О здоровьесбережении сегодня задумались во многих школах России, тем более что современные исследования показывают: большинство выпускников общеобразовательных учреждений вместе с аттестатом зрелости получают еще целый букет самых разных заболеваний, наиболее распространенные из которых – сколиоз, близорукость, нарушения нервной системы и желудочно-кишечного тракта. «От дурного семени не жди доброго племени» – гласит народная мудрость. Как сделать так, чтобы школа не отнимала здоровье у детей, а наоборот, сохраняла его с первого класса, закладывала основы здорового образа жизни? В Красноярском крае к этой проблеме подошли серьезно, здесь разработана региональная модель «Школы – территории здоровья». Главная суть концепции этой модели – формирование культуры здоровой жизни в процессе обучения и воспитания детей.
– По данным Юнеско, – самый чистый город России, – встречает нас директор гимназии Александр Горяинов. Впрочем, то, что здоровьесберегающим эффектом обладает уже сам воздух – окна выходят прямо на покрытые кедрами и соснами Саяны, – видно и без ссылок на авторитетное ЮНЕСКО.ая гимназия – одна из лучших в городе, хотя и построена 19 лет назад. Здесь два спортзала: малый для занятий гимнастикой и хореографией и большой, где ребята могут поиграть в футбол и волейбол. В гимназии есть шахматный клуб, и что самое интересное – шахматный всеобуч. Здесь любой малыш с первого по четвертый класс может запросто обыграть вас в шахматы. Уже не говоря о самом директоре.
крае статус «Школа – территория здоровья» имеют 30 школ, хотя заявки на участие подавали 100. Главными требованиями к претендентам были в обязательном порядке дневники здоровья, исполнение СанПиНов, наличие программ профилактики и оздоровления, организация рационального питания и, конечно же, развитие у ребят потребности в двигательной активности.
– Несмотря на наличие региональной модели каждая школа создает свой проект здоровья, – рассказывает один из основных разработчиков этой модели Виктор Гуров. – Среди «тридцатки» «школ здоровья» есть рядовые, расположенные в отдаленных сельских районах. Разумеется, в Ермаковский район, на границу с Тувой, мы вас не повезем, тем более что в 30 минутах езды от Красноярска есть город с удивительным названием – Дивногорск.
Пока мы едем в дивногорскую гимназию №10, мне удается увидеть главные достопримечательности края – знаменитый заповедник «Столбы», горнолыжный курорт и, наверное, одно из самых красивых мест в крае – смотровую площадку на берегу Енисея, в центре которой громадный осетр – памятник Астафьевской царь-рыбе.
– По данным Юнеско, Дивногорск – самый чистый город России, – встречает нас директор гимназии Александр Горяинов. Впрочем, то, что здоровьесберегающим эффектом обладает уже сам воздух – окна выходят прямо на покрытые кедрами и соснами Саяны, – видно и без ссылок на авторитетное ЮНЕСКО.
Дивногорская гимназия – одна из лучших в городе, хотя и построена 19 лет назад. Здесь два спортзала: малый для занятий гимнастикой и хореографией и большой, где ребята могут поиграть в футбол и волейбол. В гимназии есть шахматный клуб, и что самое интересное – шахматный всеобуч. Здесь любой малыш с первого по четвертый класс может запросто обыграть вас в шахматы. Уже не говоря о самом директоре.
– Каждое утро начинается у нас с разминки,- начинает свой рассказ Александр Ильич. – После 3-4-го урока вся начальная школа отправляется на прогулку подышать ароматным хвойным воздухом. А еще у наших ребят есть возможность ежедневно пить полезные фиточаи и кислородные коктейли. После напряженного урока можно отдохнуть в кабинете психологической разгрузки и даже принять сеанс ароматерапии. Один из трех уроков физкультуры проходит в бассейне. Есть здесь и сауна.
Пример здорового образа жизни ребятам показывают сами учителя. Во-первых, ходят в бассейн и сауну наравне с ребятами. А во-вторых, практически все праздники проходят на природе, а после выпускных экзаменов на несколько дней с палатками коллектив выезжает на Красноярское водохранилище. Впечатлений хватает на целый учебный год.
– Как же можно говорить о здоровом образе жизни, а самим болеть или страдать от лишних килограммов? – удивляется Горяинов.
Здесь практически в каждом классе есть офтальмотренажеры и очистители воздуха. А лампа Чижевского для гимназистов не новость. Есть и конторки, которыми пользуются ребята с диагнозом «сколиоз». Все оздоравливающие процедуры – ингаляции, массаж, занятия в бассейне – проходят под контролем медсестры и врача. Причем врач в гимназии свой. Летом ребята вместе со своими педагогами отправляются собирать травы, до леса рукой подать. Потом из высушенных, экологически чистых мяты, зверобоя, шиповника и целебного золотого корня пьют чай круглый год.
– Без нормального микроклимата в школе все оздоравливающие процедуры могут пойти насмарку, – убежден Александр Ильич. – Я могу с уверенностью сказать, у нас ни один старшеклассник не обидит малыша, никто не будет смеяться над ребенком в очках или издеваться над заикой. А еще мы выяснили, что те ребята, которые занимаются творчеством, меньше болеют. Поэтому почти каждый старшеклассник в гимназии пишет рефераты или исследовательскую работу, у нас очень популярно научное общество. Наша выпускница, студентка Сибирского федерального университета Света Кулагина, занимается уникальной работой: исследует мхи и лишайники края. Два года она получала губернаторскую стипендию, а в прошлом году стала обладательницей премии для молодых талантов в рамках нацпроекта «Образование».
Помимо успехов в здоровьесбережении школа может гордиться и своими учебными достижениями, в прошлом году здесь было 18 медалистов, и 7 человек поступили учиться в вузы Москвы и Петербурга.
Рабочий день позади, и мы возвращаемся в столицу края, здесь тоже есть учебное заведение, которое более 10 лет занимается здоровьесберегающими технологиями. Уже в вестибюле 42-й школы понимаешь – здесь растят людей, убежденных в том, что крепкое здоровье необходимо каждому, тем более сибиряку.
– Особенность нашей школы прежде всего в том, – поясняет директор Любовь Зарипова, – что мы реализуем в рамках модели «Школа – территория здоровья» пять проектов, которые органично дополняют друг друга.
«Здоровье школьника» – это совместная работа с медиками по сохранению здоровья учащихся. Паспорта здоровья корректируют работу не только учителей физкультуры, но и всех педагогов, помогают родителям следить за здоровьем детей. Группа ЛФК, фитопрофилактика, массаж особенно нужны ослабленным детям. «Физическая культура для всех» приобщает к здоровому образу жизни, включает в себя и уроки физкультуры, и утреннюю зарядку, разнообразные физкультминутки, спортивные праздники и олимпийские уроки.
– С этого места поподробнее, – останавливаю я, ведь про олимпийский урок слышу впервые.
– Олимпийские уроки у нас проходят с 1-го по 11-й класс, – продолжает рассказ Любовь Михайловна. – Это уроки о здоровье во всех его аспектах. Чем старше ребенок, тем более серьезные темы поднимаем. Чтобы было понятнее, давайте заглянем в
11-й класс, там как раз в самом разгаре олимпийский урок по теме «Любой ли ценой завоевывается победа?».
Мы входим. Дискуссия в самом разгаре. Одиннадцатиклассники не боятся говорить открыто:
– Ради победы приходится иногда идти на сделку с совестью, – считает черноглазая девушка Лада Курач. – И потом, что такое допинги, может быть, не так уж и вредны они для здоровья?
– Это нечестно! Кодекс чести существует и в большом спорте, – уверен Евгений Норышев, который занимается карате уже не первый год.
Звенит звонок, и разгоревшиеся страсти стихают. А Любовь Михайловна продолжает рассказывать о проектах. «Школьный спорт» помогает юным спортсменам достичь серьезных побед, закаляет характер, дает двигательную активность всем детям. В школе 10 спортсекций, спортивный и туристский клубы…
Четвертый проект посвящен кадровому и научно-методическому обеспечению здоровьесберегающей среды в школе, а пятый – материально-технической базе.
…В том, что проекты по здоровьесбережению действительно работают, убеждают не только спортивные награды, но и школьные журналы. Пропусков по болезни в них практически нет, а физкультура для подавляющего большинства ребят из 42-й красноярской школы – самый любимый предмет в расписании.
Комментарии