности педагогов?- Руководителям ОУ необходимо понимать всю важность требований Профессионального стандарта педагога в общем и в области ИКТ в частности, так как его уже применяют работодатели с 1 января 2015 года при формировании кадровой политики в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, при заключении трудовых договоров, при разработке должностных инструкций, при установлении систем оплаты труда.- Как же оценить уровень профессиональной ИКТ-компетентности педагогов вверенного руководителю ОУ?- Существует стандартизированная система оценки ИКТ-компетентности учителя, при помощи которой можно оценить профессиональную ИКТ-компетентность педагогов в Центре сертификации международной оценки навыков и компетенций педагогов в области применения информационных технологий в учебном процессе в Московском институте открытого образования.Информация к сведениюСистема помогает оценить уровень ИКТ-компетентности педагогов.В соответствии с документом «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО» (UNESCO ICT Competency Framework for Teachers, далее ICT-CFT), подготовленном при активном участии партнеров ЮНЕСКО Cisco, Intel, ISTE, Microsoft, была разработана система ICT-CFT. Это признанный на международном уровне инструмент, который позволяет оценить профессиональную ИКТ-компетентность педагогов по всему миру. Уникальная система тестирования учителей на соответствие требованиям к ИКТ-компетентности учителей Рекомендаций ЮНЕСКО «Применение ИКТ» (ICT-CFT) включает материалы для дистанционной подготовки учителей к сертификационным испытаниям. Эта система прошла опытную проверку и адаптацию в Российской Федерации при активном участии Московского института открытого образования, на базе которого был образован первый Центр сертификации международной оценки навыков и компетенций педагогов в области применения информационных технологий в учебном процессе.Тестирование проводится по всем направлениям рамочных рекомендаций ЮНЕСКО: Цели овладения навыками использования ИКТ. Выбор ИКТ-ресурсов для поддержки освоения учебной программы обучающимися. Интеграция цифровых технологий в преподавание. Использование базовых средств ИКТ в учебном процессе. Организация и контроль использования ИКТ в классе. Использование средств ИКТ для профессионального развития педагога.- Разве может тестирование объективно оценить реальные практические навыки учителя?- Может! Каждое из шести направлений представлено набором заданий, составленных в соответствии с технологией кейс-тестинга, то есть представляющих собой описание проблемной ситуации, для разрешения которой нужно принять оптимальное решение. Принятие решения осуществляется путем выбора одного из возможных вариантов, предлагаемых тестирующимся. Для правильного ответа тестируемый должен предварительно изучить ситуацию, описание которой дано в отдельном окне теста. Такой подход, с одной стороны, позволяет технологизировать процедуру тестирования, с другой – погрузить тестируемого в реальную ситуацию выбора и в реальности смоделировать его профессиональную деятельность. На мой взгляд, независимая оценка уровня ИКТ-компетентности педагога в современных условиях имеет огромное значение для руководителя, дает возможность не только самому учителю актуализировать и систематизировать свой профессиональный опыт, соотнести его с российскими и международными требованиями в области ИКТ-комптетентности педагогов, но и на этой основе помогает руководителю образовательного учреждения выстроить дальнейшую траекторию профессионального развития персонально для каждого члена своего педагогического коллектива!Информация к сведениюПрошел тестирование – получи сертификатПо результатам очного тестирования единовременно выдают именные сертификаты международного и российского образца, подтверждающие уровень знаний участника сертификации и удостоверяющие соответствие их обладателей требованиям, предъявляемым к направлению сертификации, навыкам, знаниям, умениям и компетенциям. Все выдаваемые сертификаты имеют идентификационный номер, по которому можно проверить их подлинность.- Как именно можно повысить уровень профессиональной ИКТ-компетентности педагогов? Есть ли соответствующая система обучения?- Конечно. Учителям вначале предлагают пройти обучение (подготовку к сертификационным испытаниям) в международной системе обучения «Партнерство в образовании» pil-network.com и очный экзамен на соответствие требованиям к ИКТ-компетентности учителей Рекомендаций ЮНЕСКО «Применение ИКТ» (ICT-CFT) в виде тестирования. В зависимости от результатов тестирования каждому педагогу формируют индивидуальный пакет уроков, восполняющих пробелы в его знаниях, а точнее, индивидуальную траекторию развития педагога в соответствии с его знаниями. Хотя все это не исключает возможности пройти тестирование без предварительного обучения.Информация к сведениюСодержание учебного курса для учителей «Структура ИКТ-компетентности. Рекомендации ЮНЕСКО»В учебный (тематический) план курса «Структура ИКТ-компетентности. Рекомендации ЮНЕСКО» входит 6 тем:Тема 1. Цели овладения навыками использования ИКТ, описанные в Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей» (определение стратегических целей, реализуемых с помощью структуры ИКТ-компетентности учителей, изучение структуры ИКТ-компетентности учителей и подходов, сформулированных в рамочных стандартах ЮНЕСКО. Определение результатов обучения, которые должны быть достигнуты за счет применения структуры компетенций учителя в организации учебного процесса).Тема 2. Базовые знания о том, как ИКТ-ресурсы могут помочь в освоении учебной программы (использование ИКТ-ресурсов для достижения учебных целей в рамках образовательных стандартов. Оценка и выбор подходящих средств ИКТ в рамках поставленной учебной задачи. Выбор ИКТ-ресурсов для оценки знаний в рамках поставленной учебной задачи. Выбор подходящего компьютерного средства для мониторинга и обмена данными об успеваемости учащихся).Тема 3. Интеграция цифровых технологий в преподавание (использование ИКТ для приобретения знаний в методике и теории обучения. Подготовка плана учебных мероприятий с использованием ИКТ-ресурсов. Применение ИКТ-ресурсов в рамках учебного процесса. Подготовка презентаций с использованием ИКТ-ресурсов).Тема 4. Использование основных средств ИКТ для поддержки учебной деятельности (определение требований к оборудованию и устройствам, необходимым для проведения запланированного учебного мероприятия. Применение Интернета в учебной деятельности. Выявление и решение вопросов безопасности в Интернете. Использование поисковых систем и различных стратегий поиска в учебной работе. Создание и использование учетных записей электронной почты в Интернете. Выбор наиболее подходящей программы в конкретной ситуации. Применение программного обеспечения для управления и обмена данными об учащихся и учебном процессе. Применение коммуникационных технологий и технологий совместной работы в учебном процессе).Тема 5. Организация работы в классе и управление ею (использование в обучении школьного компьютерного класса. Координация использования ИКТ-ресурсов: отдельными учащимися, малыми и большими учебными группами, при работе в различных условиях. Управление материально-техническим снабжением и социальное взаимодействие по вопросам использования ИКТ-ресурсов).Тема 6. Использование средств ИКТ для профессионального развития педагога (применение ИКТ-ресурсов для повышения эффективности работы учителей. Применение ИКТ-ресурсов для повышения квалификации учителей).- Следует ли руководителю ОУ направлять педагогов на обучение по этому курсу и как это отразится на профессиональном росте учителя?- Эффективность обучения на курсе перед сертификационным тестированием подтверждает накопленная за последние годы статистика: мы сопоставили результаты тестирования, полученные по годам, и выявили положительную динамику и заметное увеличение количества педагогов, успешно проходящих сертификационное испытание. Этот факт, безусловно, подтверждает также и высокое качество учебных материалов курса. Результаты сопоставления наглядно видны в диаграмме «Соотношение набранных баллов при тестировании к количеству учителей по годам».Будучи убежденными в том, что организация обучения педагогических работников и диагностирования уровня их ИКТ-компетентности в соответствии требованиям UNESCO ICT-CFT будет способствовать развитию профессиональной ИКТ-компетентности учителей, ИИТО ЮНЕСКО и МИОО заключили дополнительное соглашение к меморандуму о сотрудничестве, где определены такие направления сотрудничества, как организация совместного обучения педагогических работников по курсу «Применение ИКТ», соответствующему требованиям UNESCO ICT-CFT, и совместная реализация процедур диагностирования уровня ИКТ-компетентности работников образования и их тестирования в Центре тестирования МИОО (кафедра ИТиОС) с выдачей соответствующих совместных сертификатов.Я обращаюсь ко всем руководителям образовательных учреждений: учитывайте возрастающую значимость курсов повышения квалификации и профессионального развития учителей по структуре ИКТ-компетентности (UNESCO ICT-CFT), потому что независимо от результатов тестирования само участие в этой процедуре имеет для них большое значение, обозначая уровень ИКТ-компетентности, оно задает конкретные и персональные векторы развития для ваших педагогов и мотивирует их на развитие и совершенствование.
Комментарии