С 2024 года для поступления в вузы на инженерные специальности из списка обязательных ЕГЭ может исчезнуть русский язык. Такие планы озвучил глава Минобрнауки России Валерий Фальков на совещании по подготовке кадров для российского авиапрома в Рыбинске. «Мы хотим с 2024 года принимать на инженерные специальности и направления только по математике, физике и информатике, а русский язык учитывать как дополнительный», – цитирует Валерия Фалькова агентство ТАСС. Министр отметил, что «мера достаточно революционная для вузов».
Инициативу комментируют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Ценность двух-трех баллов ЕГЭ по физике и математике или по русскому языку для будущего инженера разная. Но часто именно они решают профессиональную судьбу абитуриента. Важно помнить, что зачисление – это только начало пути. Иногда ребята, поступившие в вуз, уже в первом семестре понимают, что просто не тянут образовательную программу. Врачи – по химии, инженеры – по физике или математике… Лонгитюдное исследование НИУ ВШЭ среди 4 тысяч студентов инженерных специальностей показало, что 24% первокурсников покидают образовательную программу. Наиболее распространенным основанием для отчисления оказалась академическая неуспеваемость. Больше всех риску выбыть подвергаются студенты с низкими баллами ЕГЭ по математике, а также те, чей выбор направления подготовки не соответствовал желаемому.
В части распределения бюджетных мест инженерные специальности сегодня находятся в приоритете. Только в авиационной промышленности России не хватает 14 тысяч инженеров, конструкторов и технологов. В России ускоренными темпами создаются условия для реального технологического лидерства: особые экономические зоны, технопарки, университетские кампусы. До 20% технологий сегодня создаются в вузах. Эту долю необходимо увеличивать. Новым инструментом в политике технологического развития стало создание 30 передовых инженерных школ. Дело за кадрами. В то же время ЕГЭ по физике в прошлом году сдавали всего 16% выпускников!.. Поэтому инициативу принимать на бюджет по инженерным специальностям по итогам ЕГЭ по профильной математике, физике и информатике я поддерживаю.
Противники этой идеи опасаются, что ребята перестанут учить русский язык. Во-первых, русский язык остается обязательным для сдачи по окончании и 9‑го, и 11‑го классов. С 4‑го по 8‑й класс он включен и в ВПР. Во-вторых, можно установить достаточно высокую планку по русскому как дополнительному вступительному испытанию. В МФТИ уже заявили, что сейчас минимальный балл ЕГЭ по русскому языку для поступления в этот вуз не может быть ниже 75 баллов.
Роза МЕЛЕКЕСОВА, кандидат педагогических наук, директор школы №7, Воткинск, Удмуртская Республика:
– Предложение действительно революционное. Если оно будет принято, то, безусловно, многое будет зависеть от того, как именно оно будет реализовано.
Инженеры во все времена были и остаются элитой, умения излагать свои мысли, грамотно готовить документы остаются актуальными. Есть опасения, что статус дополнительного экзамена по русскому языку негативно повлияет на общий уровень культуры и грамотности будущих инженеров.
А по мнению многих учителей русского языка и литературы, в связи с компьютерным общением уровень грамотности и так очень низок у современной молодежи. Кроме того, знание русского языка – это важный элемент патриотического воспитания.
С другой стороны, ясно, что абитуриент должен быть подготовлен к обучению именно по выбранному техническому направлению. Поэтому понятен смысл предлагаемых изменений.
Если разработать и внедрить механизмы, позволяющие учитывать уровень знаний по русскому языку и приоритетность физики, математики и информатики для инженерных направлений, то обозначенные риски могут быть минимизированы.
Сергей САДОВСКИЙ, начальник отдела наладки мощной преобразовательной техники Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е.Жуковского:
– Расскажу о том, с чем столкнулся при поступлении в Смоленский филиал Московского энергетического института и продолжаю сталкиваться сейчас, работая на руководящей должности. У нас был очень легкий экзамен по русскому: коротенький готовый напечатанный текст, который надо было скорректировать грамматически и орфографически. И шел он как зачетный, без оценки. Русский язык в институте не преподавался, и при выполнении технических работ грамотность никак не оценивалась. Но я, если честно, не припомню полных бездарей по части знания русского. Поэтому, с одной стороны, не вижу ничего страшного в отмене экзамена по этому предмету.
Сейчас, конечно, у меня довольно часто возникает необходимость что-либо грамотно изложить на бумаге или на словах, но какого-то высокого уровня и дополнительной квалификации это не требует. При нынешних технических средствах проверки правописания компьютер вполне способен устранить большинство ошибок в тексте, при этом люди в процессе подготовки документации учатся у техники. Конечно, существуют проблемы, которые машина исправить не может, но это уже тонкости, доступные для небольшого процента людей, имеющих высшее образование. Вообще сообщество технарей в части грамотности весьма подковано, по моим наблюдениям. Зайдите на любой технический форум, там в этом смысле всегда уютно и комфортно. (Хотя, конечно, стоит делать поправку на то, что я общаюсь с людьми примерно своего возраста, которые получили еще советское образование.)
Но если смотреть шире, всеобщий уровень грамотности сейчас очень сильно упал. Раньше невозможно было представить себе заметку с ошибками в газете или опечатку в каком-либо официальном документе, все подвергалось корректуре. Теперь же нас затопило море безграмотных статей, причем не в каких-нибудь блогах, а в интернет-изданиях, претендующих на авторитетность. Не составляет особого труда найти ошибку даже в учебниках. Про социальные сети вообще молчу. Современный человек проглатывает массивы откровенно некачественных во всех смыслах текстов, и, что еще хуже, процесс «приобщения к ужасному» начинается с самого раннего возраста.
Но, повторяю, не берусь судить, какие последствия будет иметь отмена ЕГЭ по русскому в технических вузах. Возможно, никакие, а может, очень даже серьезные. Во всяком случае в здравый смысл любых инициатив наших чиновников веришь в самый последний момент под натиском неопровержимых доказательств.
Виктория РЫБАКОВА, учитель русского языка и литературы, Воронеж:
– Я читала, что отмена экзамена по русскому языку как обязательного при поступлении на инженерные специальности должна повысить интерес выпускников к сдаче экзамена по физике. Сейчас обязательными при поступлении считаются математика и русский язык, а между физикой и информатикой ребятам приходится выбирать. И они чаще предпочитают информатику. С отменой экзамена по русскому языку обязательными станут и физика, и информатика. Возможно, в этом есть какое-то рациональное зерно именно для технических специальностей. Но результаты ЕГЭ по русскому все равно необходимо учитывать, потому что образованный человек должен знать свой родной язык на хорошем уровне.
Наталья АРТЕМЬЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №10 имени А.С.Пушкина, Петрозаводск, Республика Карелия:
– На мой взгляд, русский язык – один из основных предметов в школе, а ЕГЭ по русскому языку – самый главный экзамен, поэтому для меня странно учитывать его в качестве дополнительного по отношению к другим. Согласитесь, каждый специалист должен быть грамотным человеком, это показатель воспитанности и интеллигентности! ЕГЭ по русскому языку проверяет не только знания по орфографии и пунктуации, но и умения логически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи и отстаивать свою точку зрения. Считаю, что будущие инженеры успешно справляются с подобными заданиями.
Дмитрий П., отец восьмиклассника, Великий Новгород:
– Поддерживаю и считаю, что эта мера будет правильной для поступления в вузы не только на технические специальности, но и по некоторым другим направлениям. Например, я в юности не смог поступить в Институт океанографии, поскольку не прошел экзамен по русскому языку. При этом я с пятого класса самостоятельно углубленно изучал химию и физику, а в подростковом возрасте был внештатным консультантом известного журнала «Юный натуралист». Из таких увлеченных ребят, как я, журнал организовал заочную базу опытных аквариумистов-любителей. Журнал не справлялся с массой корреспонденции и рассылал нам письма начинающих аквариумистов для ответов и консультации. Я мечтал об изучении морей и океанов, но препятствием стал вступительный экзамен по предмету, не имеющему никакого отношения к морским исследованиям. Это большой барьер для развития науки, который необходимо устранить.
Ирина ПОЛЯКОВА, учитель на пенсии, репетитор, Нижегородская область:
– Я считаю, что отменять экзамен по русскому языку не стоит. Он и так легкий, легче для детей, чем все остальные. Критерии очень мягкие, минимум все, у кого русский родной, способны преодолеть. Довольно легко подготовиться на высокий балл. Не будем забывать, что обязательность экзамена – пока единственный стимул подходить к языку серьезно. Нет экзамена, нет и предмета. Это мы видим по многим дисциплинам, к сожалению.
Комментарии