search
main
0

Нужен ли нам паспорт здоровья?

Этот вопрос вызывает жаркие споры в педагогической и родительской среде. Дело в том, что, с одной стороны, шли работы над паспортом в Москве и столица сегодня предлагает электронный паспорт здоровья ребенка – проект отработанный, продуманный и широко обсуждаемый в педагогической и родительской среде. С другой стороны, Министерство образования и науки РФ спонтанно предложило другой паспорт здоровья, использование которого пока для большинства граждан непонятно. Мы попросили высказаться на этот счет людей заинтересованных.

Елена МИТИНА, ведущий специалист Департамента образования:- Для того чтобы решить важные вопросы организации здоровьесберегающей деятельности и создать систему оценки здоровья школьника в условиях образовательного учреждения, Департамент образования и Департамент здравоохранения работают над созданием и апробацией модели электронного паспорта здоровья школьника, который должен стать элементом информационной среды образовательного процесса. Электронный паспорт здоровья нужен прежде всего психологу, логопеду, учителю физической культуры, классному руководителю, медицинскому работнику в образовательном учреждении, родителям, для того чтобы понимать – учебный процесс не ухудшает здоровье ребенка, можно минимизировать риски для здоровья детей и подростков в процессе обучения. С помощью электронного паспорта здоровья появится возможность проанализировать, как образовательная среда влияет на здоровье школьника и как на это здоровье могут повлиять субъекты образовательного процесса: внутренние факторы – педагогические работники и внешний фактор – социум, экология.      Валентина БЕРЕЗИНА, начальник отдела Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ: – В 2009 году мы провели конкурс, который выиграл Федеральный центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, победила команда Николая Дурманова. Мы получили множество откликов и предложений, теперь доработаем проект, проведем в течение двух лет его экспериментальную апробацию в школах во всех восьми федеральных округах, после чего паспорт будет предложен обществу и на его основе в субъектах РФ будут разработаны паспорта, учитывающие специфику регионов.      Серафима ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ, директор научно-методического центра «Дар», доктор медицинских наук: – На самом деле есть путаница. Электронный паспорт – то, что Москва собирается делать, федеральный паспорт к электронному отношения не имеет. Федералы пока не придумали ни где хранить паспорт, ни как его употреблять. Я думаю, что вся проблема с этим паспортом уперлась в формальность, это то лицемерие, которое присутствует на всех уровнях, единственный выход из всего этого, чтобы родители думали своей головой и вообще осознали то, что происходит с их ребенком. Я понимаю, что Министерство образования и науки РФ поступило совершенно формально, объявили конкурс, не известно, сколько людей работали, сколько стоил этот проект, какие деньги были на это выделены. Дальше получается, что конкурс выиграл руководитель проекта Николай Дурманов, который занимается спортивными проблемами, руководит континентальной хоккейной лигой, то есть это человек из большого спорта. Этот спортивный человек сделал этот паспорт, теперь все формальные школы, которые этим самым хотели отличиться перед Министерством образования, внедряют это в своих регионах и даже вносят такие творческие коррективы. Самое обидное, что идея паспорта хорошая, но мы все время говорим только о документе. А ведь паспорт – итог, результат чего-то, который в нем отражен. Тут надо говорить о системе наблюдения за состоянием здоровья, итогом которой может стать паспорт.Здоровье – далеко не медицинские показатели, в понятие здоровье входят разные параметры, социальные параметры, эмоциональные параметры, физическое развитие. Если мы наблюдаем за ребенком, отслеживаем его вес и рост, то для нас самое главное, что ребенок растет, прибавляет в весе, эмоциональное развитие мы не отслеживаем. Это должен делать психолог и отражать увиденное в карте ребенка. Мы должны воспитывать психологов, уповать на их этику, говорить с ними об этике отношений, ведь педагог, психолог, социальный работник – те люди, которые раньше всего могут отследить социальное здоровье. Такие психологи есть, их в Москве много. В функционале школьного врача, психолога записано, что их обязанность – наблюдение и помощь при необходимости. Для этого существуют скрининговые методики, так называемые массовые и достаточно поверхностные методики, однако позволяющие выявить детей, с которыми надо встретиться и поговорить, провести тестирование. Такие методики не опишут состояние ребенка, но они станут значком риска для психолога, для педагога. Проблема в том, что настоящих школьных врачей нет, у них одна функция – диспансеризация, и если бы она выполнялась в том объеме, в котором они могут это сделать, она была бы очень хороша. Но когда один врач на две-три школы, он ничего не успевает. Медицина заинтересована в лечении больных, причем хронических больных, а образование заинтересовано в охране и укреплении здоровья. Сейчас в любой школе на первом месте здоровьесберегающие технологии, они делают замечательные вещи, но им реально не хватает сил. Беда в том, что родителям этого не надо, мы собираем множество данных о ребенке, мы пытаемся позвать родителей и обсудить все это, но родители не идут, у них свои дела, им некогда, им не представляется эта проблема серьезной. Мы собираем какие-то собрания, пытаемся прочитать лекции, а приходят два-три заинтересованных родителя. Если мы начнем хотя бы вместе с заинтересованными работать, то такой согласительный документ, как паспорт здоровья, нужен обязательно.      Евгений БУНИМОВИЧ, уполномоченный по правам ребенка в Москве, учитель математики: – Когда я еще был в Московской городской Думе председателем Комиссии по образованию, мы обсуждали несколько вариантов паспортов здоровья, обсуждали всерьез, так как это важный момент. Хорошо помню, как я, классный руководитель, приводил своих учеников на диспансеризацию, главная моя задача была в том, чтобы они не разнесли поликлинику. Помню, у меня самого была проблема с коленом, в течение получаса очень хороший врач смотрел снимки и в итоге сказал: «Не надо сейчас делать операцию», но мои вопросы воспринимал равнодушно. То есть всегда было впечатление, что ты не хозяин своего здоровья. Идея паспорта здоровья хороша, ведь каждый ребенок должен знать, какая у него группа крови, какие были прививки, на что аллергия, какое давление, в конце концов человек должен понимать, какие риски жизни, все это правильно. Если ребенок или его семья начнут думать по-другому, то у них будут вопросы, они перестанут формально относиться к своему здоровью. В Конвенции о правах ребенка прямо написано о праве ребенка на личную жизнь, что вызывает, кстати, большое потрясение, оказывается, нельзя, например, читать любовную переписку или записку, написанную ребенком, так как это нарушение его личного пространства. В школьном учреждении школьный врач – одна из самых главных наших проблем. Она заключается в том, что совершенно непонятен ни его статус, ни его функция, он считается не совсем врачом, ему никаких надбавок не платят, его функция не ясна, когда плохо ребенку, его отправят в больницу или домой, а врач же должен написать освобождение. Одни страницы паспорта необходимы одному ребенку, другие страницы абсолютно годятся для всех, их может посмотреть и родитель, и учитель, и кто угодно, третью страницу смотреть категорически нельзя. Вопрос хранения информации очень серьезный, очень важный, это вопрос прав ребенка, потому что все это, что там написано, так или иначе имеет отношение к здоровью. Информация к сведениюС 1 сентября в московских школах, переходящих на новые образовательные стандарты, внедряется электронный паспорт здоровья школьника. Благодаря паспорту можно будет получить полную медицинскую информацию с момента рождения ребенка – о группе крови, резус-факторе, аллергических реакциях, непереносимости лекарственных средств и так далее. В паспорт будут внесены телефоны лечащих врачей, медицинских организаций, страховых компаний. Паспорт будет заполняться в электронном виде, хранить рентгеновские снимки, результаты медицинских обследований, систематизировать, обобщать, анализировать информацию о самочувствии и развитии ребенка. Это поможет предотвратить развитие заболеваний, вовремя провести профилактические мероприятия, в случае необходимости своевременно выбрать правильную тактику лечения. При подготовке паспорта были учтены аналоги таких документов, разработанных за рубежом, база данных соответствует стандартам, предъявляемым к медицинским сведениям, принятым в Европе, США, Канаде, странах Тихоокеанского региона, поэтому родители смогут использовать паспорт во время путешествий, отдыха за границей, в отелях, спортивных лагерях, языковых школах, экскурсиях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте