Прошло более 5 лет с тех пор, когда в Министерстве обороны проводилось всеармейское мероприятие, посвященное проблемам военного образования, такого уровня, как нынешний учебно-методический сбор с руководящим составом органов военного управления и вузов Министерства обороны.
Его проведение свидетельствует о том, что совершенствование военного образования, реализация Федеральной программы его реформирования – в числе приоритетных задач военного строительства и в центре внимания руководства Вооруженных Сил.
Система военного образования стала полноценной частью единого образовательного пространства России. Она включает такие уровни, как среднее (полное) общее образование с дополнительными программами по военной подготовке (суворовские, нахимовское, военно-музыкальное училища и кадетские корпуса), среднее, высшее, послевузовское (адъюнктура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование.
Подготовка офицерских кадров в вузах Минобороны в целом соответствует требованиям законодательных и иных нормативно-правовых актов России, боевых и общевоинских уставов, приказов и директив министра обороны и начальника Генерального штаба. Сущность системного подхода к содержанию и контролю образовательного процесса в высшей военной школе отражена в приказе министра обороны 2003 г. № 80. Им установлено, что основные организационные элементы такой системы – государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки и специальностям, квалификационные требования к выпускникам, учебные планы и программы, тематические и комплексные планы формирования командно-методических и воспитательных навыков, структурно-логические схемы по специальностям (специализациям), расписания учебных занятий и другие. Главная цель разработки этих организационных элементов – качественная подготовка слушателей и курсантов.
При планировании образовательной деятельности в вузах Минобороны РФ обязательно должны быть учтены требования федерального компонента соответствующих госстандартов (как правило, до 60% номенклатуры учебных дисциплин и учебного времени), а также квалификационные требования к выпускникам, определенные заказчиком (непосредственно военная подготовка).
Органы военного управления и вузы обязаны корректировать содержание и организацию образовательного процесса, учебно-методические документы на основе изменений теории и практики военного дела, требований министра обороны и начальника Генерального штаба. В результате образовательный процесс должен обеспечить развитие самостоятельности и творческого мышления, способность быстро адаптироваться и уверенно ориентироваться в условиях повседневной деятельности и боевой обстановки, высокую физическую выносливость обучающихся. Они должны предвидеть развитие событий, принимать адекватные обстановке решения, организовывать их выполнение во взаимодействии с другими родами войск (сил), подразделениями и частями других министерств и ведомств.
Нужно рационально сочетать теорию и практику, увеличить удельный вес групповых упражнений, командно-штабных учений и военных игр, проводить их для каждой специальности на едином оперативно-стратегическом (оперативном) фоне, по единым замыслам, планам и нормативам, согласованно по времени, замыслы учений оперативного и оперативно-стратегического уровней согласовывать с Военной академией Генштаба. Требуется использовать опыт антитеррористических операций, войн и вооруженных конфликтов при разработке слушателями и курсантами выпускных квалификационных и курсовых работ (проектов, задач), практически изучать действия военнослужащих в различных экстремальных ситуациях, увеличить время работы обучаемых на тренажерах, вооружении и технике без расходования боеприпасов, моторесурсов и ГСМ.
Таким образом, и ныне актуален принцип: «Море пота в учебе – ни капли крови в бою». Для этого преподаватели должны формировать у обучаемых системные знания вооруженной борьбы и навыки выполнения нормативных требований к специальности. На занятиях и учениях создавать обстановку, соответствующую современной боевой, чтобы она способствовала развитию тактического мышления, постоянно требовала проявления командирских навыков и морально-боевых качеств. При изучении вооружения и техники – добиваться не только твердых знаний их возможностей, навыков боевого использования и эксплуатации, но и требований безопасности. Крайне важно излагать материал доходчиво, в яркой, образной форме, опираясь на достижения педагогической науки, передовой опыт обучения и воспитания, поддерживать с обучаемыми деловые, творческие отношения, постоянный контакт по принципу обратной связи, быть готовым перестроить занятия с учетом их реакции.
Организация учебного процесса в вузах невозможна без правильной и четкой организации контроля успеваемости и качества подготовки слушателей и курсантов. Причем это не только получение и анализ данных о знаниях и навыках обучаемых, но также обязательная система корректирующих образовательный процесс мероприятий. Начальник Генерального штаба требует рассматривать эту деятельность как важнейшую обязанность соответствующих должностных лиц органов военного управления.
Среди основных видов деятельности военных вузов – научная работа. Это служебная обязанность руководителей, преподавателей и научных работников, докторантов, адъюнктов. Такой подход закреплен нормативно-правовыми документами, позволяет реализовать один из основных принципов педагогики – единства научной и учебной деятельности. Именно научная деятельность – основа совершенствования учебной и методической работы, повышения профессионального мастерства преподавателей. В 2002 г. только по проблемам военного образования в вузах Минобороны выполнялись 731 научно-исследовательская работа, 45 докторских, 336 кандидатских диссертационных исследований. Более двух тысяч слушателей и курсантов из 69 военных вузов участвовали в конкурсе на лучшую научную работу, 500 из них Министерство образования наградило медалями и дипломами.
Для повышения мастерства преподавателей органы управления военным образованием должны активизировать разработку профессиограмм и квалификационных требований к их подготовке, нормативных документов, регламентирующих учебную и методическую работу, требования к педагогической деятельности, перечень основных мероприятий повышения их методического мастерства, мер по созданию системы непрерывного образования военных педагогов, улучшения их подготовки, включающей и стажировки в войсках. Необходима также организация обмена передовым педагогическим опытом, разработка критериев качества педагогического труда. Главное управление кадров могло бы выступить координатором обмена этим опытом между видами и родами войск (сил), главными и центральными управлениями Минобороны РФ.
Основными направлениями деятельности руководства военных вузов по совершенствованию работы с педагогическими кадрами должны стать организация межкафедральных коллективных форм обучения, обобщение и распространение передового опыта преподавания, поиск новых форм стимулирования качественного педагогического труда, анализ условий деятельности преподавателей и выработку мер их улучшения.
Вызывает обеспокоенность состояние учебно-материальной базы военно-учебных заведений. Из-за недостаточного финансирования, практически полного отсутствия в последние годы централизованных поставок в вузы новых образцов вооружений и военной техники, современного лабораторного оборудования, технических средств обучения, вычислительной техники учебно-материальная база не в полной мере обеспечивает соответствие образовательного процесса квалификационным требованиям к выпускникам.
Крайне важно повсеместно повысить эффективность работы педагогических коллективов, активизировать их участие в поиске наиболее эффективных путей реализации Федеральной программы реформирования системы военного образования.
Комментарии