После очередного, уже пятого Московского международного салона образования, который по традиции прошел на ВДНХ и уже в первый день собрал на своих площадках более 14 тысяч человек (а в онлайн-трансляции все 75 тысяч), прошло достаточно времени, чтобы осмыслить это грандиозное событие и понять, что было важным, полезным, что будет присутствовать в ежедневниках и планах участников салона до самой весны 2019 года.
Важный для нас вопрос – какие темы ММСО были близки к направлениям деятельности Общероссийского Профсоюза образования, к тем проблемам, над которыми работает наша общественная организация? В этом году их было немало.На открытии ММСО о некоторых из ключевых тем сказала министр образования и науки Российской Федерации (с недавнего времени – министр просвещения) Ольга Васильева: «В наших общих интересах – сосредоточить усилия на таких важных направлениях, как дошкольное и профессиональное образование, создание инклюзивной среды в учебных заведениях, подготовка учителей для всех уровней образования».В рамках салона были представлены тематические кластеры «Дошкольное образование», «Общее образование», «Среднее профессиональное образование», «Высшее образование», «Дополнительное образование», «Инклюзивное образование». По мнению вашего корреспондента, особенно богатой была программа кластеров, посвященных дополнительному образованию. Возможно, это связано с юбилейной датой – столетием системы. Но были интересные площадки и по другим темам.Такой абсурд нам не нуженОдна из дискуссионных площадок, посвященных дополнительному образованию, называлась «Новые профессионалы в дополнительном образовании: мотивация, компетенции, профессиональное развитие». Обсуждали проблему привлечения в систему дополнительного образования специалистов, не имеющих педагогического образования, но являющихся профессионалами в конкретной области (искусство, спорт, техническое творчество и так далее), мотивированных к работе с детьми. Такие преподаватели в допобразовании были всегда, но сегодня, когда развивается наставничество, идет работа над профессиональными стандартами педагогов, проблема приобретает новое звучание. Представляя профсоюзного спикера, эксперта отдела общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования Сергея Шадрина, модератор, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий отметил: «Общероссийский Профсоюз образования в последние годы встал на позиции одного из ведущих аналитических центров, проводит опросы, которые дают объективные данные о том, что происходит с кадрами в системе образования, какие существуют проблемы, какие возможности. Профсоюз заботится о педагогах, понимает, как регулируется педагогический труд». И спросил Сергея Сергеевича: «Каковы нормативные рамки деятельности педагога дополнительного образования, что вы думаете о новом племени наставников, которое вливается в систему?»Сергей Шадрин: «Что касается нормативно-правового регулирования данной ситуации, с одной стороны, мы много слышим в последнее время о профессиональных стандартах, в частности профстандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который закладывает целый ряд требований к этой категории педагогических работников. С другой стороны, нам всем нужно четко понимать, что как бы мы сейчас ни меняли содержание профстандарта, ни актуализировали его, это подзаконный акт, а основа – Федеральный закон «Об образовании в РФ», согласно которому право заниматься педагогической деятельностью имеют лица, имеющие высшее и среднее профессиональное образование. С другой стороны, профессиональный стандарт не должен закладывать избыточные требования по сравнению с законом «Об образовании в РФ». Действующая на сегодня редакция профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» таким образом прописала требования к образованию и обучению этой категории педработников, что оказалось – им фактически не соответствуют чуть не сто процентов уже работающих педагогов допобразования. Абсурдный пример: право на занятие должности педагога дополнительного образования имеет бакалавр. То есть если человек получил высшее образование как специалист, то по букве профстандарта он не может занимать эту должность. А если он все-таки стал бакалавром, ему зачем-то нужно еще и пройти профессиональную переподготовку. Получается, еще не войдя в профессию, он уже не соответствует требованиям стандарта. Поэтому при Общероссийском Профсоюзе образования был создан Совет по дополнительному образованию детей, была предложена альтернативная редакция профстандарта, сейчас она проходит согласования в федеральных органах исполнительной власти».Кадры решают все«Веточка» кадровой проблемы дополнительного образования – подготовка специалистов для организаций детского отдыха и оздоровления. Свой уникальный проект представили Новосибирская область и Международный детский центр «Артек», чьим тематическим партнером в последние годы является Общероссийский Профсоюз образования.Заместитель директора МДЦ «Артек» Юрий Ээльмаа объяснил, почему кадровый вопрос стоит довольно остро: «Детский лагерь – учреждение не только детского отдыха и оздоровления, это полноценный образовательный ресурс. Есть огромная структура, работающая, как конвейер. 15 смен в году, 15 циклов по 21 день с интервалом в два дня – эта машина не может останавливаться. Она должна выдавать хороший продукт, хорошую услугу». Исследования показали, что на качество этой услуги влияет в первую очередь человеческий ресурс. Не случайно «Артек» приглашает к участию в организации смен многих партнеров, в том числе, благодаря сотрудничеству с профсоюзом, участников, лауреатов и победителей конкурса «Учитель года России». Фигура же вожатого, который постоянно находится рядом с ребенком, особенно ценна.«Очень значимо, чтобы на входе в «Артек» была конкуренция, – считает Юрий Владимирович. – Понятно, что заоблачных зарплат нет. Это довольно тяжелая работа, и чтобы человек на нее вышел, он должен понимать, что он здесь получает. Хотелось бы, чтобы на входе появился кандидат, который понимает, что ему не просто заплатят деньги и дадут форму, а он получит дополнительное образование, профессиональное развитие по нескольким направлениям. И выйдя через год, два, три, научившись работать с малыми группами (это важный навык), он будет востребован на рынке труда. Кейс вожатства – довольно жесткий марафон, где мы можем предложить молодому человеку возможности. Он может их взять, а может не взять».Проректор Новосибирского государственного педагогического университета Наталья Алтынникова считает, что система подготовки кадров для детского отдыха только тогда может быть эффективной, когда есть тройной союз – между вузом, который готовит кадры для этой сферы, работодателем – детским оздоровительным лагерем – и органами исполнительной власти. В Новосибирской области такой союз возник. И благодаря этому была открыта магистерская программа «Менеджмент в сфере детского отдыха и оздоровления». «Это первая основная образовательная программа в истории отечественного образования, направленная на подготовку кадров в этой сфере. Мы работаем на общие задачи – обеспечение кадрами сферы детского отдыха и развитие этой сферы, проведение научных исследований, обеспечение научно-методического сопровождения организации детского отдыха. Таким образом, в рамках ресурса основной образовательной программы – бакалавриата ли, магистратуры – вузы способны обеспечивать эффективную подготовку кадров этой отрасли».А еще в Новосибирской области в прошлом году был создан ресурсный центр подготовки и сертификации вожатых, который будет координировать подготовку кадров в сфере детского отдыха не только в регионе, но и в Сибирском федеральном округе.НСУР с региональным акцентомНациональная система учительского роста, в создании которой активное участие принимает Общероссийский Профсоюз образовании, также стала одной из тем ММСО. Одна из площадок была посвящена обсуждению регионального опыта – системы повышения квалификации педагогов города Братска Иркутской области и системы оценки учительского труда учителей Москвы. Модератор дискуссии Максим Дулинов, директор по общему и профессиональному образованию РАНХиГС, говоря о ценности данного мероприятия, сделал вывод: «Мы услышали два подхода, не исключающие друг друга, а дополняющие. Первый подход – камерный, педагога ведут лично. Второй – цифровой. Для объективной оценки все способы хороши. Региональный опыт дополняет систему НСУР».Что же это за подходы? Директор Центра развития образования Братска Ирина Кускова считает, что курсы повышения квалификации – это необходимое, но формальное образование, и его явно недостаточно для профессионального развития педагога. «Мы ведем курсы повышения квалификации. Но кроме того, активно используем возможности неформального образования, у нас есть, например, Школа современного педагога. Она в корне отличается от предметных методических объединений, носит заявительный характер, педагоги приходят к нам по своему желанию, имеют возможность выбирать те ресурсы, которые им в данный момент интересны, нужны. Педагог составляет свой индивидуальный образовательный маршрут. Большое внимание уделяется рефлексии. В итоге учителя формируют методический продукт и представляют его. За эти годы в качестве методического продукта сформирована 21 методическая площадка муниципального уровня и три региональных».Директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин представил столичную систему аттестации педагогических работников, задача которой – стимулировать динамику результатов, при этом никоим образом не отвлекать учителя от его основной деятельности – обучения детей.«Аттестация проходит без бумаг, подача документов в два клика, – рассказывает Павел Владимирович. – Отслеживаем случаи, о них можно написать нам на почту, когда кто-то пытается привлечь педагогов к заполнению справок. В основе аттестации – динамика результатов. У одного сильные, талантливые дети, другой работает в коррекционном классе. Для нас важно не это, а смог ли педагог даже в слабом классе, где низкая успеваемость, перейти на следующий уровень. Что смотрим? Результаты ГИА, независимой диагностики, итоги участия в олимпиадах, спортивные достижения, эффективность проектной деятельности. Теперь нет необходимости запрашивать эти данные у школы, учителя, все есть в системе. Наш идеал – чтобы аттестация фактически проходила без участия педагога. Полностью автоматизированная система. Аттестация – это результативность учащихся, никакими портфолио, никакими видеозаписями мы никогда не измерим этот результат».Лекарство от выгоранияНайти интересный опыт можно было и на выставке ММСО, где были представлены не только издательства, учебные организации и компании, но также региональные и даже городские системы образования – Московская область, Санкт-Петербург, Москва, Уфа… На небольшом стенде Уфы нас вновь вернули к теме повышения квалификации педагогов и учительского роста. Здесь прошли мастер-классы учителей года. Преподаватель английского языка гимназии №39 Уфы, учитель года Республики Башкортостан-2018 Эмма Сафиуллина раскрыла тайны «педагогики удивления», а филолог школы №51 Елена Исакова, учитель русского языка и литературы школы №51, учитель года города Уфы-2018, рассказала, как применять стратегию смыслового чтения на уроках литературы.Посетители стенда с большим интересом слушали лауреата конкурса «Учитель года России»-2015 Риму Ронжину, которая рассказывала о конкурсе и о клубах учителей года. О конкурсе Рима Равилевна может судить по личному опыту: «Многие педагоги, которые призваны зажечь огонь в глазах детей, совершенно к этому не стремятся, потому что сами профессионально выгорают. У меня, учителя с 25‑летним стажем работы, есть свой проверенный рецепт лекарства об выгорания – участие в конкурсах профессионального мастерства, в конкурсе «Учитель года». Действует безотказно, позволяет полностью переосмыслить педагогический опыт, выйти за рамки своего учительского кабинета. У конкурса должно быть продолжение, чтобы он не был только тяжким испытанием. И такое продолжение мы нашли в создании клуба «Учитель года». Он был создан в феврале 2016 года, когда группа педагогов, победители, лауреаты республиканского этапа конкурса, объединились, чтобы сохранять и преумножать педагогическое наследие региона, содействовать профессиональному общению и обмениваться положительным опытом реализации образовательных программ и проектов на региональном и общероссийском уровнях». Причем в регионе существует два клуба – республиканский (его возглавляет Рима Ронжина) и городской – «Учитель года столицы Республики Башкортостан», председателем которого является Сергей Переверзев.Формы работы уфимского клуба самые разнообразные: проведение конференций и форумов педагогов, семинаров, творческих мастерских, мастер-классов, педагогических десантов, участие в организации районных, муниципальных конкурсов профессионального мастерства, тьюторское сопровождение конкурсантов, информационная и организационная поддержка различных педагогических социально значимых акций.Клуб учителей года столицы Республики Башкортостан активно взаимодействует с педагогическим вузом, ИПК, школами, республиканским комитетом Общероссийского Профсоюза образования – вместе с ним проводит мероприятия для молодых педагогов. Помогает готовиться к конкурсным испытаниям участникам состязаний различных уровней. «Педагоги, попадая на муниципальные конкурсы, иногда даже не представляют, чем им предстоит заниматься. Помню, что я, когда шла на конкурс, не имела представления, что такое мастер-класс, меня учили другие педагоги», – рассказывает Рима Равилевна. Такая помощь очень важна и дает конкретные результаты. В этом году в пятерке лауреатов республиканского конкурса оказались четыре педагога из Уфы. Клуб планирует работать с учителями и дальше. «Создаем настоящий рабочий коллектив, который будет приносить пользу нашему городу. Работаем на перспективу, собираем вокруг себя энтузиастов».С самого первого дня создания клуб начал ездить на семинары, фестивали учителей года, теперь о нем знают по всей стране. Лазаревское, Самара, Елабуга, Екатеринбург, Верхневилюйск (Якутия), Ульяновск, Тула – везде клуб делится опытом и учится у коллег.Состоялся первый большой проект клуба – республиканский семинар «Формула образования», он собрал около 200 участников конкурса «Учитель года» из различных муниципалитетов республики. Участники семинара дали десять мастер-классов, шесть открытых уроков, прошли индивидуальные консультации от победителей и лауреатов конкурса. Основные цели были успешно достигнуты – обмен опытом и идеями, создание новой платформы для знакомства, раскрытие творческих способностей учителей, помощь педагогам в совершенствовании профессионального мастерства.Хочется вернуться на ММСО в будущем году и послушать не только новых спикеров, побывать на новых дискуссионных площадках, но и узнать, что происходит у героев Московского международного салона образования-2018…
Комментарии