У московского профессионального образования есть большие возможности. Строительные колледжи могут ремонтировать детские сады, выполнять текущий ремонт в школах. Думаю, было бы неплохо поставить работу так, чтобы в рамках строительных трудовых объединений студенты и учащиеся строительных колледжей ремонтировали сами свои помещения. Надо привлекать студентов к ремонту квартир учителей-ветеранов. Мы много говорим о заботе, которую нужно проявлять по отношению к учителям-ветеранам, но мы не доходим до того, чтобы им ремонтировать квартиры. Во-первых, можно это делать на территории каждого округа, это будет правильно, это будет конкретная помощь. Сейчас в рамках подготовки к Дню учителя – 5 октября – нужно посмотреть, каким особо нуждающимся учителям нужно привести квартиры в порядок. Ведь заходишь в квартиры учителей-ветеранов и поражаешься бедности, нищете. Особенно если это пенсионеры.
Во-вторых, нужно провести инвентаризацию всех памятников, которые расположены на территории образовательных учреждений. После инвентаризации необходимо привести эти памятники в порядок. Тут можно и нужно привлекать ребят из строительных колледжей. Но при этом необходимо продумать, как заплатить ребятам за работу, чтобы они не просто так работали, а получили за нее соответствующее вознаграждение. Это все равно будет дешевле, чем нанимать взрослые строительные организации, которые занимаются реставрацией и вбивают каждый гвоздь за тысячу долларов.
Было бы неплохо, чтобы за профессиональными учебными заведениями были в каждом округе закреплены образовательные учреждения и вместо слов «Ребята, идите учиться к нам в профессиональный колледж, у нас хорошо!» создать там местные трудовые объединения, в которые бы вошли учащиеся-старшеклассники тех школ, которые будут прикреплены к профессиональным колледжам, учащиеся этих колледжей. Тогда вместе они бы делали замечательные, полезные дела.
Мы прекрасно понимаем, что необходимо участие ребят в благоустроительных работах, у строителей до этого руки не доходят, или они делают такое благоустройство, после которого единственно что ноги не ломаются и головы не падают с плеч, они сдают нам те же самые детские сады в апреле-мае с зимним вариантом благоустройства, поскольку им некогда было сделать летний вариант. Так что, наши ребята не смогут сделать благоустройство лучше строителей?! Смогут! Если ребята принимали участие в проектной деятельности и выставляли свои проекты благоустройства не где-нибудь, а в Мосгорархитектуре, то, наверное, не стали бы архитекторы приглашать к себе для участия в своей выставке проектных работ халтурщиков или неумех. Значит, они знали, кого приглашали. Было 138 проектов, представленных учащимися, а всего было представлено на выставке 185. Остальные представляли проектировщики. Вот и давайте соотнесем, насколько активны наши ребята, которые получили первые и вторые места, то есть проекты были признаны профессионально подготовленными. Поэтому надо, чтобы наши ребята принимали участие в благоустройстве, особенно детских садов-новостроек.
Я давно говорю, что в нашей системе есть профессиональные учебные заведения, которые в состоянии участвовать в конкурсах, выигрывать лоты, обеспечивать качественный уровень выполнения конкурсных работ именно в системе образования. Это касается не только ремонта, но и пошива. Когда мы подводили итоги проведения выставки-ярмарки в Манеже в августе 2006 года, то шел разговор о том, что белья такого качества, такой эстетики, такого уровня, которое выставил колледж, возглавляемый Зоей Георгиевной Даниловой, мало даже в дорогих московских магазинах. Поэтому каждый колледж может прекрасно выступать именно на предпринимательской стезе. Надо только, чтобы этим делом заболел руководитель учреждения, заразил своих мастеров и преподавателей, а те увлекли этим делом детей. Это можно сделать, но у нас с профессиональными колледжами получается так, как бывает, когда одни дети хотят заниматься этим делом, а другим – лень. Так и со взрослыми: одни руководители хотят, им до всего есть дело, они все время находятся в активной стадии, а другие живут по принципу «День прошел и слава богу!». Нам нужно менять такое отношение к делу. Когда мы говорим, что у детей нет желания заниматься тем или иным делом, то нужно понимать: оно и не появится, если мы не будем воспитывать это желание. Надо воспитывать у ребят чувство недовольства собой, сегодняшней ситуацией, в которой они находятся, и давать им стимулы, чтобы они стремились к лучшему. Если мы не будем этого делать, они действительно будут у нас прозябать.
На одной из последних пресс-конференций первый заместитель председателя Правительства РФ сказал, что в России есть крупные недостатки: много пьют, коррупция и так далее. Вот это «пьют» происходит от безделья, пьют от того, что нечем себя занять, не знают, как себя занять. Мы не должны воспитывать поколения, которые действительно не находят себя и прикладываются к бутылкам.
Приведу пример: в городском реабилитационном центре в Северном округе, об открытии которого довольно подробно написала «Учительская газета-Москва», находятся на реабилитации инвалиды – американец и француз. Пройдя курс реабилитации, они обратились с предложением своих услуг: они хотят быть посредниками привлечения в этот реабилитационный центр больных из США и Франции, но мы должны для этого подписать договор и установить, какое вознаграждение они будут получать за эту посредническую деятельность. То есть эти ребята – одному 19 лет, другому – 20 – уже воспитаны на том, чтобы сделать деньги, чтобы зарабатывать их, даже сидя в инвалидной коляске, находя для себя предпринимательское дело. Зато все другие, находящиеся на реабилитации молодые люди, об этом даже не подумали, у них только об одном мысли: где найти деньги, чтобы за них заплатили и они смогли подольше находиться в этом реабилитационном центре. Я была поражена американцем и французом, которые оказались молодцами, француз даже предложил выложить на сайте побольше материалов о центре и выразил готовность перевести их на французский язык.
Я хочу похвалить ректора Московского городского психолого-педагогического университета Виталия Рубцова, который инвалида, сидящего в коляске, назначил директором института, который занимается с инвалидами в этом реабилитационном центре, и человек уже месяц работает в этом центре. Разговор идет о том, что мы должны воспитывать предприимчивых людей. Мы можем говорить не только о ремонтных, пошивочных и прочих работах, но и понимать, в какой век живем, и должны стремиться тянуть ребят к высоким технологиям.
Я участвовала в Кремле в заседании Совета, который рассматривал кандидатуры на Госпремию в области науки и технологий. Мы договорились с академиками РАН Велиховым и Алферовым переговорить о том, как нанотехнологии, над которыми сегодня работает весь мир и Россия, внедрять в систему образования. Академики говорят, что сегодня в системе образования такие ребята, что эти нанотехнологии архиважно переносить в образовательные учреждения, привлекая к работе учащихся. В первую очередь, как я понимаю, нам нужно привлекать учащихся среднего профессионального звена – колледжей. Это надо делать, ребятам это интересно, без этого сегодня никто не может жить.
Думаю, когда мы будем готовить очередную выставку-ярмарку в Манеже, то больше места отдадим профессиональному образованию и сделаем отдельную экспозицию по предпринимательской деятельности. Мы покажем уровень тех образовательных учреждений, которые сегодня шагают в ногу со временем.
Комментарии