search
main
0

Нужен ли научный эксперимент в школе?

​Развитие общеобразовательного учреждения может осуществляться на основании двух принципиальных подходов: адаптивного и опережающего.

Первый подход обеспечивает компенсирующие изменения вслед за изменяющимися условиями. Он позволяет школе оставаться в контексте и пространстве региональной и федеральной социально-экономической ситуации, а ее ученикам вполне обеспечивает успешную социализацию. Не требуя особенно больших интеллектуальных и материальных затрат, такой путь абсолютно понятен и весьма экономичен. Этот сценарий развития, как правило, выбирается в условиях дефицита ресурсов или отсутствия стратегических планов.Второй подход предполагает опережающее развитие учреждения образования, которое основывается на теоретическом анализе имеющихся тенденций и прогнозировании будущего. В школе складывается  новая практика, затрагивающая все ее подсистемы, касающаяся и содержания образования, и технологий его реализации, и управления образовательным процессом. Такой подход, безусловно, предполагает существенные затраты. Он может быть реализован только высокопрофессиональным коллективом, обладающим большим количеством сотрудников,  желающих и способных осуществлять исследовательскую деятельность. Такой выбор предоставляет широчайшие возможности для профессиональной самореализации педагогов, может обеспечить школе преимущества в конкурентной среде образовательных услуг, что актуализируется процессами депопуляции.Новая педагогическая практика учреждения становится результатом исследовательской и экспериментальной деятельности коллектива. Экспериментирование не дань моде. В современных условиях оно становится важнейшим условием реализации отдельными учителями и всем педагогическим ансамблем школы инновационных идей, способных существенно повлиять на различные элементы образовательного процесса и работу отдельных его участников.Выполнение педагогического эксперимента очень сложное дело. Для его осуществления необходима достаточно серьезная и длительная подготовка учителя, связанная с освоением им специальных теоретических знаний, различных методов исследования, приобретением практического опыта. Эта работа требует значительного напряжения сил окружной и школьной методических служб, руководителей образовательных учреждений.Нужно ли предлагать школе в дополнение к имеющимся весьма многочисленным и сложным обязанностям выполнять функции, свойственные научным организациям, университетам и институтам повышения квалификации? Безусловно, нужно.Во-первых, разнообразие и сложность решаемых общеобразовательной школой проблем требует нетривиальных научно обоснованных решений, подготовка которых возможна лишь на основе исследовательской экспериментальной деятельности.Во-вторых, в связи с высокой скоростью происходящих в образовании процессов традиционно организованная наука не имеет физической возможности подготовить необходимые программно-методические и учебно-дидактические комплексы, организационно-управленческие и социально-психологические решения, обеспечивающие реализацию быстро изменяющихся потребностей школы. За время подготовки решения проблемы научными учреждениями выполненная работа теряет свою актуальность.В-третьих, реализуя собственные образовательные программы, осуществляя свою деятельность на основе принципа индивидуализации обучения, каждое общеобразовательное учреждение становится по-своему уникальным, поэтому для решения тактических и стратегических задач ему далеко не всегда подходят готовые решения. Справиться с возникающими проблемами могут только люди, знающие их изнутри, понимающие уникальность своей школы.Осуществление экспериментальной деятельности связано с выполнением ряда существенных условий, наиболее важными из них являются:    высокий уровень профессиональной компетентности руководителей и педагогов образовательного учреждения;    наличие в коллективе сотрудников, способных осуществлять научное руководство экспериментальной и инновационной деятельностью;    создание в учреждении информационно-аналитической службы, способной определять тенденции собственного развития, развития регионального образовательного пространства;    создание в школе системы методической работы, обеспечивающей непрерывное повышение квалификации педагогических и управленческих кадров;    сотрудничество коллектива с научными организациями;    организация сетевого взаимодействия с учреждениями, решающими проблемы сходной направленности.Таким образом, осуществление педагогического исследования и проведение научного эксперимента переводит деятельность учителя на качественно новый уровень, требует от него приобретения новых, ранее не свойственных профессиональных компетентностей. Экспериментальная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, элементом долгосрочного прогнозирования и механизмом устойчивого развития отдельных учреждений образования и окружного образовательного пространства.Игорь ФАСТОВСКИЙ, директор школы №1301

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте