В стране будет создан Всероссийский экспертный педагогический совет. Уже известно, что он будет выборным: его участники определятся по итогам всенародного учительского голосования, которое пройдет в сентябре. Свою кандидатуру может выдвинуть любой учитель со стажем не менее 5 лет. Сергей Кравцов добавил, что помощь в проведении голосования ведомству окажет Mail.ru Group, а площадкой для создания педсовета послужит соцсеть «Одноклассники». Каждый учитель, желающий войти в состав совета, сможет заполнить соответствующую форму уже в начале сентября. Итоги голосования будут подведены 5 октября, в День учителя. Как вы считаете, нужен ли подобный совет и насколько прозрачным и объективным будет избрание его участников?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– При Минпросвещения уже создан Общественный совет, есть форматы взаимодействия с родительскими организациями. Создание экспертного всероссийского педагогического совета является закономерным шагом: он может стать переговорной площадкой, экспертным клубом, пространством обсуждения планируемых изменений, если к его созданию подойти неформально. Самая главная задача, которую предстоит решить при создании действительно эффективного педсовета, – отобрать не наиболее удобных участников, а педагогов с важным для обсуждаемых вопросов опытом и знаниями. Важно найти способы минимизировать административное давление на будущих участников совета, попытки повлиять на его участников будут обязательно. Практика показывает, что к этому должен быть готов любой общественный активист, но в системе образования за этим нужно следить особенно тщательно. С целью повышения прозрачности голосования было бы правильно установить требования к формату заполнения и проверки заявки и к возможности отдать свой голос за понравившегося кандидата.
Максим ДУЛИНОВ, член рабочей группы Государственного совета РФ по образованию и науке:
– Инициатива, заявленная министром во время проведения Федерального педагогического совета, заслуживает внимания. Привлечение профессионального сообщества к обсуждению принимаемых решений – дело важное. Правда, есть опасение, что деятельность совета постигнет участь педагогической экспертизы, предусмотренной статьей 94 Федерального закона «Об образовании в РФ». Сейчас идет обсуждение законопроекта об исключении данной статьи и ликвидации института педагогической экспертизы, которой, откровенно говоря, министерство никогда особого значения не придавало. Надеюсь, инициативу не ждет создание очередной видимости общественного влияния на государственную политику в сфере образования. Разумно было бы отдать полномочия координации работы совета Общероссийскому профсоюзу образования.
Нина ЕРЮХИНА, учитель-методист, член Общественного совета при Министерстве просвещения России, советник президента РАО:
– Для чего нужен этот экспертный совет и какие задачи он будет решать? Существует РАО, основная функция которой – экспертная. 15 июля 2020 года начал работу Общественный совет при Министерстве просвещения, который должен консолидировать общественное мнение. Трибун для того, чтобы учительскому сообществу высказывать свое мнение, достаточно много, было бы желание эти мнения услышать. Большое количество дублирующих структур распыляют внимание педагогов. До сих пор не обнародован механизм избрания участников создаваемого совета. Если говорить о нерешенных проблемах, то, на мой взгляд, все еще не удалось наладить по-настоящему эффективный общественный контроль.
Ирина КАМИНСКАЯ, учитель математики Физтехлицея имени П.Л.Капицы, Долгопрудный, Московская область:
– Трудно пока оценить необходимость и эффективность создания экспертного педсовета. Не совсем понятно, какие функции будет совет выполнять, каким образом взаимодействовать с Минпросвещения и какова цель создания совета. Идея о необходимости организации диалога между чиновниками и педагогическим сообществом актуальна. Вопрос в том, как именно будет организован диалог. У нас достаточно официальных и неофициальных педагогических организаций: и предметные ассоциации, и независимый профсоюз «Учитель», и ассоциации победителей конкурса «Учитель года», но как-то так получается, что все значимые решения принимаются без учета, а то и вопреки мнению учителей. Хочется надеяться, что процедура избрания участников экспертного педсовета будет открытой и объективной. Вопросы вызывает и выбор платформы для голосования: целевая аудитория соцсети «Одноклассники» гораздо уже всего профессионального педагогического сообщества.
Иван КАЙНОВ, первый заместитель председателя Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профессионального союза образования и науки:
– Возможно, это неплохая идея. По крайней мере, не только чиновники, но и представители педагогического сообщества, собственно учителя смогут ощущать сопричастность к происходящему в системе образования, а главное – ответственность. Хорошо, если бы педагоги непосредственно участвовали в определении приоритетов образовательной политики страны. Правда, я пока не представляю, чем будет заниматься совет, как будет организовываться его работа. Верю, что это поможет качественно регулировать актуальные проблемы в содержании образования. Например, разработать единую программу воспитания.
Максим ШЕПЕЛЕВ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2019, победитель регионального конкурса Ивановской области, замдиректора лицея №67, Иваново:
– Создание экспертного совета, в который войдут педагоги из разных уголков нашей страны, – замечательная идея! Она направлена в первую очередь на решение проблем, связанных с глобальной открытостью образования, с решением важнейших вопросов обучения и воспитания здесь и сейчас. Образование стремительно меняется, и, безусловно, часто приходится соотносить между собой традиции и новации.
Экспертный совет мог бы стать площадкой не просто для обсуждения такого соотношения, но и для выработки принципиальных решений развития образования в стране, придавая им большую легитимность. Необходимо обеспечить наряду с прозрачностью и объективностью выборов в совет также широкое представительство всех субъектов РФ.
Елена М., учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
– Идея интересная, но к способу ее реализации у меня есть вопросы. Эксперты в любой сфере, как правило, люди скромные. Они не будут выдвигать собственную кандидатуру и организовывать голосование за себя. Поэтому я бы предложила иную процедуру: чтобы не сам эксперт, а другой человек – учитель, родитель, ребенок, выпускник – мог выдвинуть кандидатуру педагога в совет. Второе мое опасение касается числа голосующих. Оно ведь будет зависеть от того, сколько человек знают кандидата. Нечестно сравнивать эксперта, работающего в маленькой сельской школе, и педагога из столичной школы. При голосовании их шансы должны быть равны.
Комментарии