search
main
0

Нужна ли российским школам конкуренция?

«Образование – это услуга», «Школа – сегмент рынка»… Подобное отношение к отрасли активно пропагандируется в последнее время и, естественно, встречает сопротивление. Новая система оплаты труда предполагает развитие конкуренции. А нужна ли российским школам конкуренция? Какой характер она носит: конструктивный или деструктивный? Как избежать конфликтов в педагогическом коллективе при распределении стимулирующего фонда? Эти вопросы стали предметом обсуждения в «Директорском клубе».

Лариса СКЛЯРОВА, директор школы №7, Мончегорск, Мурманская область: Почему я?

На мой взгляд, мы, директора школ, к введению НСОТ оказались психологически не готовы. В управлении образования города Мончегорска есть служба, которая помогает нам, консультирует, проводит семинары и совещания. Но решать вопрос зарплаты на местах нужно будет директору, коллективу, профсоюзному комитету. Мы не готовы нести ответственность за эту конкурентную, я бы сказала, зарплату учителей. Лично я столкнулась у себя в душе с психологическим барьером: почему я? Пусть за это будет ответственным государство! Но вслед за этой мыслью пришла противоположная: ведь если мы сами в своих коллективах станем определять, кто как работает, будет гораздо эффективнее и точнее!

На помощь директорам школ пришел разработанный управлением образования города Мончегорска мониторинг образовательных учреждений, в частности учителей-предметников. Мониторинг позволяет создать балловую систему по определенным критериям. Эти критерии и легли в основу положения о стимулирующей части НСОТ в нашей школе. Огромную помощь в правовом регулировании вопроса оказал школам города горком профсоюза учителей.

Трудности при внедрении НСОТ я вижу следующие. Мы перешли на новую систему в очень непростое время, а НСОТ требует, на мой взгляд, постоянных денежных вливаний в фонд оплаты труда с регулярностью раз в полгода или в год. Второй момент – опасно крутиться вокруг одних и тех же критериев и показателей, нужно их постоянно дорабатывать. И есть еще опасения – не потеряет ли при НСОТ образовательное учреждение командный дух, не появятся ли в учительской среде такие «звезды», которые обретут соответствующую «звездную болезнь»? Это меня беспокоит как директора.

Конфликтов при распределении зарплаты пока нет в нашем коллективе. Я думаю, причина в том, что готовить людей нужно не только в правовом отношении, но и психологически. Что такое НСОТ? Это новая философия. Но важно за «конкурентным» трудом не забыть момент «командности», умения работать на одну цель.

Ольга ФЕДОРОВА, директор Кировской школы, Великолукский район, Псковская область: Между школами – пропасть

Большинство учителей связывают НСОТ с ростом заработной платы – до 11 тысяч рублей. Но это средние цифры по району. Я считаю, существенный рост зарплаты коснулся только крупных школ.

Наша школа относится к группе малокомплектных. Рост заработной платы у нас составил

8 процентов. Так как оплата труда педагогов поставлена в прямую зависимость от количества учеников в классе, в таких школах, как наша, другого процента и быть не может. НСОТ резко разделила образовательные учреждения на две группы, между которыми огромная пропасть.

Почему-то сложилось мнение, что малокомплектные школы не дают должного образования. А ведь они по результатам работы часто не уступают средним школам. В нашей, например, есть учителя, имеющие звания «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования РФ», есть награжденные грамотами Министерства образования и науки РФ. В нынешнем учебном году наши ученики 20 раз становились призерами районных предметных олимпиад, завоевали 1-е место в районной научно-практической конференции «Отечество», призовые места в районных литературных и творческих конкурсах, 1-е место среди основных школ района в губернских спортивных состязаниях, 1-е место в районной спартакиаде школьников. Наши выпускники поступают в вузы и академии Пскова и Санкт-Петербурга. И государство должно достойно оплачивать работу педагогов.

Стимулирующей части дополнительного фонда нам не хватает, чтобы оплачивать работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Не учитывается обучение в школе ребят из социального приюта после 1 сентября, поэтому в условиях нормативно-подушевого финансирования педагоги по сути работают с этими детьми бесплатно. Словом, у нас есть вопросы к НСОТ. Очевидно, она требует доработки. Может быть, нужно разработать отдельные системы оплаты труда для средних и малокомплектных школ? Иначе справедливых обид и конфликтных ситуаций не избежать.

Комментарий

Анна МОИСЕЕВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Новгородского госуниверситета:

– Каждый руководитель должен ожидать, что внедрение в образовательный процесс новаций, таких, как новая система оплаты труда, всегда будет проблематично, поскольку любая новация противостоит традициям.

Для конструктивного разрешения конфликтов при введении НСОТ руководителю необходимо проанализировать их причины. Их можно разделить на несколько групп:

– отсутствие четкой информации о принципах расчета зарплаты учителя, критериях начисления стимулирующих надбавок;

– снижение зарплаты;

-субъективизм в оценке деятельности учителей;

– конфликты между учителями, вызванные конкуренцией;

– разница в уровне зарплат между учителями в селах и городах, в разных регионах;

– сокращение и увольнение учителей;

– объединение или сокращение классов в школах.

Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от двух факторов:

адекватности восприятия конфликта, то есть не искаженной личными пристрастиями оценки поступков как противника, так и своих собственных;

открытости общения, готовности к обсуждению проблемы, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации.

Существует социальная технология перевода деструктивного конфликта в конструктивный. Эту технологию применительно к теме распределения надбавок можно описать в виде последовательности следующих процедур:

Первая – признание ситуации как конфликтной участниками конфликта. Руководителю необходимо донести до учителей, в чем состоит сложность проблемы: возможно, схема распределения надбавок несовершенна.

Вторая – выявление предмета конфликта. Для этого используются, например, ведение переговоров с учителями, приглашение внешних консультантов, проведение «круглых столов». Нужно побудить участников конфликта на установление контакта, открытое обсуждение конфликтной ситуации.

Третья – достижение согласия (если это возможно) в форме компромисса.

Для снижения конфликтности в коллективе при введении НСОТ руководителю необходимо:

1. Не допускать возникновения благоприятной атмосферы для возникновения слухов и сплетен путем предоставления как можно более полной информации о НСОТ.

2. Объективно оценивать труд своих подчиненных. Проявлять выраженную внешне заботу по отношению к ним.

3. Не злоупотреблять официальной властью.

4. Выявлять потенциальные конфликтные личности и проводить с ними отдельные разъясняющие беседы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте