Развитие школьного самоуправления решает такие важные задачи, как знакомство школьников с основами выборных технологий, формирование у них активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств. Последняя задача, как правило, считается наиболее важной. Между тем проблема формирования лидерских качеств должна быть теснейшим образом сопряжена с необходимостью воспитания высокой нравственности. Плоды несбалансированности в формировании лидерства и нравственности приходится пожинать довольно часто, и такие примеры встречаются на разных уровнях власти. Задумываемся ли мы, педагоги, над тем, что безнравственные лидеры – это в том числе производная и школьного самоуправления?
Безусловно, в ситуации размытости национальной идеологии трудно было придать школьному самоуправлению достойное нравственное содержание. Но не сводить же его, в самом деле, к организации дежурства или регламентации школьного порядка. Какая же идея сегодня является нравственным ориентиром школьного самоуправления? Анализ опыта деятельности образовательных учреждений в этом направлении показывает, что некоторые школы в качестве такой идеи выбрали социальное проектирование, волонтерство и благотворительность. Школьные лидеры таких образовательных учреждений становятся разработчиками и активно реализуют социальные проекты для различных незащищенных слоев населения, действуют в сферах социальной напряженности. Идеология социальной направленности лидерства в школьном самоуправлении соотносится с идеей воспитания социально ответственного бизнеса и может в целом влиять на оздоровление общества и взаимоотношения внутри него. Готовы ли мы, педагоги, научить детей задавать простой вопрос «Как я могу улучшить этот мир?» и с детской непосредственностью ввязываться в решение сложных социальных проблем? Можно сказать, что это не наши функциональные обязанности, а непростая духовная работа, несовместимая с мыслями о низкой зарплате и соответствующем социальном статусе. А может быть, это просто наша миссия? Ведь как бы нас ни уверяли в том, что мы предоставляем образовательную услугу, хочется думать, что мы выполняем миссию.Нина ТАМАРСКАЯ, директор средней школы№14, Калининград
Комментарии