Формирование способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации как задачи педагогической работы.
Продолжение. Начало в №№31, 34, 40 за 2008 год.
Если первый блок задач, стоящих перед воспитателем, связан с помощью ребенку в его жизненном (мировоззренческом, нравственном, гражданском, бытийном) самоопределении, то вторая группа задач вытекает из необходимости вооружить растущего человека средствами самореализации.
Постановка перед собой цели – необходимый шаг сознательного движения человека по жизни. Однако шаг недостаточный для раскрытия человеческой природы. Свободное развитие личности может осуществляться при условии, если личность владеет способами достижения своих целей. Именно они дают возможность реализовать принятые намерения, проявить свою истинную индивидуальность.
На каждом этапе развития у ребенка, подростка, юноши возникает актуальная сфера самореализации. По-своему, в зависимости от возраста, он утверждает свою растущую самостоятельность, взрослость, проверяет свои представления, взгляды, отстаивает право на уважение со стороны других людей – родителей, учителей, сверстников. У воспитателей в связи с этим появляются весьма важные задачи: во-первых, предоставить право школьнику на самоутверждение своей личности, на уважение своего человеческого достоинства; во-вторых, помочь ему овладеть такими способами самоутверждения, которые бы не ущемляли интересы других, то есть научить соблюдать нравственные законы, принятые в человеческом обществе.
В процессе самореализации дети проявляют как положительные, так и отрицательные качества. У одних это доброта, уступчивость, честность, принципиальность, умение понять другого, способность учитывать возможные последствия своих поступков. У других – грубость, хитрость, жадность, эгоизм, неоправданное упрямство. Наиболее важное, можно сказать, стратегическое направление педагогической работы – сделать для ребенка престижной сферу нравственного, а не безнравственного самоутверждения.
Особая область самореализации школьников – развитие творческих способностей: научных, художественных, технических, спортивных, организационно-коммуникативных. Прежде всего здесь требуется профессиональная помощь детям со стороны учителей-предметников, музыкантов, художников, режиссеров, инженеров, знатоков ремесел, социальных лидеров, психологов. А родителям, классным руководителям необходимо помочь ребенку попробовать свои силы в разных областях творческой деятельности, чтобы найти себя, не потерять заложенные природой творческие задатки.
При этом нельзя забывать, что начальный этап творческой самореализации личности может с успехом разворачиваться в рамках образовательно-воспитательного процесса как в учебной, так и во внеклассной работе в процессе коллективной творческой деятельности.
Следующий блок задач, решаемых воспитателем, затрагивает зону самоорганизации личности. Даже самые благородные цели человек не сможет реализовать, если он не обладает навыками элементарной психической саморегуляции, не может организовать режим жизни, режим дня, не способен осуществить поэтапное движение к достижению задуманного, не обладает настойчивостью, тактикой временного отступления и возвращения с иными вариантами способов достижения цели, не знает, как подготовиться к той или иной деятельности, как рациональнее вести работу или общение.
Все эти качества не формируются в одночасье. Однако с момента поступления в школу и до ее окончания эта сложная сфера может успешно осваиваться учениками с помощью учителей, родителей, других воспитателей. Большую роль здесь играет самостоятельная работа над собой, освоение рекомендаций «НОТ школьника», обмен опытом самоорганизации между детьми.
Важнейшим компонентом саморазвития личности является ее способность к самореабилитации. Эта сфера определяет четвертый блок задач воспитателя и так же, как способность к самоорганизации, связана со здоровьем школьника.
Учитель, ученики, класс (воспитатель, воспитанники, коллектив) в процессе самоопределения, самореализации, самоорганизации переживают определенные негативные состояния: физической и психологической усталости, неудовлетворенности собой и другими, стресса, разочарования, страха, неуверенности и т.д. Эти состояния на результат воспитательного процесса, на развитие личности оказывают разрушающее влияние. Особенно часто они возникают в результате столкновения тех или иных потребностей ребенка с необходимостью отсрочить их воплощение.
Для того чтобы восстановить личностную гармонию в человеке, необходимо дать ему средства защиты, средства физического и психологического стимулирования потребностей и творческой энергии. Самореабилитация предполагает наличие у человека возможности защитить себя культурными способами от несправедливостей, отстоять свою позицию, восстановить мир; умение решать конфликты без нервных перегрузок, способность снять излишнее напряжение (релаксация); владение не только своей психикой, своими эмоциями, но и своим телом; умение отдыхать (рекреация), адекватно оценить себя и других.
Таким образом, самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями педагогической работы.
Как же помочь ребенку в саморазвитии? Для этого воспитатель учит его, как познавать себя (самопознание); как справедливо оценивать себя (самооценка); как видеть мир таким, каким его видят другие (познание мира); как собственные желания (цели) соотнести с желаниями (целями) других, то есть учит целепониманию, самоанализу (рефлексии); и, конечно, как планировать, как организовать деятельность по достижению принятых целей.
Педагогика, ориентированная на интересы ребенка, на его саморазвитие, не может быть успешной, если не включает в этот процесс самого школьника. Иначе говоря, задачи саморазвития решаются лишь в совместной деятельности взрослых и детей.
Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Она подводит нас к пониманию сущности воспитания. Суть воспитания состоит в том, что это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют, таким образом, содержание воспитательного процесса.
Школа новой России, возрождая подлинную суть воспитания, берет на вооружение педагогику сотрудничества. Только в творческом сотрудничестве со взрослым ребенок обеспечен необходимым педагогическим руководством, не отторгает его, а принимает как условие успешности решения своих целей и проблем.
Нынешний взрыв насилия и экстремизма в молодежной среде объясняется и той педагогикой словесной требовательностью, которая выросла на фоне социального лицемерия и привела к изоляции иных подростков от взрослых. Когда взрослые не в силах показать моральный пример, пример поиска истины, они заменяют его различными волевыми приемами, приказаниями и нотациями, и процесс воспитания подменяется постоянным, изнуряющим ребенка и взрослого перевоспитанием. Перед воспитателем всегда альтернатива – или сотрудничество в воспитании, или борьба с детьми – иного не дано.
Олег ГАЗМАН, Александр ИВАНОВ
Продолжение следует
Комментарии