search
main
0

Нужен ли наставник современному начинающему педагогу столицы?

Понятие «наставник» и система наставничества неразделимо связаны с историей развития российской системы образования. В конце XX – начале ХХI столетия система наставничества переживала далеко не лучшие времена и многие региональные и муниципальные системы образования выстраивали свои системы наставничества с целью закрепления молодых педагогов на рабочих местах.

Одна из таких целостных систем наставничества была выстроена в системе столичного образования, поскольку в московских школах традиционно сохранялось большое внимание к поддержке начинающих и молодых педагогов их заслуженными коллегами на разных уровнях. Так, на уровне образовательной организации за молодым педагогом закреплялся наставник из числа коллег, работающих с ним в одном методическом объединении или на кафедре, на окружном уровне работу с начина­ющим специалистом координировал методист по предмету в зависимости от ступени образования, проводя ежемесячно школу молодого педагога и по необходимости консультируя начина­ющего специалиста. С 1998 года формировались советы молодых педагогов на уровне округов, которые координировали окружные управления образования. В 1999 году был создан Совет молодых педагогов города Москвы, координацией которого занимался Департамент образования города Москвы совместно с Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Поэтому начинающий педагог делал свои первые шаги в профессии под заботливым вниманием и при поддержке старших и более опытных коллег. Такой путь профессионального становления и развития многим коллегам помог остаться в профессии, стать профессионалами высокого уровня и получить признание профессиональных сообществ.

В настоящее время реализуется новый этап в развитии системы наставничества на различных уровнях как общего, так и профессионального образования:

– появились новые программы подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

– началась разработка новых квалификационных категорий педагогических работников «учитель-методист» и «учитель-наставник»;

– разработаны Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, введение которой планируется до конца 2022 года.

Необходимо также отметить, что согласно указу Президента России В.В.Путина от 27 июня 2022 года 2023 год в России объявляется Годом педагогов и наставников.

Статистика показывает, что ежегодно в образовательные организации столицы приходят более 2,5 тысячи человек в возрасте до 30 лет, которые впервые приступают к педагогической деятельности.

Каждый педагог индивидуален: у каждого своя мотивация, свой опыт работы с детским коллективом, развиты разные профессиональные и личностные компетенции. В рамках профессионального становления традиционно выделяют четыре основных этапа, обозначим их как «новичок-энтузиаст», «разочарованный ученик», «осторожный исполнитель» и «независимый профессионал». Разберем их более подробно и определим место наставника на каждом этапе. Молодой педагог, пришедший в образовательную организацию, – новичок-энтузиаст, в самый первый год своей профессиональной деятельности имеет высокую мотивацию к выполнению профессиональных задач на самом высоком уровне. К сожалению, далеко не всегда у новичка достаточно профессиональных и личностных компетенций для реализации задуманных и намеченных планов по выполнению своей профессиональной деятельности в полном объеме, что влечет за собой ошибки и неудовлетворенность. В результате через 3-6 месяцев наступает этап разочарования, в котором первые трудности и неудачи в достижении качественных результатов приводят чаще всего к падению уровня мотивации, поскольку компетенции еще не освоены и не наработаны. В этот момент молодые педагоги чаще всего разочаровываются в профессии и уходят из системы образования. Поэтому именно в этот период молодым педагогам необходима помощь наставника, который поможет перевести мотивацию в профессиональные компетенции, остаться в профессии и достичь первых успехов и профессиональных побед. Если педагог успешно прошел этот период, наступает новый этап в его становлении – этап осторожного исполнителя, который характеризуется далеко не линейным ростом мотивации к профессиональной деятельности и количеством успехов и достижений. И опять здесь необходима поддержка наставника, который поможет понять и осознать причины личностных и профессиональных срывов, выйти на качественно новый уровень профессионального становления. И именно тогда начинает быстрыми темпами наращиваться опыт работы. Молодой педагог уже может и хочет выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне с большой долей ответственности, и тогда он выходит на первый, высший, уровень профессионального становления – независимого профессионала. Теперь он сам готов к наставнической деятельности с теми молодыми коллегами, которые только приходят в образовательную организацию.

В целях проведения анализа существующих регламентов по осуществлению наставничества и других форм работы с начинающими педагогами, а также проблем при организации наставничества наш профсоюз в 2021-2022 годах инициировал проведение комплекса мероприятий с целью выявления и изучения лучших практик в образовательных организациях города Москвы, а также актуальности развития института наставничества.

На основе цифровых технологий были проведены интервьюирование педагогов по теме «Зачем мне наставник?», в котором приняли участие 167 человек с педагогическим стажем от полугода до десяти лет, и экспресс-опрос «Наставничество в моей образовательной организации», в котором принял участие 631 респондент с педагогическим стажем от одного года до тридцати лет.

На следующем этапе был организован ряд тренингов «Наставничество с первого взгляда», в котором приняли участие 157 педагогов из 79 регионов РФ и 45 педагогов образовательных организаций города Москвы, координирующих работу с молодыми педагогами в качестве председателей совета молодых педагогов школы, округа, регионов и представителей педагогических общественных объединений, занимающихся наставничеством молодых педагогов, в том числе Педагогический клуб 3.0 МГО Общероссийского профсоюза образования и клуб «Наставник» Общероссийского профсоюза образования.

Абсолютное большинство педагогов – участников мероприятий (98,6%) отмечали нужность и важность развития института наставничества в образовательных организациях Москвы. Однако при этом педагоги отмечали, что более чем в 50% образовательных организаций наставничество не реализуется или педагоги не знают о его существовании. Более 40% педагогов отметили, что они не имели закрепленных за ними наставников в начальный период своей педагогической деятельности.

Самыми распространенными ответами на вопрос «Как вы считаете, какую ценность может получить молодой (начинающий) специалист от наставника?» оказались те, которые были выделены нами как этапы профессионального становления молодого педагога: поддержка в решении профессиональных задач, добрые советы для успешной адаптации в образовательной организации, возможность не совершать ошибки, которые можно было бы сделать без наставника, возможность отработать эффективные технологии обучения и воспитания детей.

Ответы на аналогичный вопрос про наставника «Как вы считаете, какую ценность может получить наставник при работе с начинающими специалистами?» также показывают незаменимую роль института наставничества в дальнейшем профессиональном развитии педагогов.

Это доказывают наиболее часто повторяющиеся ответы: возможность транслировать свой опыт, возможность по-другому посмотреть на решение профессиональных задач, анализ собственного опыта и профессиональное развитие.

В феврале – мае 2022 года МГО Общероссийского профсоюза образования впервые провел конкурс наставников и систем наставничества молодых педагогов образовательных организаций города Москвы «Наставник молодых педагогов»-2022. Он был реализован в рамках отраслевого соглашения. В конкурсе приняли участие 53 педагога, были представлены 14 практик наставничества и 13 систем наставничества из 23 образовательных организаций города Москвы. Конкурс позволил выявить лучшие практики и системы наставничества среди участников, а также подготовить к публикации материалы финалистов первого конкурса для ознакомления педагогического сообщества и включения в практику работы различными представителями профессионального сообщества.

Победителем конкурса в номинации «Лучшая практика наставничества» конкурса «Наставник молодых педагогов»-2022 стала Екатерина Юрьевна Ильина, учитель математики школы №1560 «Лидер», 2‑е место заняла Татьяна Павловна Лебабина, учитель английского языка школы №338 имени Героя Советского Союза летчика А.Ф.Авдеева, а 3‑е место завоевала Валентина Владимировна Халикова, старший воспитатель школы №842.

Лауреатами конкурса в специальной номинация экспертов «Профессиональный ориентир молодых педагогов» стали Татьяна Николаевна Карасева, учитель начальных классов школы №1210, и Наталья Павловна Семикопная, педагог-организатор школы №1191.

Победителем конкурса в номинации «Лучшая система наставничества» стала команда школы №1231: капитан команды Виктория Викторовна Тиунова, директор школы; Анна Германовна Соколова, заместитель директора по оценке качества образования; Анастасия Юрьевна Гавриленко, учитель русского языка и литературы. На 2‑м месте команда ДТДМ «Неоткрытые острова»: капитан команды Наталия Викторовна Беляева, заместитель директора; Анастасия Юрьевна Лебедева, педагог-организатор; Анастасия Андреевна Фомина, методист. А на 3‑м месте команда школы №1518: капитан команды Мария Алексеевна Галкина, учитель математики; Вероника Васильевна Клинкина, учитель химии; Денис Вадимович Колыганов, учитель географии.

Для победителей и призеров конкурса «Наставник молодых педагогов»-2022 в июне 2022 года была проведена стратегическая сессия, в ходе которой на формальных и неформальных встречах с финалистами, призерами и победителями конкурса поднимались и обсуждались два вопроса:

1. Где можно повысить свою квалификацию как наставника?

2. Как поднять престиж наставника?

По итогам стратегической сессии были определены и выделены основные барьеры в развитии наставничества, сформулированы приоритетные направления развития движения наставников. Все положения, определенные участниками сессии как дефициты в работе наставников, лягут в основу разработки программ курсов повышения квалификации для наставников в системе повышения квалификации МГО Общероссийского профсоюза образования. Также МГО Общероссийского профсоюза образования на заседании Отраслевой комиссии инициировала вопрос о разработке знака отличия «За наставничество молодых педагогов Москвы», который поддержал Департамент образования и науки города Москвы.

Подводя итоги высказанным размышлениям по проблеме воссоздания эффективной и целостной системы наставничества в образовательных организациях города Москвы, следует заметить, что наш профессиональный союз будет и далее развивать свою работу в намеченном направлении, правильность которого подтверждается запросами педагогов. Однако работа профсоюза как общественной организации во многом зависит и от того, как к этой проблеме относится каждый его член. Поэтому мы приглашаем всех читателей – педагогических работников задуматься и попробовать ответить себе на вопрос: на какой стадии профессионального становления находитесь вы? Как вы считаете, на каком этапе вам необходим наставник? Каким должен быть ваш наставник? Нужен ли наставник наставнику?

Хочется надеяться, что включение всего сообщества педагогов в осмысление поставленных проблем будет способствовать не только развитию системы наставничества, но и поднятию престижа звания «наставник».

Татьяна ПЛОТНИКОВА, заместитель председателя МГО Общероссийского профсоюза образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте