Наделить учителя статусом, сопоставимым с госслужащими, предлагает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Она уведомила Минпросвещения России о начале разработки законопроекта «О статусе учителя».
Проектом закона предполагается определить миссию педработника; установить статус, аналогичный статусу государственного служащего, среднюю зарплату не ниже средней заработной платы госслужащего по стране и аналогичное право на медобслуживание. Также, по словам депутата, документом будут определены права и обязанности учителя, меры по его защите. Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Не всякая инициатива становится законом. Прежде чем законопроект будет рассматриваться Государственной Думой, он должен пройти несколько экспертиз, в том числе правительственную и региональную. Обязательно указание источников финансирования предлагаемых мероприятий. Проблема в том, что система образования хронически недофинансирована. К сожалению, несмотря на все усилия, ни один регион России в 2022 году не выполнил полностью майские указы 2012 года о повышении зарплат бюджетникам. Более того, учителю не гарантирован даже оклад выше МРОТ. В 2023 году МРОТ составляет 16242 рубля в месяц. Данные о зарплате госслужащих – в среднем более 120 тысяч. По данным Минпросвещения России, в конце 2021 года оклад ниже МРОТ был у 76% учителей.
Сейчас разрабатываются как минимум три документа с целью предоставления дополнительной защиты учителям. Один законопроект анонсирован Минпросвещения России. Другой уже внесен депутатами от ЛДПР. Он предполагает введение в Закон «Об образовании в РФ» понятия «защита чести и достоинства педагогического работника». Также речь шла о законопроекте, который защитит педагога от видеосъемки на уроке. В Год педагога и наставника учителя рассчитывают видеть проработанные и ресурсно обеспеченные инициативы. Надеюсь, что разработчики понимают эту ответственность.
Михаил АВДЕЕНКО, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования:
– С начала года это не первая депутатская инициатива о разработке закона по повышению статуса педагогов. В Год педагога и наставника появление таких инициатив вполне ожидаемо.
Что касается придания педагогическим работникам статуса государственных служащих (кстати, к педагогам относятся не только учителя, но и преподаватели вузов, и воспитатели дошкольных образовательных организаций), то идея не нова. В конце 90‑х – начале 2000‑х такие предложения звучали от Совета Федерации, но в закон не оформились. Почему? Главная причина, наверное, в том, что статус госслужащего почетен, но связан со многими юридическими ограничениями. Если простые работники могут активно защищать свои трудовые права не только в суде, но и с помощью коллективных действий, акций, то госслужащие в этом сильно ограничены. У них, по сути, есть только одна возможность – обращение в суд. Другие возможности закрыты действующим законодательством. И педагоги в случае приравнивания их к госслужащим потеряют эти возможности, что вызывает серьезную озабоченность.
Если говорить о зарплате, возникает вопрос, к какой категории госслужащих предлагается приравнять педагогов? У нас их три вида – федеральные, региональные (на уровне субъектов) и муниципальные служащие. У всех трех категорий уровень оплаты труда разный, а социальный пакет напрямую зависит от уровня бюджета. Основная часть педагогов работают на муниципальном уровне. Надо приравнять их к муниципальным служащим? Здесь нужно понять, каков уровень зарплат муниципальных служащих. Они действительно имеют достойный уровень оплаты труда? И самое главное – как будет обеспечен этот уровень, если даже инициативы по приравниванию ставки учителя за 18 часов к МРОТ отвергаются, поскольку нет достаточного финансирования. Ситуация, извините, парадоксальная: у нас ставка учителя ниже прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации. Может, стоит вначале этот вопрос решить?
Что касается защиты чести и достоинства педагогов, профсоюз неоднократно выходил с инициативой по усилению ответственности, в том числе административной, например, за оскорбление учителей родителями. Дума предыдущего созыва не поддержала нашу инициативу, но надеемся, что в этом году наконец-то будет принят конкретный федеральный законопроект, в обсуждении которого мы обязательно примем активное участие. Надеемся, что Министерство просвещения и депутаты внимательно отнесутся к нашим предложениям.
Ирина АБАНКИНА, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ:
– С правовой точки зрения эта инициатива вызывает много вопросов. Дело в том, что для отдельного закона нужны убедительные обоснования. И внести педагогов как отдельную категорию в существующий закон о госслужащих вряд ли получится.
Уровень госслужащего не подходит педагогу – совершенно разный трудовой функционал. Однако я считаю, что есть другие возможности защитить статус педагога. Например, путем внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». И конечно же, важно, чтобы трехсторонняя комиссия, которая ежегодно принимает единые рекомендации по оплате труда, также защищала интересы педагогов. Речь идет об установлении гарантированного уровня заработной платы за базовую нагрузку. Еще у меня есть предложение, которое препятствовало бы выгоранию, то, что уже обещано, но еще не реализовано, – это годовой отпуск с сохранением содержания, пусть даже базового оклада, после 10 лет непрерывной работы.
Роза МЕЛЕКЕСОВА, кандидат педагогических наук, директор школы №7 Воткинска, Удмуртская Республика:
– Пока нет документа для обсуждения, очень трудно судить о его содержании. На первый взгляд инициатива выглядит привлекательной. Безусловно, педагогические профессии станут престижнее, если работникам будет предоставляться достойный социальный пакет.
Но если наделить учителя статусом, сопоставимым с госслужащими, то не возникнет ли противоречия с уже закрепленным в Законе «Об образовании в Российской Федерации» особым статусом педагогического работника? Ведь для госслужащих введены ограничения и запреты, например, связанные с предпринимательской деятельностью, покупкой ценных бумаг, получением подарков. Не возникнет ли дополнительная отчетность, связанная с контролем за доходами и расходами работника, аккаунтами в социальных сетях?
Заметно, что в Год педагога и наставника внимание законодателей обращено к системе образования, в СМИ анонсировано несколько законодательных инициатив в этой сфере. Понятно, что принятие закона, определяющего высокий статус педагога, будет накладывать на него дополнительную ответственность, так как этому статусу необходимо соответствовать.
Иван ХЕОРХЕ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020, сопредседатель Ассоциации молодых педагогов Ленинградской области:
– Любые изменения правового статуса педагога, которые предполагают дополнительные социальные гарантии, не могут не радовать профессиональное сообщество. Что касается заработной платы, следует сначала понять, что значит средняя зарплата госслужащего. На государственной службе достаточно большая вертикаль, и заработная плата на старте карьеры существенно отличается от заработной платы руководителя более высокого уровня. Отсюда закономерный вопрос: к чему будут привязывать заработную плату педагога? Опять-таки заработную плату за ставку или за весь объем часов? Если говорить про медицинское обслуживание и пенсионные гарантии, которые есть у государственных служащих, то их распространение на учителей можно только приветствовать.
И последнее: статус госслужащего – это не только дополнительные гарантии, но и определенные ограничения. Будут ли они установлены для учителей? Ответ на этот вопрос тоже очень важен для нас.
Лариса ГНЕУШЕВА, учитель биологии, Воронеж:
– Насколько я помню, и сами учителя, и некоторые депутаты Госдумы раньше уже предлагали приравнять статус учителя к статусу государственного служащего. До сих пор эта инициатива не находила необходимой поддержки. Не уверена, что сейчас это получится. Такие блага от государства, как специальное медицинское обслуживание, льготное санаторно-курортное лечение, повышенная зарплата и немалые премии, не могут распространяться на все население страны – на всех не хватит. Во всяком случае нам так объясняют. Поэтому вряд ли учителю будет позволено влиться в элитные ряды получателей различных льгот и благ. Но, возможно, я слишком скептически настроена, поживем – увидим.
Светлана К., учитель, Великий Новгород:
– Непонятно, откуда возьмутся деньги на то, чтобы приравнять среднюю зарплату учителей к средней зарплате госслужащих. Может, просто поднять доход педагогов, зачем менять их статус? Ведь вместе с бонусами появятся ограничения, о которых мало кто знает. Например, госслужащим нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, запрещено принимать подарки. То есть цветы Первого сентября и в День учителя педагог не заслужил? Госслужащего не возьмут на работу, если он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Он не сможет трудиться в организации, где уже служат его близкие родственники на руководящих или подконтрольных должностях, как же тогда быть с педагогическими династиями? Еще одно ограничение: госслужащий не вправе допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов. Перечитайте законы, вы там еще много интересного увидите!
Комментарии