Современная хореография -искусство, которое не имеет границ. Здесь возможно любое движение, эмоция, музыкальный материал. Казалось бы, только одно это является огромным плацдармом для развития, но, к сожалению, этого не происходит. В России мало кто знает, что современный танец – это не хип-хоп. И здесь возникает вопрос: кому это вообще нужно? Если взрослые не знают, кто такой Морис Бежар, то откуда это узнают дети? Девочки уже не мечтают стать балеринами, а среди мальчиков профессия танцовщика вообще никогда не была популярна.
Конечно, есть хореографические училища – храмы классического танца, где все дети обладают необходимыми физическими данными и фактурой, где большую часть дня они проводят в танцевальном классе и уже не мыслят себя вне сцены. Но даже здесь долго сопротивлялись преподаванию современного танца, только в последние несколько лет стали предприниматься попытки в этом направлении, однако результаты выглядят несколько натянуто.
Чего же можно ожидать от обыкновенных детей, чьи родители отвели их в кружок танцев для общего развития? Как педагог такого кружка, могу заявить, что отношение родителей к занятиям своего ребенка – большая проблема. Зачастую мамы и папы записывают детей в танцевальные коллективы, даже не поинтересовавшись, в каком направлении этот коллектив работает. У большинства уже заложено в подсознании, что танцевальная самодеятельность – это несерьезно.
То, что обучать современному танцу нужно с детства, это ясно, но кто этим будет заниматься? На русском языке практически нет литературы по методике преподавания, а та, что есть, не рассчитана на преподавание детям. Естественно, при определенном опыте эту информацию можно адаптировать, но пока что это все индивидуальные опыты педагогов. Если мы знаем, что обучение классическому танцу занимает 8 лет, знаем программу каждого года обучения, то сколько лет займет обучение современному танцу, как его преподавать, какие техники и в какой последовательности должны изучать дети, как объяснить 9-летнему ребенку, что такое техника, неизвестно. Сложность состоит еще и в том, что современная хореография стремится раскрывать новые темы и сюжеты. Здесь исполнитель уже не просто орудие в руках хореографа, но и сотворец, а это требует творческой подвижности, способности мыслить и размышлять не только на заданную тему, но и выходя за ее рамки. Но не так часто родители вместе с детьми ходят в театры, обсуждают прочитанные книги, смотрят кино, которое учит детей чему-то стоящему. Что уже говорить об этих «мрачных танцах под непонятную музыку»? К сожалению, в России именно так воспринимают современную хореографию. В этом объективно есть вина и самих танцевальных кампаний нашей страны, так как много было и есть чересчур концептуальных творений, совершенно не ориентированных на зрителя. Но с другой стороны, есть и замечательные примеры ярких талантливых постановок и в нашей стране, и за рубежом, но все это у нас непопулярно, и это уже проблема Министерства культуры.
В любом случае современная хореография – серьезное танцевальное направление, требующее постоянного обучающего процесса, а также сценической практики. Педагогам необходимо научить ребенка мыслить хореографическим языком, тонко воспринимать идею постановки и музыку, чтобы это «серьезное танцевание» не стало для ребенка скучным и неинтересным. Но и здесь необходима поддержка родителей. Их педагог должен воспитывать вместе с детьми, приобщать к танцевальному искусству, именно к этому непопулярному в России виду хореографии. Педагог должен сделать танец понятным и детям, и родителям, а не надеяться, что они просветятся сами.
Еще одной проблемой стала нехватка учебных часов. Невозможно охватить весь необходимый объем материала за 8 часов в неделю (а больше учебный план не предусматривает), плюс необходимо создавать и репетировать репертуар. В программу детских самодеятельных коллективов входит изучение партерной гимнастики, классического и современного танцев, актерского мастерства (в зависимости от целей и задач руководителя). Но чаще всего педагоги не имеют возможности провести полноценный урок и отрепетировать концертные номера. Всегда что-то идет в ущерб чему-то. В итоге знания детей неполные и не на желаемом уровне просто из-за отсутствия утвержденной системы преподавания современного танца в самодеятельном коллективе.
С другой стороны, современный танец – очень подвижная структура, которая меняется и развивается постоянно, здесь сложно найти стандарт преподавания. Педагогу необходимо самообразовываться, чтобы быть в курсе тенденций в современном танце: посещать мастер-классы и спектакли, участвовать в лабораториях и ворк-шопах. Все это требует немалых материальных затрат, и было бы неплохо, если бы педагоги получали в этом плане поддержку от государства. Но к сожалению, даже если педагоги-хореографы и посещают мастер-классы, они не превращают полученные знания в личный опыт, а бездумно копируют изученные танцевальные связки, редко пытаясь осмыслить сам принцип движения и пластики хореографа. Именно поэтому детские танцевальные номера часто выглядят шаблонно именно в плане хореографии. Постановщики не ставят себе высокую планку, и творчества не происходит.
В итоге детские самодеятельные коллективы топчутся на месте. С одной стороны, заниматься современной хореографией кажется притягательным, хочется причислить себя к чему-то новому, концептуальному, но с другой – поверхностные знания принципов танцевания и постановки приводят к плачевным результатам.
Так нужен ли современный танец в детском самодеятельном коллективе? Конечно, ответ может быть неоднозначным, но, на мой взгляд, именно самодеятельность всегда открыта для всего нового, именно она может стать точкой опоры для развития этого непопулярного в России направления танца. Здесь у педагогов-хореографов есть возможность экспериментировать и творить, растить из детей грамотных исполнителей и артистов. Очевидно, что в настоящее время современный танец переживает некоторый застой, но по логике после спада должен быть подъем. И он случится когда-нибудь, если мы подтолкнем к этому наших детей.
Комментарии