search
main
0

Нужна интеграция. Ректор Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, доктор технических наук, профессор Олег ИПАТОВ предлагает новый путь подготовки инженерных кадров для Вооруженных Сил

Не надо быть экономистом, чтобы понять: наша экономика не в состоянии содержать учебные заведения в прежних масштабах, основываясь только на затратных механизмах. Но реформирование российского образования, подключение рыночных механизмов – дело настолько тонкое, что один неверный шаг, и мы можем лишиться его качества, которым справедливо гордились. В полной мере это относится и к системе военного образования. Категорически не согласен с идеей организации автономной системы подготовки военных кадров. Это сугубо затратный подход, не учитывающий современные экономические реалии. Система военного образования в технической сфере должна давать фундаментальную инженерную подготовку, чтобы не только обеспечить будущему офицеру высокие профессиональные качества эксплуатационника, но и гарантировать его адаптивность и востребованность в гражданской жизни. В противном случае государство будет вынуждено заниматься массовой переподготовкой офицеров, увольняющихся в запас, что мы видим ныне.

Обеспечить оптимальное сочетание интересов военного ведомства и гражданского общества, на мой взгляд, может интеграция военного и гражданского образования, в том числе подготовка кадровых офицеров в гражданских вузах, о чем говорил Президент России в послании Федеральному Собранию. Для этого есть предпосылки.

В последнее десятилетие обострились проблемы комплектования Вооруженных Сил. Изменение порядка прохождения службы, материальные трудности привели к тому, что военно-учебные заведения не в состоянии полностью обеспечить потребности армии и флота, других войск в офицерах. За последние 3 года резко, с 24 до 14 тысяч, сократился выпуск лейтенантов из военных вузов. Анализ показывает, что укомплектованность офицерами только за счет выпуска из военно-учебных заведений в перспективе составит не более 50%. Призыв офицеров из запаса и добровольное поступление граждан на службу не решают проблему.

Опыт свидетельствует: невозможно добиться кардинального решения ключевых проблем военного образования, если ограничиваться только ведомственными рамками. Они носят, как правило, межотраслевой характер. Поэтому нужна программа, позволяющая координировать их решение. И такой документ – Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» – был принят.

Задача удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах сложна. Ее нельзя решить только за счет увеличения их выпуска из военно-учебных заведений. Для этого потребовалось бы в 2-3 раза увеличить число слушателей и курсантов и соответственно – расходы на содержание военных вузов. При этом надо учитывать, что затраты на обучение и содержание курсанта в них 2-3 раза выше, чем студента в гражданском вузе.

Безусловно, основным источником комплектования армии офицерами должны оставаться военные вузы, которые готовят в первую очередь командные кадры тактического звена. По отдельным специальностям одним из путей восполнения некомплекта офицеров может стать организация их подготовки в гражданских вузах. Эту возможность подсказывает опыт ряда государств. Так, в гражданских колледжах и университетах США успешно работают курсы вневойсковой подготовки с четырехлетним сроком обучения, готовящие студентов по контрактам с министерствами обороны и военно-морскими силами (ВМС) для назначения на офицерские должности. Выпускники этих вузов, окончившие курсы, составляют 40% офицеров ВМС.

В нашей стране возможности гражданской высшей школы в подготовке офицеров для службы по контракту практически не используются, но они достаточно перспективны, получат большое социальное значение. Когда высшее образование из общедоступного все более переходит в сферу платных услуг, это расширит возможности получения бесплатного высшего образования для средне- и малообеспеченных слоев молодежи.

К сожалению, сегодня нет нормативно-правовой базы, регламентирующей подготовку кадровых офицеров по такому варианту, а также порядок ее обеспечения. Поэтому целесообразен запланированный Федеральной программой эксперимент по подготовке офицеров из студентов для обязательной службы по контракту. Его участниками должны стать вузы, получившие такое право на конкурсной основе. Шаг в этом направлении сделало Главное управление кадров Минобороны РФ, объявив 27 мая и 21 сентября 2004 г. первые конкурсы по четырем специальностям – двум гуманитарным и двум инженерного профиля.

Подготовка инженеров для Вооруженных Сил заслуживает особого внимания. По мере усложнения технических систем и комплексов все большую значимость приобретают знания, умения и навыки, которыми в равной мере должны владеть специалисты, окончившие гражданские вузы по оборонным специальностям, и офицеры – выпускники военных вузов.

Ныне недостаточно укомплектованы офицерскими инженерными кадрами должности, требующие фундаментальной инженерной подготовки, на технических базах оружия, технических позициях, испытательных полигонах, в арсеналах, военной приемке, НИИ и т.д. Анализ службы выпускников военных вузов в этих воинских частях и учреждениях показывает их недостаточную фундаментальную и инженерную подготовку. Это вызвано превалированием в программах их вузовского обучения тактической военно-профессиональной составляющей. Поэтому целесообразна интеграция подготовки специалистов оборонных специальностей в гражданских вузах и системе военного образования.

Будущих офицеров инженерного профиля и гражданский инженерный персонал для армии и флота целесообразно обучать в университетских комплексах, обеспечив преемственность профилированного среднего общего и высшего профессионального технического образования по оборонным специальностям. В состав такого комплекса предлагается включать кадетские школы (школы-интернаты), а также государственные технические университеты (академии), готовящие инженеров для оборонной промышленности. В дальнейшем возможны создание или включение в университетский комплекс учреждения среднего военного профессионального образования (военно-технического колледжа) и учреждения (курсов) повышения квалификации офицеров (послевузовского образования) в области вооружения и военной техники.

Реализовать военно-профессиональную часть программ можно на учебно-материальной базе факультетов военного обучения, готовящих офицеров запаса по родственным специальностям, а также военно-учебных заведений и войсковых частей. Особое значение приобретают выбор базовой специальности подготовки специалистов, ее диверсификация в военно-профессиональную плоскость. Следует обратить внимание на относительно новую уникальную специальность подготовки специалистов с усиленным фундаментальным и инженерным образованием – 170101 (072400) «Испытание и эксплуатация техники (по областям и видам)» направления 170100 (652800) «Оружие и системы вооружения». Универсальность данного Госстандарта высшего профессионального образования позволяет составлять на его базе вариативные требования к минимуму содержания программ в зависимости от направленности и цели обучения, устанавливая нужную область, вид вооружения и техники.

Комплексные расчеты стоимости подготовки офицеров выявили более рациональное расходование бюджетных средств в гражданском вузе. Так, стоимость пятилетней подготовки офицера в военно-морском институте – 10 тысяч условных единиц, а за тот же срок в гражданском вузе – примерно 6-7 тысяч.

Предлагаемая организация подготовки кадров будет способствовать созданию условий для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил в офицерах и гражданском инженерном персонале с единым высоким уровнем образования. Она обеспечит соблюдение прав граждан на профессиональное образование, а также создание социально-экономических и материально-технических условий для реализации военных профессиональных образовательных программ. По критерию «стоимость-эффективность» будет получен оптимальный результат за счет рационального расходования бюджетных средств на подготовку офицеров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте