search
main
0

Ну а Чубайсу я скажу…

Ольга Николаевна ВИДИНЧУК, учитель географии школы №1194, победитель окружного Зеленоградского этапа конкурса «Учитель года Москвы-2006», в шутку назвала себя «последним героем» его городского этапа – ей по жеребьевке достался последний номер. Но это не помешало ей войти сначала в пятерку лучших учителей на конкурсе, а позже – в число лучших учителей Москвы в рамках нацпроекта «Образование».

Досье «УГ»Ольга Николаевна ВИДИНЧУК, учитель географии средней общеобразовательной школы №1194Зеленограда, окончила географический факультет Московского педагогического университета, педагогический стаж – 12 лет, среди увлечений – кройка и шитье.

Мир. Европа. ВТО

То для нас или не то?

Ольга Видинчук удивила всех – и жюри, и конкурсантов-коллег, и болельщиков – темой своей лекции. По условиям каждому конкурсанту можно было выбрать ту тему, которая интересует больше всего. Ольгу Николаевну, выходит, больше всего на свете волнует вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

– Россия 12 лет подряд пытается стать членом ВТО, до этого рекорд принадлежал Китаю, который вступал 15 лет, но уже 4 года Китай – член ВТО. «Каждый год кажется, что цель становится все ближе и ближе, что мы вот-вот наконец получим официальное приглашение присоединиться к 150 странам – членам организации, но нет, – констатирована Ольга Николаевна и добавила: – Сохранять хладнокровие, как это делали китайцы, не получается хотя бы потому, что параллельным курсом движется Украина, один из наших главных торговых партнеров и одновременно главный соперник».

По мнению Видинчук, проблема отношений ВТО – Россия не может не коснуться напрямую каждого россиянина. Ведь вступив в ВТО, Россия должна будет взять на себя некоторые обязательства, вступление определит перспективное развитие России, ее интеграцию в мировое экономическое сообщество, экономическое будущее. «Какие же плюсы получит Россия от вступления в ВТО? – задала вопрос Ольга Видинчук и сама же попыталась ответить на свой же вопрос: – Прежде всего распространится принцип наибольшего благоприятствования (сейчас по степени дискриминации Россия находится на втором месте в мире). Это означает, что отечественная продукция не будет подпадать под дискриминационные меры, особенно в выигрышной ситуации окажутся сырьевые отрасли. Международная конкуренция будет стимулировать отечественного производителя, в перспективе – возможность получить таможенные льготы, облегчить доступ к кредитам, привлечь инвесторов, получить передовые технологии». Все хорошо? Нет, говорит Видинчук, существует на этот счет и другая, менее оптимистичная точка зрения: «После вступления в ВТО перед страной встанут проблемы: Россия откроет свой рынок для реализации принципа свободной торговли со странами – членами ВТО, а это может подорвать и так невысокую конкурентоспособность российских предприятий, особенно в тяжелом положении окажутся легкая промышленность, российский автопром и сельское хозяйство». А что произойдет с российским образованием? И на этот счет у Видинчук есть свой прогноз: «Первое, с чем могут столкнуться российские учебные заведения после того, как требования ВТО будут полностью приняты российским законодательством, – конкуренция с зарубежными учебными заведениями на внутреннем российском рынке образовательных услуг. Сегодня процесс проникновения на российский рынок образовательных услуг осложняется трудностью лицензирования и другими организационными вопросами, которые должны быть разрешены, так как пункт 4 статьи 5 Соглашения по торговле услугами требует, чтобы «…меры, относящиеся к квалификационным требованиям и процедурам, техническим стандартам и требованиям лицензирования, не создали неоправданных барьеров в торговле услугами». Это означает, что на следующий день после подписания Россией пакета ВТО можно ожидать притока зарубежных образовательных учреждений». По мнению Ольги Николаевны, это будут филиалы европейских и американских вузов, средние школы и дошкольные учреждения с иностранным капиталом, менеджментом и персоналом. В сфере школьного и дошкольного образования бедные российские учительницы будут выглядеть менее привлекательно для родителей, которые не пожалеют средств, дабы их чадо обучалось у носителей строгой европейской культуры и пары европейских же языков. Появление значительного количества школ и садов с директорами, говорящими по-английски, по-французски, по-немецки, нетрудно предугадать, учитывая жесткую конкуренцию на рынках образовательных услуг Европы и США. Зарубежные образовательные учреждения воспринимают российский рынок школьного образования, на котором потенциальными конкурентами будут обнищавшие за последнее время российские школы, как фактически не освоенный. Сегодня российское образование, например, в экономической сфере существенно отстает от тех программ, которые могут предложить известные зарубежные университеты. В сегодняшних российских коммерческих структурах организация бизнеса и требования работодателей в сфере торговли, менеджмента, финансов ориентированы на западную модель. И если через несколько лет такие университеты, как Кембридж, откроют в Москве свои филиалы, то российским вузам, обучающим экономическим специальностям, будет трудно что-то предложить в качестве конкурентных преимуществ, за исключением более или менее доступных цен. Однако есть и положительные моменты, так как присоединение к ВТО может стать толчком к возрождению российских технических вузов. При этом не нужно забывать, что те же правила свободного доступа будут действовать и для наших товаров и услуг, в том числе образовательных. Поэтому не следует воспринимать как утопию открытие филиала МГТУ имени Баумана в Париже через 10 лет. Это тем более вероятно, учитывая огромный дефицит специалистов в различных областях, который уже стал обсуждаемой в Европе проблемой. Также огромным шагом в развитии российского образования станет фактически гарантированное повсеместное признание дипломов российских вузов за рубежом. Вот такой прогноз, который хорошо бы сообщить главному переговорщику по ВТО министру Минэкономразвития Герману Грефу. Интересно, понравился бы он ему?!

Чубайс, будь бдителен!

Нет экономии энергии – нет должности!

Ольга Видинчук в своем выступлении на конкурсе заявила об особой роли географии и учителя географии. Оказалось, что этот предмет ближе к человеку и его насущным жизненным проблемам, чем все остальные. Не верите? Для того чтобы подтвердить это, необходимо обратиться к опыту работы Ольги Николаевны и ее конкурсному уроку.

Урок Ольги Видинчук был посвящен экономической географии. Она предложила своим ученикам вернуться на год назад – в май 2005 года, когда в Москве была отключена электроэнергия. Вот тут и начался разговор об Анатолии Чубайсе, наших требованиях к нему и его ведомству, о надежности энергоснабжения, о том, можно ли запасать энергию впрок, как топливо, продукты, воду. Ученики-конкурсанты сказали сразу, что запасы энергии можно делать. А учитель предложила им посмотреть на Москву днем, вечером и ночью и убедиться, что в разное время суток мы потребляем разное количество энергии, днем и ночью – меньше, утром и вечером – больше. У нас много гидроэлектростанций, есть тепловые, но проще и экономичнее, оказывается, иметь атомные электростанции. Атомные станции работают постоянно, отключать их, как, скажем, тепловые, не представляется возможным. Поэтому перед всеми крупными столицами мира стоит вопрос не только экономии энергии, но и как организовывать кругооборот энергии, как ее рационально тратить и как сохранять. Нужна аккумулирующая станция, которая бы собирала электроэнергию. Ольга Видинчук предложила своим ученикам поработать в составе дежурных бригад на такой гидроаккумулирующей станции. Утром дежурная бригада давала энергию потребителям, днем сокращала расход энергии по сравнению с утренними часами, к вечеру снова наращивала расход, а ночью сводила его к минимуму. Такой рациональный режим энергоснабжения позволяет экономно распоряжаться энергией. В России, оказывается, такая аккумулирующая станция всего одна – Загорская, которая находится близ Сергиева Посада. Так вот, оказывается, режим экономного расходования установить можно. Сделав такой вывод, Ольга Видинчук предложила своим ученикам написать письмо Чубайсу и предложить выход из трудного положения.

Карта вверх ногами

Жюри потрясло то, что карта на уроке висела вверх ногами. Оказывается, так Видинчук приучает своих детей ощущать пространство. Она ведь не меняет карту, она изменяет ее положение в пространстве, и они должны все находить на карте даже тогда, когда та находится в таком необычном положении.

Видинчук отметила, что очень часто успешность в изучении географии определяется успешной работой с картой. Не секрет, что обычно ученики подчас с трудом находят ту или иную географическую точку на карте, висящей традиционно, а тут все вверх ногами. Но ученикам Видинчук это нравится, бойкие шестиклассники не тушуются и спокойно находят Европу, реки, впадающие в океаны, порты, они привыкают к работе с картой и все зачетные работы проходят по картам. Именно картографические знания, по мнению Ольги Николаевны, помогают им осознать пространство, свое положение в нем. Перевернутая карта – одна из многих методических «штучек», которые учитель припасает, чтобы у ее учеников возник интерес к географии. Как признается сама Видинчук, она с большим удовольствием знакомится с новыми формами, методами и методиками, технологиями, встраивает их в свои уроки, понимая, что только от нее зависит результат обучения ребят. После окончания педвуза Ольга Николаевна вернулась в свою родную школу и сделала руководством к действию слова Руссо: «Час работы дает больше, чем день объяснения». Именно работать заставляет она своих учеников: активно трудиться на уроке, разрешать проблемные ситуации, систематизировать, анализировать информацию, учиться решать географические задачи. Ее ученики, например, всерьез обсуждают такую задачу: «Почему вода в озере Чад пресная?» – и находят ответ, пользуясь полученными знаниями на уроке географии. Начиная с шестого-седьмого класса ребята работают в классе в группах, они создают проекты морских городов, новые материки, старшеклассники – компьютерные проекты и с удовольствием их защищают. Как считает Ольга Николаевна, ни один школьный предмет не обладает такими межпредметными связями, как география, поэтому Видинчук проводит уроки, апеллируя к литературным произведениям, используя знания своих учеников по математике, физике, ОБЖ и другим предметам. Особое внимание – информационным технологиям, которые помогают по-новому оценить и освоить межпредметные связи.

Остается пожалеть, что так скупо и коротко конкурсанты рассказывали о своей работе, ведь за словами Ольги Видинчук о своей работе вдруг проступил удивительный мир предмета, который предстает перед ее учениками, привлекает их своей красотой, возможностью открытий. Навряд ли все станут географами после окончания школы, но то, что в любой области будут стараться быть первооткрывателями, несомненно.

Мы карту вмиг перевернем,

Как жизнь, легко и просто,

И по-другому заживем

В том мире многозвездном.

Подумав умной головой

Над безоглядной бездною,

Отчетливо поймем с тобой

Мы кое-что полезное.

Письмо Чубайсу сочиним,

И в нем отметим лихо,

Что вовсе не согласны с ним

(Как и с его тарифами).

А Грефу скажем напрямик,

Про ВТО злосчастное,

Что в тайне зря держать привык

Его как дело частное.

Наметим в будущее путь,

Чтоб был и прям, и точен,

Чтоб можно было заглянуть,

Туда, что ждет. Короче,

К цыганкам больше не ходи –

У них такая мафия!

Ты лучше в классе посиди,

В обнимку с географией.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте