search
main
0

Нужен не просто заказ, но и особая политика

В этом учебном году столичные педагогические колледжи начали работу по новым образовательным стандартам. ФГОС СПО по девяти педагогическим специальностям утверждены Министерством образования и науки РФ, но содержание некоторых из них до сих пор вызывает у специалистов вопросы и сомнения.

Хотя в ходе обсуждения стандартов мы участвовали в составе экспертных советов и в рамках общественного обсуждения предлагали не только критические замечания, но и конкретные варианты редактуры, к сожалению, конечные варианты ФГОС СПО по некоторым специальностям остались не вполне удовлетворительными (в частности, по специальности «Дошкольное образование», о чем уже не раз говорилось в ходе дискуссий). Столичные педагогические колледжи стали базой разработки только двух стандартов – по специальностям «Музыкальное образование» (ПК №7 «Маросейка») и «Изобразительное искусство и черчение» (ПК №16). Надо при этом подчеркнуть, что коллективы педагогических колледжей за прошедший год проделали очень большую работу по созданию качественного программного обеспечения стандартов и по разработке адекватных современных методик и технологий образовательной работы с будущими педагогами. Результаты этой работы реально позволят нам обеспечить традиционно высокое для московской системы образования качество подготовки специалистов для образовательных учреждений города. Надо отметить, что это не только работа на опережение (федеральные разработчики программ из регионов до сих пор не подготовили полностью готовые пакеты программ), но и серьезный вклад в поддержку московского стандарта качества образования. Все наши программы прошли экспертизу работодателей и высшей школы; всего подготовлены и реализуются более 90 программ по специальностям среднего педагогического образования нового поколения.  Вопросы содержания подготовки в современных непростых социально-экономических условиях тесно перекликаются и с другими аспектами модернизации нашей деятельности. С прошлого учебного года изменилась организационно-правовая форма всех тринадцати столичных педагогических колледжей – мы получили статус государственных бюджетных образовательных учреждений; не за горами и переход на новую систему финансирования. Мы встречаем все изменения не на пустом месте: растет объем внебюджетной деятельности колледжей, развиваются различные формы работы с детским и взрослым населением, расширяется спектр направлений работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Но надо понимать, что образование, особенно среднее педагогическое образование, всегда было затратной отраслью экономики, и полагаю, что СПО сможет удержать высокие количественные и качественные показатели при разумной экономической политике, не ограничивающей затрат на подготовку студента и обеспечение образовательного процесса. Сейчас одной из ведущих тенденций развития профессионального образования, широко обсуждающейся и приоритетной, становится развитие тесных связей учреждений СПО с работодателем и частно-государственного партнерства. Но здесь надо учитывать, что для педагогических колледжей основной работодатель – это одновременно и учредитель. О развитии эндаумент-фондов и фандрайзинга в нашей сфере также говорить пока особо не приходится, а потребность в выпускниках со средним специальным образованием не только сохранится, но и будет расти в ближайшее время с учетом тенденции выравнивания демографической ситуации и увеличения контингента дошкольных образовательных учреждений и учащихся начальных классов – основного контингента потребителей образовательных услуг наших выпускников. Примеры успешной профессиональной карьеры выпускников московских педагогических колледжей, продолживших обучение в вузах, многочисленны и ярки. Педагогические колледжи столицы уже на протяжении почти 80 лет высоко держат планку московского стандарта качества образования, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы работодателей об уровне подготовки наших выпускников. За все эти годы мы не имели рекламаций от руководителей образовательных учреждений. Наш выпускник – молодой педагог, смотивированный на трудоустройство по специальности и непрерывное образование и саморазвитие.Педагогический колледж в системе непрерывного образования становится связующим звеном между работодателем, заказчиком и высшей школой: это обусловлено как практико-ориентированным характером профессионального образования в колледжах, так и возможностью точечного, адресного взаимодействия с работодателями – базами педагогической практики колледжей и потребителями наших образовательных услуг. В последнее время все разнообразнее становится практика работы педколледжей с работодателями – реализуются программы профессиональной переподготовки педагогических работников образовательных учреждений столицы, курсов повышения квалификации. Например, в процессе сотрудничества с ресурсными центрами – дошкольными образовательными учреждениями столицы, работавшими по реализации совместного пилотного проекта ДОгМ и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», педагогические колледжи разрабатывали и реализовывали программы дополнительного профессионального образования, содержательно и технологически специально скорректированные с учетом интересов и запросов конкретных работодателей (такую работу проводили, например, ПК №7 и ПК №6). А это напрямую соотносится с задачами реализации проекта государственной программы города Москвы на 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)».Говоря об этом, надо отметить, что нас волнует и перспектива статуса педагогического колледжа в результате принятия нового Закона РФ «Об образовании». В контексте государственных программ развития образования на период до 2016 г. (федеральной и городской) одним из вариантов такой перспективы становится создание кластерных объединений колледжей с вузами. Мы готовы к рассмотрению такого варианта, но вместе с тем педагогические колледжи считают целесообразным сохранение самостоятельности наших образовательных организаций, в том числе с развитием на базе педколледжей прикладного бакалавриата. Конкретные разработки в этом направлении уже есть (например, в рамках экспериментальной работы ПК №4 разработан проект программы бакалавриата по специальности «Специальное дошкольное образование»), а статус колледжа в соответствии с проектом нового закона как раз соответствует подготовке бакалавра. Не секрет, что привлекательность педагогической профессии для молодежи сегодня весьма низка. Мы постоянно подчеркиваем, насколько необходима система информационных, воспитательных, профориентационных, экономических мер по развитию престижа педагогического труда. Необходим не просто целевой заказ на наши специальности, но и особая политика, выработка реальных программ, позволяющих увидеть в рядах абитуриентов педагогических колледжей не случайных людей, не поступивших в престижные вузы, а талантливых представителей молодежи, имеющих выраженную склонность к педагогической работе. Иначе через какое-то время мы окажемся перед проблемой потери преемственности в работе педагогических кадров – ведь далеко не факт, что молодежь с высшим образованием, проучившись 6 лет в вузе, придет на воспитательскую, учительскую, вожатскую работу.Наконец, одна из насущных перспектив взаимодействия с работодателями – создание профессионального стандарта: здесь нам с работодателями не обойтись друг без друга, если мы хотим достичь реализации московского стандарта качества образования и получить «на выходе» грамотного специалиста, владеющего современными образовательными технологиями и готового к построению профессиональной педагогической карьеры. Перспективы своего развития педагогические колледжи столицы, безусловно, видят в тесной связи с расширением процессов социального партнерства как с работодателями, так и с общественными организациями. Готовясь к конференции Московского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания, коллективы педагогических колледжей обсудили и подготовили предложения к резолюции и перспективам взаимодействия с этой общественной организацией:    Создать государственную систему формирования позитивного имиджа педагогических специальностей и профориентационной работы, направленной на выбор педагогической профессии, для улучшения состава абитуриентов для поступления в педагогические образовательные учреждения.     Обеспечить деятельность педагогических колледжей Москвы в режиме устойчивого развития с сохранением самостоятельного статуса каждого образовательного учреждения.     Для реализации непрерывности педагогического образования конкретизировать пути взаимодействия педагогических колледжей и вузов, варианты подготовки специалистов в системе «педагогический колледж – вуз», в том числе реализации на базе педагогических колледжей программ прикладного бакалавриата, обеспечить создание интегрированных учебных планов и программ.     Обеспечить образовательный процесс колледжей современным оборудованием и информационно-коммуникативными технологиями в соответствии с требованиями ФГОС СПО и современным уровнем материально-технического обеспечения дошкольных образовательных учреждений, школ и учреждений дополнительного образования столицы. Галина КАПУСТИНА, директор педагогического колледжа №7 «Маросейка», председатель Совета директоров педагогических колледжей города Москвы, доцент, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте