В Ростове-на-Дону начались съемки 16-серийного телесериала о современном казачестве «Атаман». Сценарий седьмой и восьмой серий отчасти предвосхитил трагедию в Беслане: террористы нападают на казачью станицу и загоняют заложников в школу. В отличие от реальных событий на экране все заканчивается хорошо: главный герой фильма майор-десантник Юрий Воронин спасает заложников и наказывает негодяев. Его играет Евгений Леонов-Гладышев, снявшийся более чем в 50 фильмах, среди которых такие известные, как «Рожденная революцией», «Место встречи изменить нельзя», «Убойная сила». Актер отвечает на вопросы нашего автора.
– Тема войны и нравственности, взаимоотношений участвующих в ней людей востребована зрителями. Можно ли говорить, что внимание кинематографа к ней отражает состояние общества, поиск консолидирующих его сил?
– Есть две проблемы, которые стоят перед нашим народом: попытаться внятно сформулировать национальную идею, которая всегда направляет развитие общества, и определиться с образом национального героя. Естественно, это проецируется и на работу кинематографистов. Идет поиск такого героя, но, мне кажется, – несколько односторонне.
Героями многих российских фильмов последнего десятилетия стали бандиты, проститутки, наркоманы. В этом же ряду люди с сомнительной репутацией, общественные деятели и политики, которым уже никто не верит. Как член жюри прошлогоднего кинофестиваля «Окно в Европу» могу сказать: ситуация начинает меняться. Киносериал «Атаман», который режиссирует заслуженный артист России и замечательный киноактер Василий Мищенко, мне кажется, приблизился к образу героя киноэкрана, который близок телезрителю.
– Какими качествами должен обладать этот герой?
– Необязательно мускулатурой и свирепой внешностью. Не всегда виртуозно владеть приемами самообороны, стрелять без промаха и тому подобное.
Давайте вспомним героев фильмов Василия Макаровича Шукшина, людей очень близких к народу, понимающих чаяния, беды, трагизм развития нации. Это, как правило, люди не очень мощные физически. Их мощь – духовная, сила – в теснейшей связи с корневой системой народа. Это герои, которым мы верим, на которых можем опереться, прекрасно понимая, что они борются со злом не ради себя, а защищая своих ближних, соотечественников. Такой герой нужен сегодня.
– В советском кино, кроме фильмов Шукшина, таких героев было много?
– Да, хотя они были излишне идеализированы и политизированы. Могу привести много примеров, когда герой на экране убеждал в своей правоте, заставлял ему верить. К примеру, Михаил Ульянов в блистательном фильме «Председатель». Это социальный герой, которому хотелось подражать. Герой киноэкрана может стать знаменем, под которым можно вести людей вперед.
– Кто он – главный герой фильма майор-десантник Юрий Воронин?
– В героя фильма «Атаман» хотим вложить стержень, который заставит каждого из нас заглянуть в свою душу, найти в сердце память нашей нации.
Это очень интересный человек с непростой судьбой. Кадровый офицер, прошедший Афган. Он с честью выполнил свой долг, как тогда называли, интернациональный. Профессионал с большой буквы, служил в разведподразделении, за блестяще выполненные боевые задачи награжден несколькими орденами и медалями. Человек неординарный, в какой-то степени ершистый, труднопредсказуемый, умеющий думать. Такие, как Воронин, зла другим не делают, через свою честь и совесть не переступают. Да что говорить: обычный майор…
– Этим автор сценария хотел что-то сказать?
– Конечно! Российский майор – тот чин, который не оторвал его от солдата. Он очень четко чувствует «температуру» войны, читает мысли подчиненных – двадцатилетних солдат, с полуслова их понимает. Вглядитесь, и в образе Воронина увидите многих знакомых вам военных людей.
После плена, спустя годы службы, Воронин возвращается в родную станицу, где его встречает могила матери. Свежим взглядом он начинает оценивать окружающее. Видит коррупцию представителей власти и правоохранительных органов, разруху, нищету станичников, безразличие к их судьбам власть предержащих из райцентра.
Воронин – человек очень эмоциональный, но, как многие сильные духом, все переживает глубоко в себе. Он человек поступков.
– А тема любви?
– Он любит женщину – станичницу Полину. Скрывает чувство, считает его преждевременным. Но в конце концов на экране мы видим, что между героем и героиней возникает очень серьезное чувство. Кстати, в фильме нет грязных, пошлых сцен. Все очень чисто, возвышенно и в то же время естественно. Это очень сложно – на переглядах, диалогах показать настоящую любовь между сильным достойным мужчиной и прекрасной, не менее достойной женщиной…
– На «гражданке» ваш герой не сидит на месте?
– Казацкие корни помогают Воронину найти свое место в жизни. Говорят, что один в поле не воин. Мой герой многое может один, и он это делает. Обидели мальчишку-станичника – он едет в город к адвокату, чтобы доказать невиновность несовершеннолетнего.
В «Атамане» есть серии, которые полностью построены на противостоянии казаков и бандитов. Воронин, как профессионал-военный, прекрасно понимает, что среди защитников казацкого гнезда – бывшие его одноклассники, друзья детства, школьники, пожилые казаки, и потому в противостоянии боевиков и станичников старается минимизировать возможные потери, зачастую рискует собой ради других.
К концу сериала Воронин получает наивысшую почесть казаков Дона – они выбирают его атаманом. Это лидер, военачальник, брат и по крови, и по духу.
Сыграть такого атамана – и большая честь, и большая работа. Фильм отличается от других современных работ, в которых актерская задача в большинстве своем сводится к умению органично жить в предлагаемых обстоятельствах, зачастую на уровне текста. Это та небольшая глубина, в которой плавают многие мои коллеги. С Божьей помощью и режиссурой Василия Мищенко я постараюсь нырнуть глубже.
– Во что вы верите?
– В простые христианские истины, заключенные в десяти заповедях: не убий, не укради и так далее. По этим законам я обязан прожить жизнь, по ним же должен жить мой сын. Убежден, что в нашей Православной церкви заложена глубокая воспитательная роль. Это огромный культурный пласт жизни нашей нации. Сейчас все возвращается на круги своя. Наш народ просыпается и возвращается к тем истокам, которые изначально помогали не только выживать, но и успешно развиваться. Уверен: если не современное, то последующие поколения будут много чище, лучше и сильнее именно благодаря вере и нашей Церкви.
– Война в Чечне, на ваш взгляд, – это…?
– Сложно ответить коротко.
Несколько десятилетий назад со мной в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии учились и чеченские ребята. Практически все они после окончания института планировали вернуться на родину, работать в местном драмтеатре. Хорошие люди, отличные актеры. У них трагические судьбы.
Я не политик. Что-то произошло в этой небольшой республике, не поддающееся простой человеческой логике…
Эпизод нападения боевиков на казачью станицу в «Атамане» подразумевает события в Буденновске, когда басаевские отморозки в очередной раз показали свою бесчеловечность, власти – несостоятельность, а простые офицеры и солдаты спецназа силовых структур – подлинный героизм.
Убежден, что ситуация в Чечне не имеет отношения к исламу, в ней замешаны большие деньги. Страдает, как всегда, простой народ, «обработанный» кучкой «черной» псевдоэлиты, финансируемой определенными кругами из-за границы. Страшно, что там растут мальчики – дети войны, озлобленные, желающие мстить. И процесс «оттаивания» их душ будет очень длительным…
Комментарии