search
main
0

Нужен поиск новых оптимальных решений

В рамках межрегиональной конференции «Проблемы управления в условиях модернизации московского образования: опыт и перспективы» работали несколько секций, в том числе выездных. Одна из таких секций прошла в школе №2006 и работала под председательством ее директора Веры ИЛЮХИНОЙ. И на пленарном заседании, и на секционном Вера Илюхина рассказала о конкретном опыте управления образовательным учреждением в условиях модернизации.

Сегодня в свете реализации «Стандартов второго поколения» для школы актуальной задачей становится необходимость оптимизации и совершенствования образовательного процесса, что и направляет нас на поиски новых управленческих решений, для получения доступного, непрерывного и качественного образования, новых управленческих решений.В этом аспекте актуальным становится решение проблемы формирования образовательных комплексов, которые позволят ученикам получить все необходимое для реализации и развития их индивидуальных склонностей и способностей, профессионального самоопределения, построить свою образовательную траекторию и в первой, и во второй половине дня в одном учреждении. Это не должно быть прерогативой отдельных, пусть даже очень успешных школ.Процитирую мнение признанного авторитета, профессора Института исследований в области образования Университета Торонто (Канада) Майкла Фуллана, участника недавней московской международной конференции по проблемам развития образования: «Я считаю, что лучше та система, которая стремится к выравниванию уровня. Есть исследования, которые измеряют разрыв между лучшими и худшими школами в стране. …Стратегия системы образования направлена на то, чтобы сократить этот разрыв, но одновременно и поднять планку. Этот принцип он так и называет: «Планка выше – разрыв ниже».В Москве – одном из признанных лидеров российского образования – сегодня, можно сказать, проходит организационная революция. В управлении развитием современной школы она требует от каждого из нас нового комплексного видения всего процесса образования, новых подходов, применения принципиально новых механизмов управления с учетом сложившегося опыта и преимущества крупных образовательных систем.Сегодня изменилась социальная ситуация развития детей. Это  дети века коммуникационной глобализации, социальных сетей, стремительного развития научно-технического прогресса и, следовательно, меняющегося социального запроса общества. Мы не должны основываться на усвоении нашими учениками ЗУНов. У современного школьника на завершении первой ступени обучения должно быть успешно сформировано умение учиться. Время требует совершенствования системы школьного образования для сохранения и упрочения его ведущей роли в образовательно-воспитательном процессе.И дошколята, и первоклассники обладают большими информацией, эрудицией, кругозором. Для них книги и уроки не единственные и основные источники информации об окружающем мире. СМИ и Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира. Ведущей ролью для усвоения знаний должна стать роль учебного сотрудничества. Освоение отдельных учебных предметов с помощью действий и операций уже в начальной школе должно быть дополнено универсальными (метапредметными) учебными действиями.В этой ситуации современный педагог и организатор образовательного процесса должны искать и применять новые образовательные технологии, формы и пути внедрения педагогических и организационных идей.Преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием, к сожалению, не всегда имеет  системный характер, а зачастую, и в значительной степени, формальна. Это противоречие фактически устраняет введение новых стандартов дошкольного, начального школьного образования.  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014. Их реализация неизбежно потребует организационно-управленческих преобразований, гарантирующих преемственность как обязательное условие непрерывности дошкольного и школьного образования.Только наличие единых подходов, преемственность сквозных образовательных программ, единый педколлектив дошкольного и начального общего образования могут обеспечить необходимую реальную преемственность на должном уровне и помогут достигнуть более высоких результатов в своем развитии. Такой опыт успешно нарабатывался в течение 10 лет между начальным и дошкольным образованием в нашем учреждении и значительно приумножен в условиях структурного расширения образовательного пространства комплекса.Ведение инновационной деятельности, высокий научно-методический, творческий потенциал педагогического коллектива, достигнутые образовательные результаты стали основанием того, что мы оказались в числе первых пилотных школ по внедрению стандартов нового поколения.Один из главных организационно-управленческих аспектов –  разработка структуры управления внедрением ФГОС. Подготовка и принятие управленческих решений осуществлялись с участием совета по качеству, педсовета, методобъединений начальных классов и учителей-предметников, творческих групп учителей – новаторов школы, а также родительского комитета и управляющего совета школы.До перехода на новые образовательные стандарты  в школе уже была создана материально-техническая основа: это и наличие локальной сети, АРМ всех педагогов, цифровые лаборатории по экологии, естествознанию, музыке, моделированию, но для создания развивающей образовательной среды этого было недостаточно. С этой целью в 2010-2011 учебном году нам поставлено новое учебное оборудование: кабинет психомоторной коррекции; комплекты для конструирования и моделирования; для музыкальной деятельности; оборудование для художественного творчества; по экологии и естествознанию; коррекционно-развивающее оборудование; оборудование кабинета технологии; комплекты ТСО. Администрация начальной школы организовала работу по освоению нового оборудования педагогами-экспериментаторами. Однако первое время учащиеся экспериментальных классов не имели возможности заниматься непосредственно в своих кабинетах на компьютерах. Для того чтобы не нарушать режим эксперимента, мы нашли выход, и пока еще не было многоплатформенного программно-технического оборудования, организовывали занятия детей по расписанию в кабинетах информатики старшей школы, затем  в начальной школе создали кабинет цифрового, компьютерного и лабораторного оборудования, где по заявкам учителей начальных классов можно провести любой урок и курс внеурочной деятельности на нужном оборудовании. Такой управленческий подход расширил возможности использования оборудования и эффективности его применения.Но, как известно, ни одно даже самое современное учебное оборудование само по себе не может дать высокий результат образовательной деятельности без высококвалифицированных, владеющих современными образовательными технологиями учителей. Поэтому администрация и сегодня уделяет особое внимание правильному подбору, расстановке и повышению квалификации педагогических кадров.Наши педагоги успешно освоили комплекты компьютерного, программно-технического оборудования и технологию его применения во всех предметных областях учебного плана. В цифровом формате  они проводят с учащимися итоговый и промежуточный контроль по ИКТ-компетенции и английскому языку. В роли тьюторов 3-й год на базе школы КПК МИОО ведут работу  по формированию ИКТ-компетенции учителей города.В рамках городского мониторинга сегодня проводят экспертизу использования цифрового образовательного пространства «началка.симинфо» учителей Юго-Запада. В этом году авторский коллектив школы по собственной инициативе при поддержке ЦИТУО и городского методического центра ЮЗАО разработал и провел для учащихся 4-х классов города, которые обучались в пилотном режиме, дистанционный конкурс на цифровом ресурсе «началка.симинфо» по ИКТ-компетентности «Зимняя олимпиада». В конкурсе приняли участие не только москвичи, но и учащиеся городов России и зарубежья (более 1200 школьников).Мы накопили большой опыт по организации урочной и внеурочной деятельности учащихся, по проектно-исследовательской работе, музейной педагогике, по формированию духовно-нравственных основ выпускника школы,  открыто делимся своими наработками с управленцами и педагогами округа, города, России, зарубежья.Поиск наиболее оптимальных управленческих механизмов решения проблем качества и доступности предоставляемого образования для массовой школы привел нас к организации в учебном процессе основной школы предпрофильной подготовки и в рамках индивидуализации образования в старшей школе к технологии ИУП. Внедрить этот процесс в большой школе, которой мы стали, где в параллели старшеклассников 3-5 классов, для нас оказалось реальным.Эта технология потребовала новых подходов к формированию и организации учебного процесса на основе индивидуального выбора каждым учащимся профильных, базовых предметов и элективных курсов с учетом своих жизненных планов, профессиональных предпочтений и способностей. Мы освоили и доработали новую технологию составления учебного расписания на основе принципа формирования учебных групп из параллели, разработали и апробировали комплект учебно-учетной документации, отражающей фиксацию учебных достижений учащихся не по классной системе, а по индивидуальному принципу, ввели тьюторское сопровождение старшеклассников во время образовательного процесса.С января 2014 года мы перешли на эффективный учебный план, который позволил оптимально использовать время наших школьников для получения качественного образования.Переход на электронный журнал МРКО потребовал разработки принципиально новой концепции электронного журнала для ИУП. Наши педагоги в составе творческой группы МЦКО разработали такую концепцию электронного журнала для крупных школ и образовательных комплексов, реализующих ИУП, для любой формы организации учебного процесса, включая сетевое взаимодействие, причем новый электронный журнал будет выполнять не только простейшую функцию фиксации учебных достижений школьников и информирования о них родителей. Наряду со стандартными функциями он станет профориентатором, информатором, консультантом, тренажером, а также администратором и организатором учебного процесса. Он будет рационально структурировать и формировать учебные группы любой профильной специализации базового уровня, контролируя при этом строгое соблюдение всех требований к организации учебного процесса.56-е место, затем 40-е в общегородском рейтинге подтвердили правильность выбранного коллективом образовательного направления.Возвращаясь к уже обозначенной образовательной стратегии «Планка выше – разрыв ниже», мы понимаем, что в школе с одним или даже 2 классами в параллели реализация такой уникальной технологии крайне затруднительна в силу нехватки контингента учащихся, бюджетных средств и кадрового потенциала школы. Следовательно, получить необходимый объем знаний на уровне количества часов профильного стандарта практически невозможно, а значит, подготовка старшеклассника в полном объеме требований ЕГЭ за бюджетные средства остается под вопросом. Таким образом, нет государственных гарантий на доступное, масштабное и качественное образование, и остается уповать на родительский карман и репетиторство.Мы считаем, что реализация программы города по созданию образовательных комплексов только расширит возможности внедрения ИУП. Она предоставит всем ученикам право выбора изучаемых предметов на профильном уровне и без перегрузки старшеклассников реализует мечту каждого родителя – получить доступ к качественному образованию в стенах любого образовательного учреждения Москвы, входящего в образовательный комплекс. Как говорится, от закона философии не уйдешь. Все мы помним переход количества в качество –  это классика.Большой комплекс позволит кроме академических профильных предметов предложить старшеклассникам технологические профили, например, профили «оператор ЭВМ», «автодело», «ландшафтный дизайн» и т. п., которые вполне возможно организовать на основе сетевого взаимодействия с учреждениями профессионального образования. И для академических профилей появится реальная возможность открыть предуниверсарий на базе ведущих вузов Москвы,  в кооперации с другими комплексами и на базе нескольких вузов.Наша школа и до начала образования комплексов была одним из крупных учреждений в городе. Уже в год открытия школы-новостройки мы предложили нашим ученикам довольно большой спектр системы дополнительного образования как на бюджетной, так и на внебюджетной основе. Наличие 4-6 классов в параллели позволяет нам привлекать высокопрофессиональных педагогов и в систему дополнительного образования по 7-9 направлениям.На данный период в связи хорошим наполнением бюджета образовательного учреждения и принципиальной позицией сохранения интеграции основного и дополнительного образования в школе осталась, а где-то и расширилась, система дополнительного образования школьников на бюджетной и внебюджетной основе. За 2013 год наш внебюджетный доход составил около 17,5 млн рублей. Это не предел, и развивать платные услуги, не ограничивая в объеме услуги на бюджетной основе, вполне реально. Мы считаем такой подход для крупных образовательных организаций обоснованным и реальным с точки зрения педагогической целесообразности.Как же наш коллектив просматривает сегодня цель создания образовательных комплексов? Какие перспективные направления мы отмечаем? Прежде всего это:- создание условий для обучения старшеклассников на профильном уровне на основе ИУП;- достижение наиболее эффективного и рационального использования педагогического потенциала, обеспечение профессионального роста педагогов и наиболее оптимальное построение системы научно-методического, психологического сопровождения процесса и развитие более широкого и профессионального блока дополнительного образования;- наиболее эффективное использование материально-технической базы, включенной в образовательный комплекс. (Рациональная дислокация аудиторного фонда, концентрация оборудования, обеспечение мобильности его использования, максимальная загрузка кабинета предметами, соответствующими его профилю, рациональное использование материально-технических ресурсов для системы дополнительного образования, создание высокотехнологичных лабораторий.);- безопасная территориальная доступность для детей микрорайона с учетом требований санитарных норм;- финансовая эффективность  работы образовательного комплекса, рассчитанная по принципу сравнения финансовых затрат, для обеспечения достижения обозначенных целей. (Понимаем при этом, что достижение высокого уровня качества образования по затратам не может быть дешевым, но должно быть по финансовым затратам оптимальным и эффективным.);- поскольку создание комплексов преследует цели, единые для всех участников образовательного процесса, и их достижение возможно только при объединении всех ресурсов, то представляется целесообразным создание единой централизованной структуры управления. Она должна быть разветвленной по направлениям деятельности, а не по территориальной принадлежности. То есть не совокупность самостоятельных структурных подразделений (филиалов), а единое учреждение, в котором разделение функций по территориальному признаку осуществляется лишь постольку, поскольку это способствует решению общих задач и педагогической целесообразности.Конечно, управление развитием современной школы невозможно без правильного видения своего назначения руководителем организации, личный авторитет и достижения которого становятся неотъемлемой составляющей всего механизма управления. Он, как никто, сегодня должен определять точки роста коллектива и педагогов, должен обладать гибкостью мышления. Важен и профессиональный управленческий уровень заместителей руководителя, и наличие единой стратегии развития школы, и способность административной команды добиваться достижения поставленной цели, ее корпоративная культура, владение методами управления коллективом, взаимное дополнение и взаимозаменяемость членов команды, видение перспектив развития учреждения.Никакие прорывы и качественные скачки немыслимы без людей, которые вложат в них свои интеллект, навыки и таланты, сумеют победить в конкурентной борьбе.Такая модель учебного заведения должна уже учитывать запросы самых разных групп потребителей образовательных услуг и социальных партнеров – от детей и их родителей до серьезных социальных институтов. Однако, как убеждает нас  собственный опыт, самая большая опасность состоит в том, чтобы самоуспокоиться и почивать на лаврах. Жизнь быстротечна, и так же быстротечно все в ней меняется. Только тот, кто способен поспевать за временем, кто мобилен, кто тверд, в приеме решений и храбр в их претворении, только тот может смело назвать себя современным, а значит, привлекательным для многих и успешным для себя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте