search
main
0

НСОТ – совсем не страшно

​Расшифровка слова достаточно проста. НСОТ – это новая система оплаты труда, а вот его содержание вызывает множество споров, слухов, домыслов и недопонимания. На самом деле все достаточно просто и понятно, если внимательно читать документы и знакомиться с опытом коллег. Ведь новая система оплаты труда – «новая» не везде, уже не первый год похожие системы применяются в различных регионах России. Что-то там получается, что-то не очень – вот великолепная возможность избежать ошибок коллег и постараться получить преимущества. Что же положено в основу НСОТ в Москве, какие действительно серьезные изменения вносятся с введением НСОТ, каковы первые результаты?

Чтобы не сильно теоретизировать, буду рассказывать и приводить примеры из жизни своей 18-й школы, которая 1 апреля 2011 года вступила в «Пилотный проект по развитию общего образования в Москве», одним из требований которого и было введение новой системы оплаты труда с 1 сентября 2011 года. На самом деле суть пилотного проекта не во введении НСОТ, суть пилотного проекта в улучшении качества и результативности работы школ при помощи новых механизмов взаимодействия, в том числе и при помощи новой системы финансирования образовательных учреждений. Задача проекта – внимание к каждому ребенку, его развитию, его успехам, попытка найти самые сильные стороны каждого ученика и через них развивать те, которые «западали». Для этого у школ должны были появиться механизмы работы над этим вопросом. Таким механизмом и стала новая система финансирования. Школа теперь сама решает, какую часть денег из норматива пустить на зарплату, какую на другие неотложные нужды. Сразу оговорюсь: пока еще средства на ремонт, школьное питание и приобретение оборудования школам не передали в управление, но это только вопрос времени. Самое важное: в каждой школе должны быть определены те критерии качества и результативности, по которым можно будет оценивать работу ее сотрудников.Что же дает пилотный проект каждой из категорий участников образовательного процесса?Для детей. Школа получила возможность уделять большее внимание запросам детей в учебном процессе. Самый интересный итог – классы с индивидуальными учебными планами, где дети и родители выбирают предметы, по которым будет проходить углубление. Школа приобрела самостоятельность в выборе форм организации занятий – это и поток, и группа, и любая другая форма, которая важна, интересна и эффективна на данный момент, сняты ограничения на деление на группы по различным предметам. Дети вошли в реальный орган управления школой – управляющий совет и в состоянии оказывать реальное воздействие на жизнь школы и на управленческом уровне.Для родителей. Весь объем бесплатных кружков, секций, групп продленного дня, учебных предметов сохранен и не может сокращаться, так как финансирование школ не сокращается (в худшем случае может быть сохранено на прежнем уровне, в лучшем – увеличено). Родители вместе с детьми и педагогами участвуют в работе управляющего совета и регулируют работу школы, в том числе и поощрение педагогов.Для учителей. Все гарантии по оплате труда сохранены – зарплата учителей не может быть уменьшена при сохранении того же объема работы и квалификации. Появилась реальная возможность получить увеличение зарплаты за счет стимулирующих выплат за результат и качество работы – чем выше качество работы, тем больше зарплата. Критерии результативности и качества не спущены сверху, а выработаны самими учителями с участием родителей, администрации, детей.Для администрации. Появились рычаги не только морального, но и материального стимулирования педагогов, которые хорошо работают. Появился орган управления школой – управляющий совет, который помогает глубже видеть проблемы, существующие в школе, решать их коллегиально, с учетом мнения всех участников образовательного процесса. Для всех. Школа становится открытой площадкой совместного творчества детей, родителей, педагогов. Вся документация, в том числе и финансовая, открыта для всеобщего ознакомления, обсуждения, внесения коррективов. Формируется единое образовательное пространство района, округа, города, в котором каждый участник в состоянии оказывать влияние на происходящее в учебном заведении, делать его лучше, комфортнее, профессиональнее.Ну а теперь о конкретике! НСОТ! Первоначальная работа по введению новой системы оплаты труда предполагала, что мы все вместе ознакомимся с основными положениями постановления Правительства Москвы 86-пп и выработаем общие подходы к нашей дальнейшей работе. Собрания, «круглые столы», лекции и опросы помогли в этом. Вот пример одного из таких опросных листов:Ф. И. О. __________________(см. таблицу 1). Выработав основные подходы к введению НСОТ в положениях, определяющих оплату труда, мы закрепили основные положения, которые гарантировали то, что зарплата педагогов не уменьшится в связи с нововведениями. Мы предусмотрели базовую ставку учителя – ту, от которой начнут считаться надбавки, доплаты, ученико-час. Так как в школе достаточно сильный и квалифицированный педагогический коллектив, базовой ставкой стала ставка 12-го разряда ЕТС – 19741 рубль. Просчитали ученико-час, у нас он получился величиной в 10 рублей 61 копейку. Дальше мы предусмотрели коэффициенты для педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории, – 8% и 16% соответственно, заложили коэффициенты на деление классов на группы – от 1,5 до 3, предусмотрели сохранение тех надбавок и доплат, которые были гарантированы предыдущими нормативными документами: установили доплату учителям иностранного языка, доплату за звания и отраслевые награды, доплату за классное руководство. И очень важный момент – предусмотрели механизм компенсации, если при тех критериях, которые мы прописали в своем положении об оплате труда, произойдет уменьшение оплаты труда педагога, то есть из специального фонда мы доплачиваем тому, у кого упала зарплата до прежнего ее уровня. Отработав базовую часть фонда оплаты труда, мы перешли к выработке самого сложного и самого интересного этапа введения НСОТ – разработке стимулирующей части, ее критериев и методов распределения. Сначала попытались выяснить многие неясные или непонятные моменты, вот пример анкет и опросов, проводимых в коллективе:Система оплаты трудаКто должен оценивать качество работы?(см. таблицу 2).Какие критерии должны учитываться при оплате труда?(см. таблицу 3).Можно выбрать из перечисленных, можно предложить другие.Образование, наличие педагогического образования, общий стаж, педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении, категория, проверка тетрадей, руководство кабинетом, звание, государственные и отраслевые награды, дополнительная работа, результаты ЕГЭ и ГИА, процент качества, успеваемость, результаты независимых срезов знаний, участие в конкурсах, проведение выездных мероприятий с детьми, участие детей в олимпиадах и конкурсах, победы детей в олимпиадах и конкурсах, публикации, выступления педагога, методическая работа, повышение квалификации, другое.После долгих обсуждений пришли к выводу, что целесообразнее брать период изменения критериев – триместр (школа учится по триместровой системе), установить систему самооценки с контролем методического объединения и согласования с управляющим советом. Вот так выглядят листы самооценки педагогов школы:Лист самооценки педагога за 2010-2011 учебный год(см. таблицу 4).Дата заполнения: _________________ Подпись __________________________Каждый педагог самостоятельно заполняет свои листы самооценки, передает их администрации на проверку, после проверки и просьбы представить те или иные материалы, подтверждающие самооценку, выставляются баллы, передаются в методическое объединение для согласования и ознакомления. При отсутствии возражений подсчитывается общее количество баллов по категориям сотрудников, определяется размер стимулирующей части, который делится на количество баллов, чтобы определить «стоимость» одного балла, и начисляется стимулирующая часть сотруднику в соответствии с набранными баллами. Надо сказать, что уже в начале работы по новой системе у некоторых педагогов стимулирующая часть сравнялась с базовой, а у нескольких человек даже превысила ее.Что можно сказать еще? Новая система в школе введена с 1 сентября этого года. По результатам двух месяцев средняя заработная плата выросла на 17%, а к концу года превысит 20%. Мы сохранили всех сотрудников и группы продленного дня и кружки. Ни один из сотрудников школы не стал получать меньше, если ведет то же количество часов или выполняет тот же объем работ. И самое главное – мы стали больше интересоваться результативностью своей работы, ее качеством. Скоро конец триместра, и мы собираемся вместе, чтобы обсудить, что нужно поправить, изменить или доработать в нашей новой системе оплаты труда, ведь это тоже в наших силах!А.ВЕРГЛИНСКИЙ, директор школы №18

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте